Разработка урока по русскому языку на тему Существительное6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ » ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Класс 6

ЦЕЛИ: обобщение изученного материала по теме » Имя существительное»;

закрепление знаний основных орфограмм, изученных по теме, формирование навыков практического применения теоретических

знаний, правильного использования в устной и письменной

речи;

развитие познавательной активности;

продолжение работы над формированием красивой речи, умений логически связно строить монологическую речь;

воспитание культуры поведения и общения при работе.

ТИП УРОКА: урок повторения и закрепления знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные задания, большой конверт, приглашение

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.МОТИВАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

УЧИТЕЛЬ. Всему название дано: и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас

Означено словами.

-Что это за слова, которые обозначают названия предметов? На какие вопросы они отвечают?

(Составление устного монологического высказывания об имени существительном).

Стук в дверь. Входит ученик - старшеклассник и вручает большой конверт. В нём задания и приглашение

УЧЕНИК. Я пришёл издалека,

Ждал я школьного звонка.

И вручаю вам пакет.

Ну, а что же в нём?... Секрет…

3.ПУТЕШЕСТВИЕ

УЧИТЕЛЬ. Ребята, нас приглашают в путешествие.

(Учитель читает)

Дорогие ребята!

Буду рада видеть вас

У себя в гостях - весь класс.

Но для этого вам нужно

Очень быстро, очень дружно

Все заданья выполнять.

Знаю, что вы проходили,

Но хочу, чтоб повторили,

Закрепили, обобщили

То, что раньше изучили. Королева Морфология.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

УЧИТЕЛЬ.

ЗАДАНИЕ № 1 (УСТНО)

По какому признаку можно разделить на 2 группы слова:

Дома, урок, экскурсии, поход, мячи, дерево, ежи.

( категория числа)

По какому признаку можно разделить на 4 группы слова:

Луна, месяц, небо, солнце, плакса, молодец, грязнуля, мама, лес

(категория рода)

По какому признаку можно разделить на 2 группы слова:

Ребёнок, стул, птица, мебель, картина, парта, лиса

(одушевленные, неодушевленные)

ЗАДАНИЕ№ 2

Развитие познавательной активности на уроке

Правильно и строго по порядку, распределив имена существительные по склонениям, вы сможете прочитать пословицу по начальным буквам слов.

СЛОВА: вор, ночь, попугай, одежда, олень, ель, луг, девушка, иволга, енот, вечность, нитка, особенность, известь, насыпь.

РЕШЕНИЕ:

1скл. 2скл. 3скл.

Одежда Вор Ночь

Девушка Попугай Ель

Иволга Олень Вечность

Нитка Луг Особенность

Енот Известь

Насыпь

-Беседа по смысловому содержанию пословицы.

ЗАДАНИЕ № 3

1.ИГРА « НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»

Каждый ряд записывает 5-6 слов

1 ряд - имена существительные среднего рода (кино,шоу, кафе, жюри, метро, меню)

2ряд - имена существительные мужского рода (кофе, фламинго, торнадо, Сочи)

3ряд - имена существительные женского рода (салями, кольраби, авеню, Конго, мисс)

Задание: ОБОЗНАЧИТЬ ОКОНЧАНИЯ У ЭТИХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

( Их нет). ПОЧЕМУ? (Потому что они не изменяются по падежам и числам)

2.«НАЙДИ ДРУГА «

К несклоняемым существительным подберите прилагательные, определите их род.

Кенгуру (большой)

Какаду (хохлатый)

Кашне (тёплое)

Пальто (новое)

Конго (полноводная)

Баку (солнечный)

Фламинго (розовый)

Кофе (растворимый)

ЗАДАНИЕ №4

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ И ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ СЛОВ ОТГАДАЙ СЛОВО, ОПРЕДЕЛИ ЕГО РОД, ТИП СКЛОНЕНИЯ

1.Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не

говорит. ( Ива)

2.Летит огненная стрела, никто её не поймает.

(Молния).

3.Если б не было его, не сказал бы ничего.

(Язык).

(ИМЯ - ср. род, разносклоняемое. Назовите другие разносклоняемые имена существительные. В чём особенность их склонений?( Они имеют окончания разных склонений)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на солнечной поляне, она вся в цветах. А эти цветы- вы.

НАШИ НЕЖНЫЕ ЦВЕТЫ

РАСПУСКАЮТ ЛЕПЕСТКИ.

ВЕТЕРОК ЧУТЬ ДЫШИТ,

ЛЕПЕСТКИ КОЛЫШЕТ.

НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ

ЗАКРЫВАЮТ ЛЕПЕСТКИ.

ТИХО ЗАСЫПАЮТ,

ГОЛОВОЙ КАЧАЮТ.

ЗАДАНИЕ № 5

ИГРА « ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Найдите лишнее слово и объясните, почему. Назовите орфограмму. Объясните правописание.Запишите в тетрадь.

1.Помощь, полночь, сторож, печь.

2.Силач, бородач, ночь, торгаш.

3.Ключ, малыш, тушь, крепыш.

4.Речь, рожь, плащ, помощь.

РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ.

Карточка № 1 (для сильного учащегося)

Поставь данные слова в творительном падеже.Объясни правописание о/ё

после шипящих.

Берег зарос … . Долг красен … . Пирог начинили мясным … . Гостя потчевали…. Его сюда … не заманишь.

Для справок: камыш, платеж, фарш, борщ, калач.

Карточка № 2 ( для среднего учащегося)

Определи род, число имен существительных:

Дорога, рожь, плач, яблоко, шалаш, растение, какао, врач, опасность, ягода, камыш, пояс, сирень, плакса.

Карточка №3 (для слабоуспевающего )

Распредели имена существительные по склонениям:

Русалка, блюдо, ябеда, дочь, облако, ключ, поле, сладкоежка, помощь,

сирень, футбол, печь.

Справка: 1скл.-существительные мужского ,женского и общего рода

с окончанием -а,-я; 2 скл. - сущ. муж.рода с нулевым окончанием и сред.рода на -о,-е; 3 скл.- сущ.женского рода с нулевым окончанием.

ЗАДАНИЕ № 6

КАКИЕ ОРФОГРАММЫ ОБЪЕДИНЯЮТ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?

1.Мышонок, медвежонок, снежок, ежом, ножом, свечой

( О-Ё после шипящих и Ц)

2.Колосочек, комочек, кармашек, краешек, платочек, ножик, ключик.

( суффиксы - ек, - ик-)

3.Неряха, неразбериха, непоседа, ненастье, невежа, невежда.

(правописание НЕ со словами)

4.Резчик, обходчик, переплётчик, перебежчик, электросварщик, каменщик.

(правописание суффиксов - чик -, -щик- )

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Невежа-грубый, невоспитанный человек.

Невежда- неуч, необразованный человек.

Составьте предложения с этими словами. (Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не поможет.).

ЗАДАНИЕ № 7

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

1.Красиво написать предложение.

БЕЗ ЯЗЫКА ЛЮДИ НЕ МОГЛИ БЫ ОБЩАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ.

Объяснить

2.Выполнить морфологический разбор существительного (без языка).

( У доски)

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

1.УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ИЛЬИ МУРОМЦА.

Илья Муромец сумеет одолеть Чудище, если вы объясните правописание существительных.

На пристан…,в рощ.. ,для чудовищ ?, от бабушк…,доч?,колосоч..к, лож.?, пуш...к, (не) правда, развед…ик, замоч..к, танцов..ик, свеч..й, самолёт…к, товарищ.?.

2.«Почувствуй себя учителем»

В задании ,что выполнил Петрик Пяточкин ,есть ошибки; исправьте их и объясните ему, где он ошибся.

Москвич, гореч, не ряха, мышь, платочик, смазчик,печ, дождик, ручёнка,

резщик, недруг, лётчик, обручь, грушой, пчёлка, шёколад, печьник,

комочек, горошик.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

-С чего мы начинали урок?-

-Достигли ли мы цели?

РЕФЛЕКСИЯ.

Самое интересное для меня задание было…

Я научился..

Самое сложное для меня было….

Работа в группе была….

Урок для меня показался..

УЧИТЕЛЬ. Мы с честью выдержали все трудности, преодолели все преграды на своём пути, повторили основные сведения о грамматическом, лексическом значении имени существительного, его синтаксической функции, а также важные орфограммы.

На следующих уроках мы продолжим наше путешествие по другим частям речи.

Раздаётся стук в дверь.

Заходит почтальон (ученик - старшеклассник) и вручает телеграмму.

УЧИТЕЛЬ.

Ребята, послушайте текст телеграммы.

ТЕЛЕГРАММА

ВЫ, РЕБЯТА, ПРОСТО КЛАСС.

НЕ ОБИДИТ НИКТО ВАС.

ХОТЬ НЕМНОЖКО СОРВАНЦЫ.

ВЫ СЕГОДНЯ - М О Л ОД Ц Ы!

Королева Морфология

5.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовиться к контрольной работе по теме

» Имя существительное». Составить словарный диктант из 20 слов на изученные орфограммы.



© 2010-2022