Конспект урока по литературе на тему К. Г. Паустовский. Теплый хлеб. Герои сказки (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе «К.Г.Паустовский. Страницы биографии. «Теплый хлеб». Герои сказки

Цели:

  • познакомится с биографией и творчеством писателя;

  • организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;

  • учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Вы дома познакомились с творчеством К.Г.Паустовского, прочитали сказку «Теплый хлеб», и как выдумаете, чем мы сегодня с вами займемся? (ответы учащихся, постановка темы и целей урока учащимися)

2. Знакомство с творчеством писателя.

Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги.

К.Паустовский

Пересказ учащимися биографии, доклады и интересные факты о писателе.

3. Работа над содержанием сказки.

1. Закончите предложение:

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?

( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского "Тёплый хлеб".

- Назовите героев сказки.

Филька

Раненый конь

Мельник Панкрат

Бабка

Сорока

Мороз, метель

Ребята

Жители деревни Бережки

3. Ответить на вопросы (учащиеся делятся на группы):

- Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких - реальными?

- Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?

- Почему его прозвали "Ну Тебя"?

- Почему так жестоко поступил Филька с конём?

- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне "дурной" человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).

- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)

- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?

- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).

ВЫВОД: Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу "замёрзнуть" от жестокости и зла.

- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.

4. Подведение итогов.

Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

- Так что же значат слова "Дарить тепло другим - значит согреваться самому"?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает "исправившийся" Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Заячьи лапы» (с.83 - 88), ответить на вопросы (стр. 88).

© 2010-2022