Происхождение мира и богов. (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №3 Дата___________

Тема урока : Происхождение мира и богов.

Цель:

Обучающая - дать представление об устройстве мира в мифологии древних греков, о структуре греческой мифологии, о титанах, богах и героях;

Развивающая - развивать мышление и речь учащихся, восприятие художественных образов;

Воспитывающая - воспитывать уважение и интерес к мифологии и ее мировоззренческим основам.

Методы: наглядный, репродуктивный

Приёмы: беседа, рассказ, объяснение, вопрос-ответ

Наглядности и оборудование: карточки, таблица-плакат с цитатами, книги

Вид урока: урок по сообщению новых знаний.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

  1. Беседа.

- Расскажите о жизни и творчестве Гесиода.

- О чем рассказывает поэма Гесиода «Труды и дни»?

- Расскажите о жизни и творчестве Овидия.

- О чем рассказывает его поэма «Метаморфозы»?

  1. Презентация.

Учащиеся проводят презентацию «медного» и «железного» веков, используя текст поэм и подготовленные дома иллюстрации.

- Чем отличается описание «медного» и «железного» веков у Гесиода и Овидия?

Выводы записываются в тетрадь.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1.Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. До нас дошли многочисленные сказания и мифы разных народов о происхождении нашей планеты. И сегодня мы побываем в гостях у одного из самых культурных народов - древних греков, узнаем, о чём повествуют их мифы. Познакомимся с титанами, богами и героями, населявшими этот мифологический мир, с описанием подвигов и приключений героев-людей, одаренных сверхъестественной силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми богов и людей.

Но сначала мы узнаем, что называют античной мифологией.

Античной (от латинского слова «древний») мифологией называют мифологию древних греков и римлян. Создали эту мифологию греки, обитавшие на островах бассейна Эгейского миря. Римские легионы покорили Древнюю Элладу, но сами оказались покоренными ее прекрасным искусством. Они заимствовали греческую мифологию, ничего не меняя в ней, кроме имен.

Античная мифология стала почвой, на которой выросла древнегреческая и древнеримская литература.

В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом. С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре - человеке-быке и верили, что все это правда. Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедии. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Поэты и мыслители сами сочиняли мифы.

Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы - эпос (от греческого «слово, повествование»). С незапамятных времен по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Некоторые певцы учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был дидактический (от греческого «дидактикос» - наставительный, поучительный) эпос.

Но наиболее сильное влияние на литературу и искусство оказали мифы о героях. Эти мифы, возникавшие в эпоху родового строя, оформлялись в эпические песни, которые складывались и исполнялись сначала старейшими, а затем странствующими певцами-аэдами.

В поисках защиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов.

В их мифах можно заметить и следы анимизма, тотемизма. Но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей. При этом они наделили их непреходящими качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием.

Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны. Но выше богов была судьба. Ее олицетворяли Мойры - дочери Зевса и Фемиды. Их было три: Клото, прядущая нить жизни, Лахесис, определяющая судьбу (длину нити жизни) и Атропос, перерезающая нить, - неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - её случайности, третья - неотвратимость её решений. Мойр изображали сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем, Лахесис - о прошедшем, Атропос - о будущем.

Мойры символизировали собой предопределение, изменить которое не мог никто. Таким образом, греки даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей.

Греки видели в богах существа, у которых все, свойственные человеку качества, проявлялись в более грандиозном и возвышенном виде. Это помогало грекам через богов лучше понять себя, оценить свои силы. Греческая мифология поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла.

  1. Чтение мифа.

Учащиеся читают вслух миф о происхождении мира и богов и составляют (на доске и в тетради) схему мироздания и генеалогическое древо богов.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Работа с текстом.

- Какими эпитетами характеризуется первозданный Хаос в мифе?

- Перечислите все, что возникло из Хаоса.

- Каких детей породили Гея и Уран? Нарисуйте их в тетради.

- Какая богиня на Олимпе управляет судьбой людей и богов? Кто ей помогает?

  1. Беседа.

- Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникли - Гея (Земля) и Тартар - глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались только по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, - это знак, который указывает на волю богов. Оракулы (предсказатели) истолковывали эти знаки.

- Как древние греки представляли себе Олимп и богов-олимпийцев?

- Какие отношения, в их представлении, царили на Олимпе?

- Каких древнегреческих богов вы знаете? Расскажите о них.

Зéвс - верховный бог, бог грома и молнии.

Гéра - супруга Зевса, покровительница законного супружества и браков.

Посейдóн - бог моря.

Аúд - бог подземного царства.

Афродúта - богиня любви.

Артемúда - богиня охоты.

Демéтра - богиня плодородия и земледелия.

Афúна - богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.

Аполлóн - бог-покровитель искусств.

Гéлиос - бог Солнца.

Арéс - бог войны и военного дела.

Гименéй - юный бог брака.

Гефéст - бог огненной стихии и кузнечного мастерства.

Гермéс - бог-покровитель путников и торговли.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Составьте связный рассказ о жизни богов на Олимпе (по группам).

1 группа. Прочитайте миф «Посейдон и божества моря». Выясните, кто был главным божеством в море, каковы его родственные связи, окружение. Составьте «родословную» Посейдона. Найдите сходство с людьми. Что, по-вашему, объясняет миф о Посейдоне и божествах моря? Составьте связный рассказ о Посейдоне.

2 группа. Прочитайте миф «Царство мрачного Аида». Как представляли себе подземное царство древние греки? Составьте «родословную» Аида, выясните его родственные связи, определите, кто входил в окружение Аида. Найдите сходство с людьми. Чему учит миф о царстве Аида? Составьте связный рассказ о царстве Аида.

VI. Этап рефлексии


© 2010-2022