- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему К. Г. Паустовский. Теплый хлеб. Герои сказки (5 класс)
Конспект урока по литературе на тему К. Г. Паустовский. Теплый хлеб. Герои сказки (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костяева В.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературе «К.Г.Паустовский. Страницы биографии. «Теплый хлеб». Герои сказки
Цели:
-
познакомится с биографией и творчеством писателя;
-
организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;
-
учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вы дома познакомились с творчеством К.Г.Паустовского, прочитали сказку «Теплый хлеб», и как выдумаете, чем мы сегодня с вами займемся? (ответы учащихся, постановка темы и целей урока учащимися)
2. Знакомство с творчеством писателя.
Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги.
К.Паустовский
Пересказ учащимися биографии, доклады и интересные факты о писателе.
3. Работа над содержанием сказки.
1. Закончите предложение:
Я думаю, что тёплым может быть…. Что?
( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)
- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского "Тёплый хлеб".
- Назовите героев сказки.
Филька
Раненый конь
Мельник Панкрат
Бабка
Сорока
Мороз, метель
Ребята
Жители деревни Бережки
3. Ответить на вопросы (учащиеся делятся на группы):
- Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких - реальными?
- Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?
- Почему его прозвали "Ну Тебя"?
- Почему так жестоко поступил Филька с конём?
- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне "дурной" человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).
- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)
- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?
- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).
ВЫВОД: Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу "замёрзнуть" от жестокости и зла.
- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.
4. Подведение итогов.
Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.
- Так что же значат слова "Дарить тепло другим - значит согреваться самому"?
ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает "исправившийся" Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание:
Прочитать рассказ «Заячьи лапы» (с.83 - 88), ответить на вопросы (стр. 88).