- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся. Из опыта работы
Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся. Из опыта работы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свинарева И.А. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Белгородский региональный институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки специалистов»
Современный урок литературы
как средство развития творческих способностей обучающихся
Подготовила:
Свинарёва Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Графовская СОШ Шебекинского района»
Белгород
2015
Содержание
Введение 3
Глава I. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы 4
1.1. Разработка проблем урока в психолого-
педагогической и методической литературе 4
1.2. Построение урока и взаимодействие его частей 5
1.3. Требования к современному уроку литературы 6
1.4. Понятие творческих способностей, их
характеристика 8
1.5. Критерии творчества 10
1.6. Особенности развития творческих способностей
у одарённых детей 11
ГлаваII. Из опыта работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературы 13
2.1. Приёмы и методы формирования интереса
к предмету «Литература» 13
2.2 Развитие творческого мышления обучающихся 15
2.3. Роль практических заданий эвристического
характера в формировании творческой личности 16
2.4. ИКТ на уроках литературы 17
Заключение 19
Литература 20
Приложения 22
Введение
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании и образовании, в том числе и через урочную форму деятельности.
В условиях рыночных отношений для решения ряда проблем необходимо нестандартное, абстрактное, порой оригинальное мышление. В связи с этим нужна молодежь новой формации - это духовно развитая, творческая личность.
Л.С. Выготский писал о том, что «один из очень важных вопросов детского совершенствования - это вопрос о творчестве детей, об условиях развития творческих способностей, которые имеют огромное влияние на формирование личности человека». Поэтому актуальной и необходимой становится проблема развития творческих способностей, творческого мышления и творческого подхода к обучению и практической деятельности учащихся на уроках литературы.
Глава I. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы
1.1. Разработка проблем урока в психолого-педагогической и методической литературе
Урок - традиционная форма школьного образования в течение уже нескольких веков. Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, В. И. Стрезикозина, Ю. К. Бабанского, И. Т. Огородникова, И. Н. Казанцева, М. М. Левиной, Г. Д. Кирилловой и других учёных.
Исследуются важнейшие проблемы: современные требования к уроку, взаимосвязь частей урока, выбора методов обучения и организации деятельности учащихся; результативность, эффективность уроков и проблема оптимизации обучения; типология урока; формирование личности ученика; повышение нравственного потенциала урока; содержание и формы самостоятельной работы учащихся на уроках; развитие навыков и умений учащихся в динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока.
В психолого-педагогической литературе раскрыто значение проблемных ситуаций на уроке, помогающих формированию творческого мышления учащихся (исследования А. М. Матюшкина, Я.А.Пономарева, Т.В.Кудрявцева).
В методике преподавания литературы поставлены как теоретические проблемы урока (типология, классификация, структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, взаимодействие методов обучения на уроке), так и задачи конкретной реализации положений педагогической науки. В первую очередь следует назвать труды В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева. Кроме того, эта проблема нашла отражение в работах Г. И. Беленького, Л. С. Айзермана, Е. Н. Ильина и других.
М. Н. Скаткин раскрывает требования к уроку с учетом достижений научно-технической революции и творческого характера человеческого труда. Ученый называет урок «клеточкой» педагогического процесса; к средствам решения педагогических задач урока отнесены: содержание материала, методы его изучения, технические средства обучения и дидактический материал для самостоятельной работы, организация деятельности учащихся и личность учителя.
1.2. Построение урока и взаимодействие его частей
Следуя стремлению определить место урока в системе развивающего обучения, ученые рассматривают вопросы построения урока и взаимодействия его частей. Под структурой урока М. И. Махмутов понимает не его состав, а вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока, задач, этапов познавательной деятельности учащихся.
М. И. Махмутов подчеркивает, что в основе традиционного четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность учителя, а в основе развивающего урока - активизация познавательной деятельности учащихся. В таких условиях возрастает роль учителя, его творческой работы при организации урока. М. И. Махмутов справедливо утверждает, что при систематическом использовании традиционной структуры урока «невозможна реализация идеи развивающего обучения» [10, 27].
На наш взгляд, такая постановка исследования структуры урока заставляет задуматься над путями совершенствования построения урока. И. Т. Огородников выступает против прямолинейного отождествления этапов усвоения учащимися знаний (восприятие и осмысление материала, образование понятий и навыков, закрепление умений и применение их на практике) и этапов отдельного урока. И.Т. Огородников справедливо критикует распространенность смешанного типа урока (сообщение знаний, закрепление знаний, задание на дом и повторение пройденного на последующем уроке), что ведет к повторяемости вопросов, к потере обучающего значения опросов. Таким образом, ученые-дидакты не отрицают в целом традиционное построение урока, а выступают против его постоянного приоритета и раскрывают суть современного урока в свете идеи развивающего обучения.
1.3. Требования к современному уроку литературы
В вопросе о том, каким быть современному уроку, а тем более уроку литературы, следует видеть не столько форму работы, организации познавательной деятельности, сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.
В современном уроке литературы есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявлять и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.
Следовательно, современный урок литературы - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный урок. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности, закладывающий основу для будущего.
Общие требования к современному уроку можно сформулировать так:
-
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
-
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
-
повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
-
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные способности;
-
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
-
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
-
формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Мы считаем, что данные дидактические требования имеют отношение и к уроку литературы, по содержанию своему отличающемуся искусством как предметом изучения, в ещё большей мере. Культурологический подход в изучении материала, включение эмоциональной сферы учащегося в работу на уроке, эмоционально-оценочная составляющая органически присущи уроку литературы [10].
Современный урок литературы немыслим без интеграции понятийно-логического и образно-эмоционального освоения действительности, без личностно прочувствованного переживания своего отношения к изучаемому материалу, гармоничного сочетания учебного и воспитательного процессов.
В методике проведения урока литературы в современной школе определились следующие ориентиры:
- стимулирование школьников к саморазвитию;
- свободный выбор видов деятельности, заданий, форм отчётности;
- связь эмоций с логикой в процессе обучения;
- интеграция знаний на основе гуманистических идей;
- активное участие школьников в обучении;
- активное обучение, участие школьников в организации, подготовке и проведении урока;
- «очеловечивание» знания: знания идут от человека (автора текста, учебника) через личность учителя и усваиваются каждым человеком в меру его возможностей, с определённым уровнем понимания, влияют на личность каждого по-своему.
Воспитательные идеи современного урока определяются учением без принуждения, личностным подходом к ученику и изучаемому материалу, субъект-субъектным характером общения, идеей сотрудничества, сотворчества с учениками [4].
Таким образом, уроки литературы призваны формировать навыки речевого общения, ведения диалога, личностное отношение к изучаемому, ответственность за сохранение культуры, осознание единства природы, общества, человека, его деятельности и культуры, развивать самостоятельность, творчество.
1.4. Понятие творческих способностей, их характеристика
Творческие способности - это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
В обычной жизни способности выступают для нас, прежде всего как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, имеют индивидуально своеобразное выражение. Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры способностей [16; 174-179].
Известный советский психолог Б.М.Теплов выделил три характеристики способностей:
-
во-первых, под способностями разумеются индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
-
во-вторых, способностями называют лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности;
-
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а являются как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.
Выделяются два уровня способностей:
-
репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);
-
творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное).
Исходя из общего положения о том, что освоение деятельности начинается с опоры на наличный уровень развития способностей, можно предположить, что уровень развития способностей весьма важен уже на начальном этапе обучения, он определяет готовность ученика к обучению в школе [15;72-73]. Одна из основных целей образования должна заключаться в том, чтобы обеспечить максимальный уровень развития способностей ученика, создать условия для реализации его потенциальных возможностей.
1.5. Критерии творчества
Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творчество - это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.
С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом, научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.
Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта. Основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются:
- самостоятельность (полная или частичная);
- поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;
- создание в процессе движения к цели нового продукта.
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ране изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску. В процессе общения с учащимися учитель может сравнительно легко наблюдать и фиксировать проявление всех этих качеств, давать общую оценку отношения учеников к учению - является ли оно творческим и заинтересованным и в зависимости от этого строить свою собственную деятельность по постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению [5].
1.6. Особенности развития творческих способностей у одарённых детей
Нельзя не сказать о развитии творческих способностей у одаренных детей. Дети с выдающимися умственными способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать.
Специальные исследования и школьная практика свидетельствуют, что при разработке содержания обучения одаренных изменения одних лишь количественных параметров учебной деятельности явно недостаточно. Необходимо сочетать эти меры с качественным отличием содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей. Значимым условием успешного обучения одаренных детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности, по содержанию близкая принципу природосообразности.
На основе изучения закономерностей развития творческой личности, контент-анализа отечественных и зарубежных теоретических источников и проведения практических исследований (Ю.К. Бабанский, Б. Блум, Дж. Галахер, И.Я. Лернер, С. Кляйн, С. Кэйплан, X. Пассов, Дж. Рензулли, Д. Сиск, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, Ф.Уильяме и др.) была разработана классификация основных требований к содержанию и организации учебной деятельности для одаренных детей в сфере развития творческих способностей, это:
-
Ориентация на интеллектуальную инициативу. Интеллектуальная инициатива - это проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней. Поддержка и развитие этих способностей должны быть постоянной заботой педагога.
-
Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний. Еще А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.
Решающим фактором развития продуктивного мышления являются не сами знания (их объем, разнообразие и т.п.), а методы их усвоения (А.М. Матюшкин и др.). Этот подход в отечественных психолого-педагогических исследованиях разрабатывался в рамках идеи проблемного обучения.
Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны ориентировать их не на "игры в решение проблем", а на "реальное решение реальных проблем". [9;97-100].
Таким образом, воспитание творческой личности в школьный период жизни является основой подготовки к производительной и интеллектуальной деятельности. С этим важнейшим качеством личности связано дальнейшее социально-экономическое развитие общества. Выпускник школы с развитыми творческими возможностями становится более ценными тружеником, ему характерны многие творческие действия: умеет ставить и решать производственные проблемы, чувствителен к новому, прогрессивному, отличается интеллектуальный и творческой инициативой, активной жизненной позицией. Следовательно, необходимо систематически приобщать учащихся к работе творческого характера, решению различных, постепенно усложняющихся творческих задач, чему могут в полной мере способствовать современные уроки литературы.
II глава. Из опыта работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературы
2.1. Приёмы и методы формирования интереса к предмету «Литература»
Потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью и, как считает психолог О. Дьяченко, «...не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности». В этом призваны помочь обучающимся учителя. Постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.
Выполнению задач воспитания творческой личности на уроках литературы во многом способствуют так называемые «нестандартные уроки»: уроки-презентации, уроки-концерты, уроки-сюрпризы и другие находки. В конце подобных уроков можно подвести учащихся к выводу, что из всех способностей человека самая главная - это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы они ни были, нужно относиться к своему делу творчески, а не как механические исполнители.
Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке литературы необходимо использовать задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограниченно. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции».
Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, - сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение.
Готовясь к урокам по сказкам, нужно помнить слова И.А.Ильина, что в сказке «...запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее...» и К.Г.Паустовского: «… сказка - наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. Сказка - воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном...» .
Воспитывать нравственные, эстетические чувства, развивать интеллект пятиклассников нам помогает всегда актуальный приём - сочинение детьми сказки. На основе сказки пятиклассники выполняют различные творческие работы: сочиняют продолжение сказки; придумывают новое завершение народной сказки; помещают знакомых героев сказки в новые обстоятельства; сочиняют сказку по загадке, по пословице. С большим интересом учащиеся инсценируют сказки, выступая в роли её героев.
Таким образом, мы стараемся организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока литературы.
Игра, учение и труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда - немного учение и немного труд. Мы считаем, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Одной из форм проведения игры является использование шарад, загадок, что развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. При втором, активном варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше, задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворства.
Творчески развиваться - просто и интересно. В этом мы убеждаемся каждый раз, когда проводим викторины. Практика показала, что они помогают формировать и развивать творческое мышление учащихся, интерес к литературе. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать.
Сочинения разных жанров, используемые на уроках литературы, способствуют развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся - развитию их литературно-творческих способностей. (Приложение)
Детям нравятся сочинения на основе личных впечатлений, рассуждения проблемного характера, рассказы с необычным построением. Учащиеся придумывают репортажи, интервью, учатся писать статью в газету, сочинять юмористические рассказы, необычные стихи. (Приложение )
На современном этапе развития общества мы наблюдаем отсутствие интереса к чтению. Сегодня ребятам хватает многочисленных информационных каналов: телевидение, компьютеры, видео- и аудио-продукция. С уверенностью можно сказать, что детей больше интересуют книги, связанные с учебой. Можно попытаться им помочь, проводя экскурсии в личную библиотеку учителя, презентации книг. Повышенный интерес у обучающихся обычно вызывает книга, недавно прочитанная учителем и ставшая даже для него находкой. Когда-то это был рассказ В.Распутина «Женский разговор», затем повесть Л. Симоновой «Круг».
Важным условием творческого развития школьника является использование межпредметных связей на уроках литературы. В качестве примера следует указать такие проведенные уроки, как «Осень в музыке, поэзии, живописи», «Стихи и песни Великой Отечественной войны», «Кутузов как историческая личность и литературный герой».
2.2. Развитие творческого мышления обучающихся
Управление развитием творческого мышления имеет свою специфику. Работа должна идти изнутри, от самого школьника, ею нельзя управлять так же жестко, как, например, умением решать математические задачи. Поэтому мы на своих уроках только стимулируем работу воображения, создаём условия для его включения.
Необходимо добавить, что помимо зрительного воображения, рисующего картины на «мысленном экране», существует и эмоциональное воображение - способность к переживанию радости, печали, гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах. Можно назвать два основных пути развития эмоционального воображения: эмоциональное воздействие учителя и творчество самих детей.
Эмоциональная открытость, способность к эмоциональному воплощению в другого - дар, который дети нередко утрачивают у нас в школе. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его - важнейшая для нас задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческой работы учащихся.
Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.
2.3. Роль практических заданий эвристического характера в формировании творческой личности
Для превращения анализа художественного произведения в творческий процесс необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся. Это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала.
Виды практических заданий эвристического характера, например, при анализе рассказов следующие: самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста, творческий пересказ, графическое или словесное рисование, музыкальное иллюстрирование.
Уроки литературы, проводимые с использованием книги «Вокруг тебя - мир…» (5-7кл.) тоже направлены на формирование творческих способностей. Например, детям предлагается проассоциировать понятие, проанализировать текст, соотнести представленный слайд-фильм с темой урока, подобрать к определению соответствующее понятие, соотнести произведение и афоризм.
2.4. ИКТ на уроках литературы
Одна из важнейших целей, стоящих перед школой, - развивать творческие способности детей. Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования помогает решать поставленную задачу творчески. ИКТ, применяемые на наших уроках литературы, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.
Современные уроки литературы позволяют использовать компьютер для подготовки раздаточного материала, фрагментов для текстуального анализа, для подготовки вопросов, для домашнего задания, над которым школьники будут работать самостоятельно. Компьютер же может помочь в тестовой форме проверить знания школьников по изученной теме, если это касается фактов, освоения литературоведческих понятий. Презентации, созданные учащимися, не только помогут вызвать интерес к изучаемому произведению, но и позволят авторам проявить свои таланты.
Таким образом, урок является основной формой организации обучения в школе, поэтому именно он и должен решать главные задачи, стоящие перед школой, «работать» на результат. Проведение уроков литературы по современным требованиям способствовало повышению качества знаний до 65 %, увеличению учащихся, участвующих в конкурсах, занимающих призовые места в предметных олимпиадах, в том числе на региональном уровне.
Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя литературы на уроке выбирать оптимальные методы и приёмы, способствующие развитию творческих способностей.
Заключение
Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Свобода, творчество, развитие - понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.
Мы убеждены, что цель педагогики - всемерное, постоянное стимулирование деятельности школьника. Эта деятельность включает в себя овладение учебными умениями и навыками, использование правил эффективного мышления при решении учебных, практических, жизненных задач. Высший уровень развития способностей, идеал - творчество.
У каждого времени свой путь к знанию. У нашего времени - личностный, творческий. В огромной массе своей школьники хотят учиться, но на качественно новой, демократической основе. Они сами дают нам в руки метод работы, отражающий глубинные процессы времени, задавая нам личностные вопросы, тревожащие их душу. Задача учителя - поддержать и внедрить в свою практику творческую инициативу ребят, дополнив её доверием и интересом к ученику.
Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, на уроках литературы необходимо уделять большое внимание этой проблеме. Целью деятельности должно стать проведение занятий,
способствующих повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Литература
1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды./Л.А.Александрова // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. - С.53-56.
2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся/Л.А.Ашевская // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.
3. Букатов В.И., Ершова А.П. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя./ В.И.Букатов, А.П.Ершова// М., 2000.
4. Булатова О.С. Искусство современного урока./ О.С.Булатова// 2-е изд., «Академия», 2007.
5. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников/ Н.К.Винокурова // Завуч. - 1998. - № 4. - С. 18-37.
6. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя/ С.А. Гильманов// Тюмень, 1995.
7. Дружинин В.Н. Психология творчества./ В.Н.Дружинин // Психологический журнал. - 2005.- № 5. - С.101-109.
8. Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей./Т.М.Жукова // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
9. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие./ Р.Я.Имаметдинова // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. - С.99-101.
10. Махмутов М. И. Современный урок и пути его реализации./ М.И.Махмутов// М., 1981
11. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития./ З.Новлянская // Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 35-40.
12. Поддъяков А. Ты гений или просто умный? / А. Поддъяков// Знание - сила.- 2002.- № 9.- С. 78-81.
13. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.// - М.: Наука, 1991. - 181 с.
14. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать/ Ю.Г.Тамберг// Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. - 320 с.
15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека./ В.Д.Шадриков// М.: Логос, 2002.- 160 с.
16. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.