- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку в 8 классе «Великий и могучий»
Открытый урок по русскому языку в 8 классе «Великий и могучий»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касьяненко Н.Г. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «Ставропольская средняя школа»
Открытый урок
по русскому языку в 8 классе
«Великий и могучий»
(Урок повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся)
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Касьяненко Н.Г.
2013-2014 учебный год
Цель урока: Роль языка в жизни человека и общества. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся.
Задачи: Активизировать имеющиеся знания учащихся; совершенствовать коммуникативные умения; прививать интерес к изучению русского языка; развивать творческие и умственные способности, память, мышление, орфографическую зоркость, культуру речи, умение работать в парах, воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать чувство патриотизма, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: учебник, таблицы, опорные схемы, высказывания классиков о языке, кроссворд, карточки с заданиям.
Ход урока:
Эпиграф урока: Берегите чистоту языка как святыню! И.С. Тургенев.
-
Организационный момент. Психологический настрой.
-
Работа по теме урока:
-
Вступительное слово учителя: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык великий и могучий. На нем говорят не только русские. В настоящее время знание русского языка стало первой необходимостью. В конституции РК сказано, что в нашей стране наравне с государственным языком функционирует и русский язык как язык межнационального общения.
Русский писатель ХIХ века Иван Сергеевич Тургенев написал замечательное стихотворение в прозе, которое так и называется «Русский язык». Послушайте его:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
-
Как вы думаете, почему автор говорит о том, что русский язык могучий, правдивый и свободный?
(Для ответа на этот вопрос используем материалы упражнения 1 из учебника. Абай «Слово 25»)
Выполнение упражнения 1. (комментированное списывание).
-
Стихотворение «Язык Согласия» А.Купчишин.
(Наизусть читает ученица)
-
Выполнение практического задания: произвести фонетический разбор слов великий и могучий (двое учащихся у доски).
Класс работает в парах.
а. Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении:
Документ подписан директором.
(3 раза, Документ подписан директором)
b. Укажите, сколько раз встречается мягкий звук [з] в предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
(3 раза, Зина обратилась с просьбой к Лизе.)
c. Укажите, сколько раз встречается твёрдый звук [л] в предложении:
Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали.
(2 раза, Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали.)
d. Укажите, сколько раз встречается звук [й] в предложении:
« …постой,
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко…»
(4 раза «…постой,
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко…» )
e. Укажите, сколько раз встречается звук [а] в предложении:
«…помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу…»
(8 раз «…помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу…»)
-
Задание по орфоэпии: расставьте правильно ударение.
-
гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.)
-
Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)
-
начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)
-
средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)
-
квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).
-
Блиц-опрос (устно)
-
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)
-
Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
-
Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)
-
Часть изменяемого слова без окончания? (основа)
-
Имеет два спряжения? (глагол)
-
Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)
-
Их ровно шесть? (падежи)
-
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
-
Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)
-
Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)
-
Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)
-
Пять, шесть, двое, третий - это? (числительное)
-
В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
-
Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
-
Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
-
Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)
-
Как изменяются наречия? ( не изменяются)
-
Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
-
Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)
-
Оно имеет три лица? (местоимение)
-
Работа по учебнику.
Выполнить упражнение 17, стр. 11. Построить словообразовательные цепочки из данных ниже слов.
-
Подобрать синонимы к словам
-
Солдат, противник, шагать, печаль
( боец, враг, идти, горе).
b)Заменить заимствованные слова синонимами:
-
Эксклюзивный (особый, единственный)
-
Ассорти (смесь, набор)
-
Приоритетный (главный)
-
Антракт ( перерыв)
-
Примитивный (простой)
-
Рандеву (встреча, свидание)
-
Дебют (первое выступление)
-
Контракт (договор)
-
Корректировать (исправлять)
-
Дефект (недостаток)
-
Контраст (противоречие)
-
Привилегия (преимущество)
-
Объясните, что обозначают эти фразеологизмы?
-
Как снег на голову; (неожиданно)
-
Без царя в голове (необдуманно)
-
Ум за разум заходит (безвыходное положение)
-
Как курица лапой ( небрежно, некрасиво)
-
Рукой подать ( близко)
-
Кривить душой (обманывать)
-
Задирать нос ( зазнаваться)
-
Как рыба в воде (комфортно)
-
Время от времени ( иногда)
-
Куры не клюют ( много)
-
Встать с левой ноги (повезло
-
Подобрать антонимы к записанным словам и вписать их в пустые клетки:
д
р
у
г
в
р
а
г
с
л
а
в
а
п
о
з
о
р
б
л
и
з
к
о
д
а
л
е
к
о
р
а
з
л
у
к
а
в
с
т
р
е
ч
а
о
б
в
и
н
я
т
ь
з
а
щ
и
щ
а
т
ь
ф
а
л
ь
ш
и
в
ы
й
н
а
с
т
о
я
щ
и
й
р
а
д
о
в
а
т
ь
с
я
п
е
ч
а
л
и
т
ь
с
я
8. Объяснительный диктант
Определи, к какой части речи относятся слова в предложении.
Снежное покрывало большое поле покрывало.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Чем являются выделенные слова в предложении? Приведите примеры омонимов.
-
Соедините пословицы
-
Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - потерял жизнь;
-
Кто хочет много знать, тому надо мало спать;
-
Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон.
-
Быть сильным - хорошо, быть умным - лучше вдвое.
-
Изучить второй язык - прожить другую жизнь;
-
По одежке встречают, провожают по уму.
-
Задание по культуре речи.
Сценка «Рецепт»
Врач спрашивает пришедшую к нему на прием ученицу:
- В каком классе учишься, девочка?
- В восьмом «Бы»
- «Бы»? не знаю такого класса, а дружно вы живете?
- Жутко дружно, жутко весело.
- Жутко и весело? А учитесь - то хорошо?
- Порядок! Особенно мальчишки. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Порядок? В пух и прах хвалит? Да, болезнь серьезная.
Туту врач не поможет.
(Ответы учащихся: узкий кругозор, бедный словарный запас, «неуклюжая» речь, В таком случае человек лечит себя сам: читает классическую литературу, учит стихотворения, изучает словари)
Часто мы слышим ошибочное употребление в речи глаголов положить и класть.
-
Я пообещал отцу, что по окончании работы положу инструменты в специальный ящик.
-
В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда клади свои вещи на отведенное для них место»
-
Закончив уроки, я собираю книги, тетради и кладу их в портфель.
-
Когда прочитаешь книгу, положи ее на прежнее место.
-
Для сохранения здоровья, не клади в еду много соли.
-
Творческое опережающее задание: сочинение - эссе «Нет дороже языка, нет ценнее языка».
Хафизова Алина: «…Русский язык сложен, разнообразен и красив. С помощью русского языка можно передать все, что чувствует человек: гнев, радость, счастье, печаль. Он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Я горжусь тем, что русский язык - это мой родной язык.
Ковач Вероника: «…Русский язык, как человек, может нарядиться в разные одежды. Строгий костюм у него для делового и публицистического стилей, нарядный, с яркими удивительными узорами - для художественного и разговорного. Но есть еще один стиль, в который не хочет и не может рядиться наш родной язык - это жаргонизмы. В такой неряшливой и грубой одежде неуютно ему и нам. Я призываю всех не облачать в этот наряд наш язык. Пусть он будет чистым, доступным и понятным для всех людей. Пусть он будет языком мира и согласия во всей Вселенной!»
Тимофеева Екатерина: «…Я горжусь тем, что говорю на русском языке, знаю его и постоянно стремлюсь пополнять эти знания, ведь именно в русском языке заключается уникальность русского народа!»
Калиматова Марет: «…Язык - это гордость и достояние любого народа и наша обязанность любить и почитать наш родной язык!»
Гетьман Мария: «…Русский язык - это основа всей нашей духовной культуры, наш бесценный дар. Я многим ему обязана. Я уверена, что русский язык поможет мне найти достойное место во взрослой жизни.»
Нуртас Асан: «…Любой язык по-своему богат и красив. Каждый житель нашей планеты должен беречь свой родной язык, несмотря на то, что его не используют твои друзья, одноклассники и знакомы»
-
Домашнее задание: повторить раздел «Морфология», выполнить упражнение 36 стр.19. Найдите служебные части речи. Сделайте морфологический разбор.
-
Итог урока. Комментирование оценок.
-
Рефлексия.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
15