Конспект урока по технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заздравных Д.Н.

ТЕМА: Имя прилагательное (1 час).


класс 5, предмет: русский язык.

Цель изучения темы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при написании письма на основе:

• Представления о прилагательном.

• Понимания смысловых отношений между частями предложения.

•Умения - составлять связный текст.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный - осознание собственной успешности при изучении темы. Метапредметный

Познавательные умения:

Создавать творческий продукт (письмо другу).

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога.

Предметный (умения) определять и выделять графически имя прилагательное как член предложения. Различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные и обосновывать свое мнение. Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Термины и понятия (глоссарий) по теме: Второстепенные члены предложения, главные члены предложения, имя прилагательное, имя существительное, качественные имена прилагательные, относительные имена прилагательные, притяжательные имена прилагательные, разряд, словосочетание, части речи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: русский язык, литература

Ресурсы: учебник Бархударова С.Г., Крючкова С.Е. Русский язык. 5 класс. Методическое пособие. Пособие для учащихся дополнительный материал для выработки устойчивых навыков грамотного письма, автор Ахременкова Л.А. Интернет.

Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание: Напишите письмо на epals.com (сайт знакомств по переписке) своему сверстнику в Англию так, чтобы он захотел приехать в Якутск.

На слайде текст, прочитайте.

Якутск-столица Республики Саха (Якутии). Крупнейший по численности населения город на северо-востоке России, крупный культурный и научный центр. Третий город Дальневосточного федерального округа по численности населения. Якутск расположен в долине Туймаада на левом берегу реки Лена. На территории города находится гора Чочур-Муран. Якутск - самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты.

-Понравилось?(да)

-Составлено грамотно? (да)

-А человек, который очень любит свой город, восхищается им, написал бы ТАК?(нет).

-Что нужно сделать, чтобы получилось более красочно? (добавить яркие и выразительные слова, т.е. прилагательные)

-А что для этого нужно знать? (?)

-Образование степеней сравнения прилагательных.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)


Задание 1 (З)

Назовите значение выражений: "словосочетание", "качественные имена прилагательные", "относительные имена прилагательные", "притяжательные имена прилагательные", используя пример.

Задание 2 (З) с взаимопроверкой Слайд 4.

Выделите графически каждую группу прилагательных:

- синим цветом - качественные;
- зелёным цветом - относительные;
- красным цветом - притяжательные

"Летний", "быстрый", "лисья", "ловкий", "волчий", "стеклянный", "бумажный", "московский", "глубокая".

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что в словосочетании "папин город" прилагательное является качественным? Обоснуйте свой ответ, используя известные примеры.

Задание 3 (П)

Верно ли, что относительное прилагательное "бумажный" может быть качественным? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайды 5,6.

Определите разряд прилагательного в каждом словосочетании и напишите его в соответствующую группу:

- качественные прилагательные - …………….

- относительные прилагательные - …………….

- притяжательные прилагательные.

Резиновые сапоги, дождливая осень, охотничья лодка, яркая звезда, летний ветер, медвежья берлога, сильный снегопад.Допишите свой вариант словосочетания с прилагательным в каждую группу.

Задание 5 (У) Слайд 7.

Определите в данном тексте разряд прилагательного и обозначьте его, используя известную сокращенную форму.

Москва - столица России.


Москва - один из красивейших городов мира. Это самый крупный мегаполис Европы. Москва - замечательный город. Здесь до сих пор сохранились старые деревянные здания. Гордость Москвы - Красная Площадь. Для нашей семьи это самое красивое место в папином, мамином, моем любимом городе.

Диагностические задания

Слайд 8.

1. Определите постоянный признак каждого имени прилагательного и напишите его в соответствующую группу:

- относительные:

- притяжательные:

"Большой, заячий, настенный, кирпичный, узкий, рыбий, апельсиновый, острый, папин, осенний."

Слайд 9.

2. Спишите текст, определите качественные имена прилагательные, и обозначьте их.

Город счастливого детства


Я живу в городе Полярный. Это маленький северный городок на берегу Баренцева моря. Я очень его люблю. Здесь живут мои друзья. Полярный - красивый город. Весной он умыт дождями. Летом сопки покрыты зеленью. Осенью усыпан разноцветной листвой. Зимой покрыт снежной бахромой.

Я счастлива, что живу в таком прекрасном городе!

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Задание А (информативный уровень).

Допишите письмо своему сверстнику в Англию так, чтобы он захотел приехать в Якутск на основе изученного материала, по образцу.

Здравствуй, мой _____ друг Джон. Мне нравиться с тобой общаться по интернету, но я бы с _____ удовольствием познакомился бы в жизни. Приезжай ко мне в гости.

_____, _____, _____ - это мой город Якутск. Якутск-столица Республики Саха (Якутии). _____ по численности населения город на северо-востоке России, _____ культурный и научный центр. Якутск расположен в долине Туймаада на левом берегу реки Лена. На территории города находится гора Чочур-Муран.

Когда ты приедешь мы с тобой сходить в музей мамонта. И мой _____ Якутский Государственный Академический Драматический театр.

Джон, надеюсь тебе понравилось мое предложение. Буду ждать от тебя ответа. Пока.

Саша, 17 марта город Якутск.

Слова для справки: Крупнейший, большой, замечательный, крупный, любимый, светлый, дружный, родной.

Задание Б (импровизационный уровень)

Напишите письмо на epals.com (сайт знакомств по переписке) своему сверстнику в Англию так, чтобы он захотел приехать в Якутск на основе материалов учебной темы и памятки.

Памятка:

План письма.

1.Приветствие (обращение).

2.Рассказ о своем городе.

3. Просьба писать письма.

4. Заключительные слова, прощание.

5. Подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.

Задание В (эвристический уровень)

Напишите письмо на epals.com (сайт знакомств по переписке) своему сверстнику в Англию так, чтобы он захотел приехать в Якутск.

IV этап. Рефлексивная деятельность

ДЭС- интерактивная доска.

Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложения.

Для меня было важно (полезно) изучать тему «Имя прилагательное», потому что ____________.

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения.

Я оцениваю свою работу по теме на __________.(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что __________.



© 2010-2022