- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русского языка по теме Правописание личных окончаний глагола
Разработка урока русского языка по теме Правописание личных окончаний глагола
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Меркулова З.Х. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс "Русский язык. Теория. 5-9 классы" В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; "Русский язык. Практика. 6 класс". Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. М., "Дрофа", 2007.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, мультимедийный проектор
Время реализации занятия: 40 минут
Авторский медиапродукт:
-
среда Smart Notebook;
-
вид медиапродукта- презентация, 21 слайд;
-
текстовый редактор Microsoft Word.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
-
Повышение уровня заинтересованности обучающихся.
-
Повышение эффективности учебного материала.
-
Развитие понятийного мышления (за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал)
Задачи занятия:
Образовательные
- повторение изученного о глаголе;
- формирование умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению.
Воспитательные - формирование коммуникативных умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board
План занятия:
№ п/п
Этапы занятия
Временная реализация
1
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока
3 минуты
2
Знакомство с планом урока
1минута
3
Повторение материала "Общее грамматическое значение глагола, морфологические признаки"
6 минут
4
Повторение теоретического материала прошлого урока
1 минута
5
Срез знаний теоретического материала прошлого урока
3 минуты
6
Проверка умений определять спряжение глагола по личным окончаниям
3 минуты
7
Пауза. Аутогенная тренировка.
1 минута
8
Проблемный вопрос
2 минуты
9
Самостоятельная работа с материалом учебника
3 минуты
10
Выработка алгоритма рассуждения при решении орфографической задачи.
2 минуты
11
Коллективное решение орфографической задачи
5 минут
12
Работа с материалом учебника. Закрепление материала. Упр.156.2
3 минуты
13
Закрепление материала. Работа по вариантам.
5 минут
14
Тест
5 минут
15
Итоги урока
2 минут
Карта урока
Комментарий хода урока
Время (мин)
№ слайдов
Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности
Организационный момент.
Тема урока.
Запись даты, темы урока в тетрадях.
3
1
Внимание
Настрой на урок
Знакомство с планом урока.
1
2
Внимание
Рефлексивность
Аргументированность
Активность
Повторение.
Проверка. Что лишнее?
6
4
Память
Внимание
Коммуникативная
культура
Ясность речи
Глубина рассуждений
Повторение теоретического материала.
Срез знаний теоретического материала
1
3
10
11
Мышление
Логика.Память
Аргументированность
Активность
Аккуратность
Проверка умений определять спряжение глагола по личным окончаниям
3
12,13
Внимание
Точность речи
Рефлексивность
Активность
Любознательность
Пауза. Аутогенная тренировка.
1
14
Эмоционально-чувственные
Проблемный вопрос
2
15
Аналитичность
Работа по учебнику.
3
16
Самостоятельность
Выработка алгоритма
2
17
Точность речи
Толерантность, умение слушать и слышать
Коллективное решение орфографической задачи
5
15
Активность, целеустремленность, настойчивость, ответственность
Закрепление материала. Работа по вариантам.
5
18
Внимание
Самостоятельность
Тест
19,20
Внимание
Ответственность
Рефлексивность
Схема взаимосвязи слайдов презентации
Содержание кадров.
-
Титульный лист, тема урока.
-
План урока
-
Общее грамматическое значение глагола. Морфологические признаки глагола.
-
Проверка работы по слайду №3, ссылки на справочник. Справочник.
-
Возвратность глаголов.
-
Вид глагола.
-
Наклонения глагола.
-
Изменение глагола по временам.
-
Лицо, число и род глаголов.
-
Что такое спряжение?
-
Таблица "Личные окончания глаголов".
-
Задание: распределить глаголы в два столбика в соответствии со спряжением.
-
Проверка задания слайда № 12.
-
Аутогенная тренировка. Звуки леса.
-
Текст для решения орфографической задачи. Проблемный вопрос.
-
Новый теоретический материал по теме урока. Таблица "Определение спряжения по инфинитиву"
-
Алгоритм.
-
Задание на закрепление материала. Вставить орфограмму "Безударная гласная в окончании глагола"
-
Тест.
-
Продолжение теста, проверка. Кнопка "Аплодисменты", анимация.
-
Ссылки на Интернет-ресурсы.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие, объявление темы урока. Знакомство с планом урока.
СЛАЙДЫ 1 и 2.
II. Повторение.
- Вспомним, что изучали на предыдущих уроках.
- Что знаем о глаголе?
Задание "Закончи высказывания" СЛАЙД 3.(Ученики по очереди выходят к доске и составляют высказывания о глаголе, передвигая прикосновением руки к экрану слова-термины)
Проверка работы. СЛАЙД 4 .
Работа в парах: взаимопроверка знания грамматических категорий глагола.
III. Изучение нового материала.
1. Повторение теории
- Сегодня на уроке мы работаем с листами контроля. Подпишите листы.
- Перед тем, как приступить к изучению нового материала, вспомним, что изучили о глаголе на прошлом уроке. Зачем нам это надо? (Выслушиваются ответы учеников)
- Вспомним, что изучали на первом уроке по теме "Спряжение глаголов".
СЛАЙД 5 .
- Что такое спряжение глаголов? Проговариваем ответ соседу по парте. Взаимооценка в листе контроля, указываем ДА- знает, НЕТ- не знает (Открываем правильные ответы на вопросы слайда 5, отодвинув прямоугольники)
- Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
Работа в тетрадях, заполнение таблицы, один ученик у доски, передвигает объекты рукой или с помощью мышки)
Самопроверка по СЛАЙДУ 6.. В листе контроля каждый у себя отмечает количество ошибок.
2. Проверка умений применять знания.
Работа по учебнику, выполнение упражнения 152, выборочно:
I вариант - I спряжение
II вариант - II спряжение
Один ученик от каждого варианта (по очереди) выполняет задание у доски. СЛАЙД 7 .
Проверка СЛАЙД 8 . Взаимооценка. Указываем количество ошибок.
IV. Аутогенная тренировка.
Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глаза.
СЛАЙД 9.(Продолжительность 1 минута, учитель читает текст медленно, спокойно)
- Представьте, что Вы идёте по опушке леса. Весь пернатый мир радуется вашему существованию. В начале прогулки призывной дробью Вас приветствует дятел. Высоко в небе заливисто поют жаворонки.
Неторопливому журчанию ручейка аккомпанирует жужжание пчёл,
стрёкот сороки и щебет других лесных птиц. Под развесистой веткой ели Вы пережидаете небольшой дождь. У озера Вас встречают крики лягушек. Светит солнышко, веет ласковый ветерок… Как хорошо … Вы на уроке русского языка. Продолжаем работу.
V. Изучение нового материала.
1.СЛАЙД 8 . Давайте расставим в глаголах ударение. Посмотрите, есть окончания ударные, а есть и безударные. (Отодвигается шторка вниз)
Проблемный вопрос: как быть, если надо написать эти глаголы под диктовку или в сочинении?(Выслушиваются версии)
2. СЛАЙД 11 . Дан текст с пропущенными орфограммами в окончаниях глаголов:
Прошлой осенью ходил я к дальнему озеру за окунями. Тихо и светло быва . т в лесу осенним днем. В таком лесу далеко слыш . тся каждый звук. Вот кто-то бежит под кустами. Присяд . шь на корточки и вид . шь: кат . тся возок с листьями. \
- Как нам заполнить пропуски? Если есть орфограмма, значит, есть какое-то правило. Давайте попробуем решить эту задачу. (Выслушиваются версии)
Где лучше всего найти ответ на вопрос и узнать, чья версия верная?
3. Работа с учебником "Теория". § 91, с. 127.
Найти ответ, как определить спряжение глагола с безударным окончанием, сделать записи в тетрадях.
4. Выслушиваются ответы учащихся. Проверка по СЛАЙДУ 12
- Как определить окончание глагола, если оно безударное?
- Какие глаголы относятся ко II спряжению? Какие - к I спряжению?
- Как будем рассуждать? (Составление алгоритма рассуждения)
Проверка по СЛАЙДУ 12.
5. Решение орфографической задачи (возвращаемся на СЛАЙД )
VI. Закрепление
В зависимости от уровня усвоения материала можно организовать работу по-разному:
вернуться к теории,
выполнить задание на закрепление (СЛАЙД 13). Самопроверка. В лист контроля выставляется количество ошибок.
выполнить тест (СЛАЙД 14 и 15).Взаимопроверка. Указывается количество ошибок.
VII. Подведение итогов урока.
Какую очень нужную огфограмму мы узнали сегодня? (Проговариваются все положения теории, можно вернуться на СЛАЙД 11и 12).
Домашнее задание.
-
§ 91.
-
Приготовить памятку "Какие глаголы относятся ко II спряжению"
-
Упражнение 157.
Литература:
-
Сенина Н.А., Вишневецкая Г.В. и др. Русский язык, 6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. "Легион", Ростов-на-Дону, 2009г.
-
Купалова А.Ю., Леденева В.В. и др. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в школе и дома. "Сантакс-Пресс", М. 2005г.
-
Ресурсы Интернет.