Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л. М. Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие "Дети войны"

  • Курбатова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 38 г.о.Самара

Цель: нравственно-патриотическое воспитание школьников, приобщение их к социально - значимой деятельности.

Задачи:

  • изучение истории родного края, Отечества;

  • воспитание чувства гордости за свой народ, преодолевший нелёгкие испытания на протяжении всей своей истории;

  • осознание сопричастности личности к судьбе Отечества, к судьбе бывших малолетних узников фашистских концлагерей;

  • передача нравственных ценностей поколений, создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;

  • формирование эмоциональной отзывчивости;

  • развитие творческой активности, актёрского мастерства.

Форма проведения: историко-литературная композиция с музыкальным сопровождением.

Место проведения: сцена школьного зала или школьный музей.

Оборудование: декорации, плакаты военной тематики, костюмы, одежда детей военных лет.

Музыкальное оформление: Ф. Шопен «Ноктюрн»; Моцарт «Реквием»; музыка Е. Доги.

Ход мероприятия

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Совесть: На земле самый лучший народ - дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитыми с незаплетенными косичками.

История: «Я родом из детства», - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рожден вспоминать о себе каждый человек.

Память: Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головкой.

История: к вам, кому еще нет и шестнадцати.

Совесть: к вам, кто не знает, что такое война…

Память: Обращаемся.

История: Чтобы помнили…

Совесть: Чтобы поняли…

Подросток:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес…

История: Об этом могут рассказать они сами.

Память: Те, кто видел ту войну.

Совесть: Те, кто выжил в ту войну.

История: Те, кто еще живы.

Память: Те, кому 67 лет назад не было 16…

Совесть: Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной войны, посвящается…



Мальчик:

Мы - маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Память:

Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом…

Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских-
Седые полосы!

Земля омыта
Слезами детскими,
Детьми советскими
И не советскими!

Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?

Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали!

Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания!

История: На войне детей не бывает. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством.

Дети:

А мы не стали памяти перечить,
Вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская, беда.

Мальчик:

Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.

Девочка:

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила
Своих детей для жизни сберегла.

Мальчик:

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Совесть: Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он?

Память: Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, умирают дети!

Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

История: Многое. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Девочка (от имени Людмилы Михайловны Голодяевской, бывшей малолетней узницы фашистских концлагерей):

Мне говорят: ну, что ты можешь помнить?
Ведь ты еще была мала.
А я хочу неверящим напомнить:
Мне мама память сердца отдала…

Совесть: Через десятки лет после войны выпускница нашей школы Голодяевская Людмила Михайловна, бывшая узница фашистских концлагерей: Димитравас, Майданек, Освенцим, Макиндорф, - напишет эти строки:

Девочка:

Я помню, где четыре года были,
Хоть и была еще мала.
Я помню все, что многие забыли:
Мне мама память сердца отдала!

Память: И родится книга «Эхо войны», о ней, о миллионах узниках концлагерей. Через всю свою жизнь пронесет Людмила Михайловна подвиг матерей, подвиг человечества, пережившего войну.

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Мальчик:

Господи, ты предвидел,
Предвидел,… но не помог…
За чье-то распятое детство,
(Иль та плата мала?)
Свое разбитое сердце
Чья-то мать отдала…

Девочка:

И стало оно гранитным,
А сквозь него навсегда
Уходит ребенок убитый
В вечность … и в никуда.

Память (Из воспоминаний Голодяевской Людмилы Михайловны):

Кое-что всплывало из моего детства, кое-что даже из снов отложилось.

Из далекого 43-го страшное видение казни красноармейца. На плацу выстроили всех, даже детей. Как мы пережили такое, не знаю. Мама говорила, что у меня волосы встали дыбом.

Девочка: Однажды был такой случай. Я споткнулась и упала лицом на вилы. Острый прут разрезал кожу у глаза, я потеряла много крови. Мне было 2,5 года. Но я узнала, что громко плакать нельзя, стоило только закричать и меня бы убили.

Девочка: У меня не росли ногти, волосы, вся голова была в гнойниках. Ведь рядом с концлагерем был госпиталь для военных, и для них у нас брали кровь. Только в Саласпилсе у детей было выкачано 3,5 л крови.

Девочка: После войны, когда меня угощали конфетами, я их не ела. Ведь там, в лагере, нам давали отравленные конфеты, испытывали лекарства.

Девочка: Танкисты, освобождавшие лагерь, увидев нас, тощих, измученных, покрытых язвами, брали на руки, угощали всем самым вкусным. А среди них бегал военврач, стрелял в воздух и кричал: «Перестаньте кормить детей, иначе они умрут».

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Мальчик:

Я помню щебеночные дороги,
Сирены осипший звук.
На память остались больные ноги
Да сердца больного стук…

История: В концлагерях были убиты и замучены 2 млн. детей.

Мальчик:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами…
…И выстрела раздался резкий звук…

Маленький мальчик:

Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

Совесть:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.

Мать:

Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!..

Память: Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого из них, то человечеству пришлось бы онеметь на 25 лет.

История:

Каждый день мы теряли 9168 детей
Каждый час - 382 ребенка
Каждую минуту - шестерых детей
Каждые 10 секунд - одного ребенка

Совесть: Что есть у народа дороже детей? У любой матери, у любого отца? Не для вражды, не для убийства и разорений растили мы их, а готовили из них строителей и учителей, врачей и инженеров. Будь проклята война! На Земле, самый лучший народ - дети. Как сохранить его в тревожном XXI веке?

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Дети: Мы выступаем сейчас от имени 13 миллионов погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…

От имени детей, которых отрывали от матерей
От имени детей, которых закапывали заживо
От имени детей, которых отправили в крематории
От имени детей, которых лишили детства.

Мальчик:

На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны
Не нужны нам звездные войны
Пусть нам снятся звездные сны!

Дети: Мы дети мирных дней. Мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас.

И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Нам выполнить ваши заветы, защищать мир от угрозы войны

Методическая разработка внеклассного мероприятия Дети войны (с использованием стихов Л.М.Голодяевской, бывшей узницы фашистских концлагерей)

Мы принимаем эстафету старшего поколения, чтобы продолжить его дела и если надо повторить его подвиги.

Девочка:

О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир - добрый, как весна!

Мальчик:

Не допустить с тобой должны мы
Чтоб планете война угрожала?
Сохраним весь этот мир чудесный
С васильком, расцветшим на рассвете,
С птицею, взметнувшеюся песней.

Девочка:

И подарим это нашим детям,
Детям их детей, и внукам внуков,
И правнукам, а дальше бесконечно…
Не позволим, не дадим кому-то
Мир взорвать!

Звучит «Реквием» Моцарта

(В композиции использованы стихи: «Варварство» Мусы Джавиля, «Память сердца», «Дети войны» Людмилы Михайловны Голодяевской, отрывки из стихотворения учащихся школы № 38 Марии Итальянцевой, Виктории Малышевой, Регины Лациновой, Владислава Дорофеева)

© 2010-2022