Разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе

Открытый урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: Обобщающий урок « Односоставные предложения и их роль в художественном тексте». Цель: Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях;   Задачи:1) Развивать умение различать виды односоставных предложений; 2)Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; 3)Определять роль односоставных предложений в художественном тексте; 4) Воспитывать любовь к родной природе через слово.   Оборудование: ·        Мультимедийная установка ·        Компьютерная презентация ·        Карточки индивидуальной работы ·        Тестовые задания Ход урока.   I. Организационный момент. Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения  в тексте и определять их вид, поговорим o сфере употребления этих предложений. Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.       Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях.   II. Терминологический диктант. (Презентация) Но прежде всего мы вспомним правописание слов – терминов.        Односоставное,        определенно-личное,        неопределенно-личное,         безличное, обобщенно-личное, назывное.   (У доски работает ученик). ЗАДАНИЕ: В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям: 1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена  - подлежащего или сказуемого. 2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. 3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего. 4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного  числа или форму 3 л. множественного числа. 5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления. 6) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи. III.     Фронтальный опрос. Дома вы повторили все эти определения. Какие предложения называются односоставными, определенно-личными, обобщенно-личными, неопределенно-личными, безличными, назывными?  IV.    Работа c текстом. A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c этими видами предложений [ Лес – источник жизни.] Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Вспомните то уд. . . вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, охватывающ... вас, как только вы попада...те в л.. .са из душных городских домов. Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба. Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаем...ся жизнью. (K. Паустовский) Задание:    Ø Выразительно прочитать текст. Ø 2. O чем текст? Ø 3. Какова основная мысль? Ø 4. Какие слова или даже предложения помогают автору выразить основную мысль? Ø 5. Как вы понимаете значение слова «исполинский»? Ø 6. Подберите синонимы к нему (устно). Почему же автор использует именно это слово из синонимического ряда? Ø 7. Определите стиль данного текста. Ø 8. Как можно озаглавить текст? Сравнить свои заголовки c заголовком автора. Ø 9. Обратить внимание ...   Мы убедились, что многие поэты широко ис­пользуют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные пред­ложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоцио­нальнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.   V. Лингвистическая игра «Четвертый лишний». Исследовательской работа, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных. Здесь поможет хорошо знакомая нам лингвистическая игра «Четвертый лишний». B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.             I. Ночь темна. За дверью бегают. Сестра – врач. Не плачь ты  попусту.              II. Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на пол- часа. Травы скашивают рано утром.             III. Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.            IV. C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.   V. Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду – еду в чистом поле. Идём по лесу. VI. Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 8-м классе.

Тема: Обобщающий урок « Односоставные предложения и их роль в художественном тексте».

Учитель первой квалификационной категории МБОУ «Хотиловская СОШ» Бологовского района Тверской области Ковтун Ларгия Альфредовна.


Цель: Обобщить и закрепить знания об односоставных предложениях;

Задачи:1) Развивать умение различать виды односоставных предложений;

2)Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

3)Определять роль односоставных предложений в художественном тексте;

4) Воспитывать любовь к родной природе через слово.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка

  • Компьютерная презентация

  • Карточки индивидуальной работы

  • Тестовые задания



Ход урока.


I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях,

покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид,

поговорим o сфере употребления этих предложений.

Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.

Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях.





II. Терминологический диктант. (Презентация)

Но прежде всего мы вспомним правописание слов - терминов.

Односоставное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное,
обобщенно-личное, назывное.


(У доски работает ученик).

ЗАДАНИЕ: В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям:

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.


III. Фронтальный опрос.

Дома вы повторили все эти определения. Какие предложения называются односоставными, определенно-личными, обобщенно-личными, неопределенно-личными, безличными, назывными?



IV. Работа c текстом.

A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c этими видами предложений

[ Лес - источник жизни.]

Леса - величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Вспомните то уд. . . вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, охватывающ... вас, как только вы попада...те в л.. .са из душных городских домов.

Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.

Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаем...ся жизнью. (K. Паустовский)

Задание:

  • Выразительно прочитать текст.

  • 2. O чем текст?

  • 3. Какова основная мысль?

  • 4. Какие слова или даже предложения помогают автору выразить основную мысль?

  • 5. Как вы понимаете значение слова «исполинский»?

  • 6. Подберите синонимы к нему (устно). Почему же автор использует именно это слово из синонимического ряда?

  • 7. Определите стиль данного текста.

  • 8. Как можно озаглавить текст? Сравнить свои заголовки c заголовком автора.

  • 9. Обратить внимание на предложения c пропущенными орфограммами. Объяснить их написание.

  • 1. Найдите односоставные предложения (c одним подлежащим, затем c главным членом предложения - сказуемым). Какова их роль?

Мы убедились, что многие поэты широко ис­пользуют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные пред­ложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоцио­нальнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.










V. Лингвистическая игра «Четвертый лишний».

Исследовательской работа, цель которой - найти односоставные предложения среди однотипных.

Здесь поможет хорошо знакомая нам лингвистическая игра «Четвертый лишний».

B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.

I. Ночь темна. За дверью бегают. Сестра - врач. Не плачь ты попусту.

II. Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на пол- часа. Травы скашивают рано утром.

III. Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.

IV. C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.

V. Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду - еду в чистом поле. Идём по лесу.

VI. Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро.

VI.Распределительный диктант.

Распределите предложения на 2 группы. Запишите, выделяя грамматические основы:

Односоставные предложения

Двусоставные предложения

2,3,4,5,7,9,10

1,6,8

1.Снег белеет кругом по колено.

2. Так морозно, светло и бело!..

3. Снегом пушистым лёд замело.

4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

5. Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Зимний воздух был тих и звучен.

7. В домах зимними вечерами зажигают огни.

8. Ночь светла, мороз сияет.

9. Любуемся чудесной картиной зимней природы.

10. Какой сильный мороз!

VII. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающимв воздухе паром.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).


VIII. Лингвистические задачи.

(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистических задач, которые необходимо решить, а ответ аргументировать.)

Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты 5 в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Решение.

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.

Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.

Задание: Чем отличаются (по смыслу и синтаксически) следующие два предложения:

А) Не нужно золота ему.

Б) Не нужно золото ему.

Решение.

Первое - безличное, а второе - личное.

Первое - односоставное, а второе - двусоставное.

Задание: Чем интересен следующий отрывок из стихотворения А.Фета «Вечер»?

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Решение.

Все четыре предложения безличные.

Глаголы выражены безличной формой личных глаголов.


IX. Работа по карточкам.

(Определение вида односоставных предложений).

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

Ф.

И. учащегося.

1)

назывное

2)

безличное

3)

безличное

4)

безличное

5)

определенно-личное

6)

назывное

7)

неопределенно-личное

8)

определенно-личное

X. Творческая работа.

(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем

с подбором эпиграфа).

XI. Итог урока.

Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)

Рефлексия.


1. Как Вам сегодня работалось? (учащиеся рисуют на отдельных подписанных листочках смайлики).

2. Закончите предложения:
Сегодня на занятии мне удалось….
Самым интересным для меня было….
Особенно трудным мне показалось….

XII.Домашнее задание.

Задание на дом: решить тест (по вариантам)




7

© 2010-2022