Конспект урока по литературе на тему Мастерство Чехова – писателя ( урок-исследование по рассказу «Ионыч»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе

Мастерство Чехова - писателя( урок- исследование по рассказу «Ионыч»)- 2 урока.

Цели:

1. Обучающие:

• Обучение интерпретации художественного текста в соответствии с поставленными задачами.

2. Развивающие:

• развитие читательской культуры и понимания авторской позиции;

• развитие умений лингвостилистического анализа художественного произведения;

• развитие навыков квалифицированного читателя.

• развитие коммуникативных и исследовательских навыков, навыков аналитической работы.

3. Воспитательные - осознание причин духовной гибели человека(на примере личности главного героя), выработка своей жизненной позиции.

Место урока в общем курсе учебной дисциплины: итоговый урок в изучении прозы А.П. Чехова.

Учебник: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 7 изд. - М.: ООО «Русское слово», 2010, с. 261-266.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», карточки для организации работы в группах, вопросы для восприятия текста, компьютеры для использования материалов Интернета.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя( обозначить тему урока, объяснить особенности, назвать цели, распределить задания по группам).

  2. Работа в группах.

1 группа. Творческая история рассказа.

Суть работы: учащиеся получают материалы биографии и творчества А.Чехова (возможен распечатанный вариант, возможно использование материалов сети Интернет через указанные учителем гиперссылки), за отведённое для работы время готовят план - обзор по названной теме.

Материалы для работы 1 группы( текст- фрагменты анализа творческого пути писателя).

Материалы для работы 1 группы ( гиперссылки):

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc5f98e2-a541-c821-9220-b5a815bb3a16/1011717A.htm

  • school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%F7%E5%F5%EE%E2+%E8%EE%ED%FB%F7&tg=

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac476865-117d-4d28-b913-fc9f92f9bc6b/Chehov-Ionich.pdf

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%F5%EE%E2,_%C0%ED%F2%EE%ED_%CF%E0%E2%EB%EE%E2%E8%F7

  • ru.wikisource.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2

  • biografii.ru/biogr_dop/chehov_a_p/chehov_a_p_k2.php

  • bookstand.narod.ru/Bibliografia/Chehov.htm

2 группа.

- Обзор сюжета (учащиеся готовят краткий пересказ - анализ текста рассказа и отвечают на вопрос Что лежит в основе сюжета рассказа?).

3 группа. Анализ композиции (составление планов рассказа, следуя логике повествования).

Обычный план

Цитатный план



(Возможный план.

  1. ..в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.

  2. И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже…необходимо познакомиться с Туркиными.

  3. …потом отправился пешком к себе в Дялиж. Шел он и всю дорогу напевал…

  4. …он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать…

  5. «Сегодня, в одиннадцать часов вечера, - прочел Старцев, - будьте на кладбище…

  6. У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке…

  7. «Ох, не надо бы полнеть!»

  8. «Дадут приданое, заведем обстановку...»

  9. Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но …он успокоился и зажил по-прежнему.

  10. Прошло четыре года.

а) В городе у Старцева была уже большая практика;

б)… уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками;

в) Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой;

г) встречал много людей, но ни с кем не сходился близко;

д) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, … с наслаждением;

е) Было у него еще одно развлечение, …по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой;

11. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, - и ему стало неловко.

12. «А хорошо, что я тогда не женился».

13. …если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

14. И больше уж он никогда не бывал у Туркиных.

15. Прошло еще несколько лет.

а) Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит;

б) …кажется, что едет не человек, а языческий бог;

в) У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее;

г) У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела;

д) В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем;

е) …голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

ж) Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

16. За всё время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней.

17. Вот и всё, что можно сказать про него.

Выводы группы

В этом рассказе кольцевая композиция (кольцевая линейная композиция), она усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придает всей грустной истории притчевый характер.

4 группа. Формулировка и пояснение темы и идеи рассказа. (Тема - превращение неплохого человека с добрыми задатками в равнодушного обывателя, духовная деградация личности. Идея - обращение - призыв: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека). Анализ финала( вспомнить, какой финал называется открытым). Анализ проблематики( человек и среда).

5 группа-анализ мастерства писателя. Работа по карточке - заданию:

  • Охарактеризовать смысл названия рассказа (В начале повествования перед нами - Дмитрий Ионыч Старцев. Имя Дмитрий, с его твердыми согласными, содержит в себе активное, волевое, действенное начало, способность к сопротивлению обстоятельствам. Ионыч- тот, в кого герой превратился, человек, который становится среди обывателей своим, потому и называют его просто, по-свойски - Ионыч. Но название выражает и авторское отношение (это он дал название произведению): оно звучит как название-упрек, название-обвинение главному герою, ответственному за свои поступки и свой выбор.

  • Доказать, что фамилия персонажа - Старцев - является говорящей

(Старцев- старый, стареть, старость….- указание на преждевременное старение).

  • Охарактеризовать мастерство писателя в использовании детали, назвав детали и выявив их значение.

( мысли о приданом, превращения с течением времени в образе Старцева, образ Пантелеймона, любимое занятие- считать деньги…).

  • Звукопись (например, игра Котика на фортепьяно).

  • Хронотоп ( прошло два года, четыре года, несколько лет; Две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия, а три главы - о всей остальной жизни.).

  • Принцип психологического параллелизма ( эпизод «На кладбище»).

  • Приём типизации(Почему Чехов называет город С.?).

  1. После выполнения задания каждая группа представляет результаты проделанной работы.

  2. Домашнее задание - сочинение - миниатюра «Актуальны ли сегодня предупреждения Чехова?»



© 2010-2022