Доклад на тему: «Роль педагога в духовно-нравственном развитии неслышащих детей младшего школьного возраста на занятиях внеклассного чтения»

К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих сурдопедагогов (Богданова Т.Г., Алексеевских Д.Ю, Андрейкин А.А.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения, которых решаются многие жизненные вопросы. Большое внимание вопросам образования и воспита... Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников необходимо с первых лет обучения. Нарушения слуха  оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. Для нравственного становления личности необходима целенаправленная работа с детьми, направленная на усвоение ими моральных норм и принципов. Цели и задачи обучения и воспитания, которые ставят перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся с ограниченными возможностями слуха младшего школьного возраста в результате деятельности качества, способные помочь в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль педагога в духовно-нравственном развитии неслышащих детей младшего школьного возраста на занятиях внеклассного чтения.

К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих сурдопедагогов (Богданова Т.Г., Алексеевских Д.Ю, Андрейкин А.А.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения, которых решаются многие жизненные вопросы. Большое внимание вопросам образования и воспитания подрастающего поколения уделяет в своем послании Президент Р. Н. Миннеханов , говорит: «Важно усилить воспитательный компонент в процессе обучения. Патриотизм - нормы морали и нравственности должны прививаться во всех учебных заведениях…» (27.01.2013 г).

Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников необходимо с первых лет обучения.

Нарушения слуха оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. Для нравственного становления личности необходима целенаправленная работа с детьми, направленная на усвоение ими моральных норм и принципов.

Цели и задачи обучения и воспитания, которые ставят перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся с ограниченными возможностями слуха младшего школьного возраста в результате деятельности качества, способные помочь в будущем ученику состояться во взрослой жизни.

В сложной структуре развития ребенка с нарушениями слуха наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи, а также обогащение его нравственными понятиями и представлениями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по внеклассному чтению.

У детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями слуха имеются представления об основных категориях нравственности, но эти представления часто наивны, поверхностны, поэтому донести до неслышащих детей хотя бы основное содержание некоторого минимума произведений детской литературы и с их помощью пробудить у детей необходимые для формирования личности чувства - важнейшая и обязательная задача педагога и воспитателя. Детская художественная литература, наглядно и образно раскрывающая для слышащих мир нравственных понятий, в своем первозданном виде недоступна глухим детям. Но как показывают длительные исследования, проведенные сурдопедагогами Б.Д. Корсунской, С. А. Зыковой и др., благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов неслышащие дети могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений. Поэтому сюжетная линия не должна быть запутанной, а герои должны разделяться на положительных и отрицательных.

Среди всех жанров художественной литературы в младшем школьном возрасте на первом месте все еще остаются сказки. Так в третьем классе прочитав сказку В.Сутеева «Под грибом», мы распределили роли и инсценировали ее. Работа по внеклассному чтению имела ряд этапов.

Вначале мы посмотрели мультипликационный фильм «Под грибом». По ходу действия сказки разобрали героев, дали им характеристику, поговорили о том, какие они? Второй этап включал работу с текстом. Путем сопряженного проговаривания прочитали сказку «по цепочке», пронатировали текст, разобрали трудные слова. Далее, используя приемы комментированного и выборочного чтения, детям задаются вопросы, предлагая найти ответы в тексте сказки. Опираясь на таблички и наглядный материал, учащиеся смогли дать полные ответы (Как называется сказка? Кто автор? Что случилось вначале? Потом? и т.д.)

Яркие впечатления, полученные во время театрализованного представления, совместные репетиции - все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что одновременно проявляется у группы детей. Отрицательные и положительные поступки героев сказки способствуют формированию у детей нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Инсценирование сказки «Под грибом», наглядно, многогранно раскрывает смысл сообщаемых понятий. Это незаменимое, оправданное практикой средство привития неслышащим детям норм поведения.

Подбор литературы для занятий по внеклассному чтению осуществляется с учетом рекомендаций учебных программ, различных методических пособий с использованием календарей знаменательных дат. Например, при воспитании любви к природе родного края помогут книги М.Пришвина «Моя Родина», «Золотой луг», Б. Жидкова «Наводнение», «Пожар в море», «Охотник и собаки», а также В.Чаплиной, Б.Заходера. Дети младшего возраста любят читать истории о своих ровесниках (советуем ознакомить детей с произведениями В. Драгунского, Н.Носова, В.Голявкина, Е. Шварца и др. авторов). Для чтения детям предлагаются тексты с простой, но занимательной фабулой.

Важную роль играет эмоциональный настрой педагога. Голосом, интонацией, мимикой, жестикуляцией он должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным героям, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции педагога передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.

В жизни человек не всегда уверен, что поступает правильно. На внеклассных занятиях ребенок получает возможность обсудить, проанализировать, инсценировать прочитанное, и сделать определенные выводы. Через книгу ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Рассказов, стихов, сказок, которые педагог может использовать на занятии много. Надо уметь выбрать самые нужные на конкретное занятие, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Высокая миссия педагога - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь не слышащим детям открыть этот мир во всем его богатстве и многообразии, а внеклассное чтение оказывает действенное влияние на расширение литературного и читательского кругозора, на повышение общекультурного и нравственного развития учащихся, на подготовку к жизни, к адаптации и интеграции неслышащих младших школьников в окружающем мире слышащих людей.



© 2010-2022