План урока русского языка в 11 классе Тема урока. Сложное предложение. Разные виды разборов предложений

: План урока русского языка в 11 классе Тема урока. Сложное предложение. Разные виды разборов предложений. Цели урока: 1. Повторить виды сложных предложений.      2. Повторить знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.      3. Повторить орфограммы. Ход урока. I.                  Опрос. Запись под диктовку. Анализ предложений. 1.           То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. (Крылов) 2.           У Ивана Ильича от усталости гудело все т... 1. Определяю: сложное или простое предложение Простое Сложное   Определяю: сколько частей в предложении   Определяю части сложного предложения запятыми   Работаю с каждой частью как с простым предложени­ем 2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены Да Нет Действую в соответствии с правилом о постановке запя­тых   3. Определяю: есть в предложении обращение Да Нет Выделяю его запятыми Запятые в предложении не нужны   III.           Работа по основной теме. Учитель: Перед вами отрывок из повести «Путник на краю поля», посвя­щенной поэту Николаю Рубцову. Понаблюдайте за упо­треблением слов свет, огонек. Рубцов никогда не вел дневника. Его дневники — стихи. И, открывая стихи, датированные 1964 годом, словно бы ви­дишь одинокого путника, стоящего на краю заснеженного по­ля. И сгущается холодная тьма и отчаяние, и видения злыми тенями проносятся в сумерках — страшная, глухая нежить, готовая смять, растерзать д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока русского языка в 11 классе

Тема урока. Сложное предложение. Разные виды разборов предложений.

Цели урока: 1. Повторить виды сложных предложений.

2. Повторить знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.

3. Повторить орфограммы.

Ход урока.

  1. Опрос.

Запись под диктовку. Анализ предложений.

  1. То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. (Крылов)

  2. У Ивана Ильича от усталости гудело все тело, но сидеть на мягком и прихлебывать из кружки было так приятно. (А. Н. Толстой)

  3. Время стало самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. (Аксаков)

  4. Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость. (Чехов)

  5. Наташа говорила шепотом, да и дед, и лесничий тоже говорили вполголоса. (Паустовский)

  6. На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду. (Чехов)

  1. Работа с теоретическим материалом.

- Рассмотрите алгоритм.

- На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?

(Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.)

1. Определяю: сложное или простое предложение

Простое

Сложное


Определяю: сколько частей в предложении


Определяю части сложного предложения запятыми


Работаю с каждой частью как с простым предложением

2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены

Да

Нет

Действую в соответствии с правилом о постановке

запятых


3. Определяю: есть в предложении обращение

Да

Нет

Выделяю его запятыми

Запятые в предложении не нужны


  1. Работа по основной теме.

Учитель: Перед вами отрывок из повести «Путник на краю поля», посвященной поэту Николаю Рубцову. Понаблюдайте за употреблением слов свет, огонек.

Рубцов никогда не вел дневника. Его дневники - стихи. И, открывая стихи, датированные 1964 годом, словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю заснеженного поля. И сгущается холодная тьма и отчаяние, и видения злыми тенями проносятся в сумерках - страшная, глухая нежить, готовая смять, растерзать душу. И уже нет сил отмахнуться от нее, все ближе холодное, смертное дыхание... И тогда, сквозь сумерки и холод отчаяния, огонек...

...Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мертвом поле!

Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой...

Огонек в доме, стоящем на краю заснеженного поля. В доме одинокая старуха, растерявшая на этом поле всех своих родных.

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

И поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой земля полным - полна,

И близких всех душа не позабудет!..

  • Скажи, родимый, будет ли война?

И я сказал: - Наверное, не будет.

  • Дай Бог, дай Бог... Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет...-

И вдруг опять: - Не будет, говоришь...

  • Нет,- говорю,- наверное, не будет.

  • Дай Бог, дай Бог...

И вот: вроде бы и не говорили ни о чем, а уже легче. В робком помаргивании крохотного огонька посреди бесконечной тьмы рассеиваются злые видения. Снова в душе покой, и легко ей радоваться добру и прощать обиды, самоотверженно забывая себя и себя же обретая в этом забвении...

- Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью...

И не этот ли «скромный русский огонек» мерцал Рубцову и из затянутых морозной наледью крохотных окошек «избушки», где жил он тогда со своей семьей. (...)

Но так уж была устроена жизнь Рубцова, что и у «скромного русского огонька» не суждено было задержаться ему... Так всегда было с ним.

(...) Выбираться из Николы зимой было трудно. Нужно было пройти вдоль Толшмы тридцать пять километров до лесопункта Гремяченского, там сесть на лесовоз и по узкоколейке леспромхоза добираться до станции, где ходили настоящие поезда:

Вот он, глазом огненным сверкая,

Вылетает,... Дай дорогу, пеший!

На разъезде где-то, у сарая,

Подхватил меня, понес меня, как леший!

И, разумеется, нельзя было пускаться в такой путь без валенок. В валенках и отправился Рубцов из Никольского. В валенках ходил по Вологде, в валенках приехал в Москву...

Таким, прошедшим по бездорожью, сквозь снежную мглу заметенного поля, усталым Путником видится сейчас Рубцов и нам... (Н. Коняев.)

  1. Какие антонимы (в том числе контекстуальные) используются в тексте? Что достигается благодаря их употреблению?

  2. Выпишите из текста односоставные предложения, подчеркните в них грамматические основы. Какова роль безличных и обобщенно-личных предложений в тексте?

  3. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из стихотворений Н. Рубцова.

  4. Какие особенности разговорного стиля мы можем проиллюстрировать примерами из стихотворения «Русский огонек»? Какова роль диалога в этом поэтическом тексте?

  5. Объясните знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.

  6. Составьте схемы сложных предложений.

  7. Произведите на материале текста разные виды разбора.

  8. Составьте на материале текста словарный диктант, включив в него слова и словосочетания.


  1. Домашнее задание: Повторить знаки препинания при цитатах §92, упр. 494.



© 2010-2022