Сценарий литературного праздника для старшеклассников Будем помнить

             Уже в течение нескольких лет мы реализуем проект по патриотическому воспитанию учащихся «Будем помнить». В рамках этого проекта   школьники  представили исследовательские работы: «Города русской славы», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».  Одним из направлений проекта является подготовка и проведение школьных праздников, литературных гостиных, устных журналов, направленных на воспитание патриотизма у подрастающего поколения.          В предложенном сценарии праздника для...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА

(Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов)

Ведущий.

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей страны день, день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и мертвых:

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березах сок.

Ведущая.

И ходит по Земле

Босая Память - маленькая женщина.

Она идет, переступая рвы,-

Ей не нужны ни виды, ни прописки,

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

9 Мая мы принесем фронтовикам цветы. Это от нас - с верой, надеждой, любовью…

Ведущий.

Над страной проносилась светлая тень короткой ночи - самой короткой из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарей, занимался рассвет.

Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае…

Выпускной вечер. Звучит школьный вальс. (По сцене проходят юноши и девушки с цветами и шарами; утро 22 июня 1941 года).

Вальс заканчивается, в это время звучит выстрелы, затем песня «Священная война»

Девушка (Булат Окуджава)

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Юноша.

Ах, война, что ты, подлая, сделала…

Вместо свадеб разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон,

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что делать вам нечего,

Что идете войной наугад.

До свидания, девочки,

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий.

Война со всеми ее ужасами, страданиями, горем выпала на долю этих мальчишек и девчонок. Они прошли войну в солдатских шинелях. Служили в пехоте, артиллерии, авиации, разведке… У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали…

Исполняется песня «Огонек».

«Фольклорный ансамбль «Сударушки» исполняет песню «У деревни Крюково»

Ведущая.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Но с годами все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне. Она не только спасала, но и стреляла, бомбила, ходила в разведку.

Инсценировка (отрывки из произведения С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Отрывок первый.

Теперь что? Теперь надо в военное одеться. Дали нам всем вещевые мешки, чтобы мы вещи туда свои убрали, а вещмешки новенькие. Я лямочки отрезала, донышко распорола и надела на себя. Получилась новенькая юбка.

Нашла где-то гимнастерку не очень рваную, подпоясалась ремнем и решила похвастаться девчонкам. И только я перед ними покрутилась, как в нашу землянку заходит старшина, а за ним идет командир части.

Старшина: смирно!

Заходит подполковник, старшина к нему:

  • Товарищ, подполковник, разрешите обратиться. С девчатами ЧП. Я им вещмешки выдал, чтобы они туда вещи уложили, а они сами туда залезли.

Отрывок второй.

Окончила я курсы шоферов. Шестимесячные. Не спрашивали, что учительница (я до войны в педтехникуме училась). Кому в войну нужны учителя? Нужны солдаты. Нас много девчонок было, целый автобат. А однажды на учениях, я не могу об этом без слез вспоминать. Была весна. Мы отстрелялись и шли назад. И я нарвала фиалок. Маленький такой букетик. Нарвала и привязала к штыку. Так и иду. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу, и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов» ему было странно, как это в такой обстановке можно было о цветах думать. Но я фиалки не выбросила. Я их тихонько сняла и в карман положила. Мне за эти фиалки дали три наряда вне очереди.

Отрывок третий.

Однажды после выступления в госпитале ко мне подошел главврач и говорит: «Здесь у нас в отдельной палате лежит тяжелораненый танкист. Он почти ни на что не реагирует, ему поможет ваша песня…» иду в палату. Сколько буду жить, не забуду этого человека, который чудом вылез из горящего танка и обгорел с головы до ног. Он лежал неподвижно, вытянувшись на кровати, с черным, без глаз лицом. Горло перехватило судорогой, и я несколько минут не могла взять себя в руки. Потом начала потихоньку петь. Он что-то прошептал. Я наклонилась и услышала: «Спойте еще». И я пела ему еще и еще, исполнила весь свой репертуар.

Исполняется песня. «Синий платочек»

Ведущий.

Все было на войне - смерть, страх, слабость, тяжелая работа. И было женское долготерпение. Молодость и война, любовь и смерть. Какие несовместимые понятия, но было именно так. А еще солдатское братство и вера в мистическую силу любви.

Исполняется песня «Темная ночь»

Девушка.

Лившиц «Баллада о черством куске».

Исполняется песня «Ах, эти тучи в голубом…»

Отрывок четвертый.

Я была командиром взвода саперов. Моему взводу было приказано прочесать пересеченную местность от местечка к железной дороге. Вдоль шоссе шли наши разведчики с миноискателями. Моросил холодный дождик. Все промокли до ниточки. Сапоги разбухли, стали тяжелыми. Впереди меня на поводке шла моя собака Пелька. Найдет снаряд или мину, сядет возле нее и ждет, пока не разминируют. Вдруг слышу - передают по цепи: «Лейтенант, к генералу!» оглянулась, на проселочной дороге стоял «виллис». Я перепрыгнула через кювет, на ходу одернула полы шинели, поправила ремень и пилотку. Все равно вид у меня был затрапезный. Подбежала к машине, открыла дверцу и стала докладывать:

  • Товарищ генерал, по вашему приказанию…

Не успела окончить доклада, услышала:

  • Отставить…

Я остановилась и стала по стойке «смирно». Генерал даже не повернулся ко мне, а через стекло машины смотрел на дорогу. Вижу, он стал нервничать и часто посматривать на часы. Я стою. Он обращается к своему ординарцу:

  • Где же тот командир саперов?

Я снова пытаюсь доложить:

  • Товарищ генерал…

Он повернулся ко мне и с досадой:

  • На черта ты мне нужна!..

Я все поняла и расхохоталась. Тогда его ординарец и говорит:

  • Товарищ генерал, а, может, она и есть командир взвода?

Генерал уставился на меня:

  • Ты кто?

  • Командир саперного взвода, товарищ генерал.

  • Ты - командир взвода? - возмутился он.

  • Так точно, товарищ генерал!

  • Это твои саперы работают?

  • Так точно, товарищ генерал.

  • Заладила: товарищ генерал, товарищ генерал…

Он вылез из машины, прошел несколько шагов вперед, затем повернулся ко мне. Постоял, смерил меня глазами. И к своему ординарцу:

-Видал?

А у меня спросил:

  • Сколько же тебе лет, лейтенант?

  • Двадцать, товарищ генерал.

Он еще долго расспрашивал меня, предложил перейти в их танковую часть. Им саперы позарез нужны были. Потом отвел меня в сторонку и показал за лесок:

- Вон там стоят мои коробочки, я хочу пропустить их по железной дороге. Рельсы и шпалы сняты, но она могла быть заминирована. Удружи танкистам, проверь дорогу. Здесь удобнее и ближе двигаться к передовой. Знаешь, что такое внезапный удар?

  • Знаю, товарищ генерал

  • Вот и хорошо. Ну, будь здорова, лейтенант.

А дорога действительно оказалась заминированной.

Отрывок пятый.

Через год после начала войны мне присвоили звание младшего сержанта и назначили командиром второго орудия, в котором были две девушки и четверо мужчин. От интенсивного огня стволы орудий накалялись докрасна, становилось опасно вести огонь такими орудиями, приходилось, вопреки всем правилам, охлаждать их смоченными водой одеялами. Орудия не выдерживали, а люди выдерживали. Девчонки наши выдерживали. Вот какие были девчонки! Мы не жалели себя.

Услышав по радио о победе, я подняла расчет по тревоге и подала свою последнюю команду: «Азимут пятнадцать ноль-ноль. Угол возвышения десять ноль. Взрыватель сто двадцать, темп десять!» Сама подошла к замку и начала салютовать четырьмя снарядами в честь нашей победы после четырех лет войны.

На выстрелы выбежали все, кто был на позиции батареи, а также комбат Слатвинский. За самовольство он при всех посадил меня под арест, но потом отменил свое решение. И мы все вместе салютовали, теперь уже из личного оружия, обнимались и плакали. А потом плакали всю ночь и весь день.

Юноша

С. Викулов «В тот миг»

Когда в последний раз мы разрядили

Стволы всех наших грозных батарей, мир замер, ахнув:

«Все же победили».

В то миг он озадачен был скорей, чем изумлен:

Великую загадку

Явил собой наш воин!

Где ответ?

А он, устав смертельно, сбросил скатку,

Спиной к рейхстагу сел,

Достал кисет

И, угощая тех, что подходили,

Махрой, как будто дома, у крыльца,

Сказал негромко:

«Все же победили!»

и не добавил больше ни словца.

И тот, кто слышал эту фразу,

Уж ни о чем и через много лет

Не спрашивал нас более ни разу-

Она дала ему на все ответ.

Юноша

А. Сурков «Утро победы»

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина…Тишина… Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: отмаялись, баста!

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая, колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Звучит вальс Победы.

Учащиеся исполняют вальс.

Литература.

  1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. - М. : 1998.

  2. Викулов С. Стихотворения. - М.: 1987.

  3. Современная русская поэзия. Сборник стихотворений. - М.: 1985.







© 2010-2022