Программа ФГОС по литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»

с.Духовское Спасского района Приморского края.


Утверждаю

Директор Духовского филиала

МБОУ «ООШ № 6» с.Духовское

Г.В. Ковальчук

Пр. №45 от « 1 « сентября» 2015 г.


Рабочая программа

по литературе

5 класс.




Разработчик:

Бабенко Н.В.

Учитель русского языка и литературы

2015 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой «Литература 5 класс» 1, 2 ч., Москва, «Просвещение», 2014г.).

Цели и задачи рабочей программы:

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Место учебного курса «Литература»


Данная программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Результаты изучения учебного курса:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание программы учебного курса

5 класс

Введение. Происхождение и развитие литературы. Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.

Мифы народов мира. Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии

Устное народное творчество (фольклор). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Царевна - лягушка».

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главный достоинства героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».(1ч)

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи

Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес - Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».

Русская литература XIXвека

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте». Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И.С. Тургенев. «Муму».

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин « Русь»; М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»). А.В. Кольцов «Косарь»; А.К. Толстой «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Отрывки из романа «Война и мир» . М. А. Булгаков. Петя Ростов. Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин.26-е мая. А. А. Ахматова. В Царском Селе. В. А. Рождественский. Памятник юноше Пушкину. К.Д. Бальмонт «Пушкин».

Литературные сказки XX века. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. X. К. Андерсен. Снежная королева. А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Дж. Родари. Сказки по телефону. В. В. Набоков. Аня в Стране чудес. Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.

Проза русских писателей XX столетия. И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. Е. И.Замятин. Огненное «А». А. И. Куприн. Мой полет.

Поэтический образ Родины. А. А. Блок. На лугу. Ворона И. А. Бунин. Сказка. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Фейные сказки С. А. Есенин. Пороша. Черемуха. М. М. Пришвин. Времена года. Отрывки. Н. А. Заболоцкий. Оттепель. Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето..». Н. М. Рубцов. В горнице.

Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. Песнь о собаке. В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям.

Героическое прошлое России. А. И. Фатьянов. Соловьи. А. Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом. А. А. Ахматова. Мужество. Р. Г. Гамзатов. Журавли.

Современная литература. В. П. Астафьев. Васюткино озеро. Т. Янссон. Последний в мире дракон.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Глава шестая. Р. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Глава перва А. Линдгрен. Приключения Кале Блюмквиста. Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. Орел Синдбада. Б. Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода. Итоги. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Чтение летом.

Планируемый уровень выпускника

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Организация текущего контроля


№ п/п

Вид контроля

Тема

Дата

1

Классное сочинение.

Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».


2

Классное сочинение.

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».


3

Тест.

Итоговый урок по литературе 19 века.


4

Классное сочинение.

Сочинение по сказке А. П. Платонова «Золотое кольцо».


5

Сочинение.

Как Васютка выжил в тайге.


6

Тест.

Литературная викторина.















Календарно-тематическое планирование 5 класс



Тема урока

Виды деятельности на уроке

Кол-во часов

Дата

1

Впечатления от прочитанного летом.

Знакомство с учебником. Беседа.

1


2

Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира.

Рассказ учителя. Беседа. Игра.

1


3

Мифы Древней Греции. «Золотые яблоки Гесперид».

Навык выразительного чтения и пересказа.

1


4.

Мифы Древней Греции.

Беседа. Навык выразительного чтения.

1


5

Фольклор. Былины - русский народный эпос.

Рассказ учителя. Беседа. Игра. Проверочная работа

1


6

Художественные особенности былины «Три поездки Ильи Муромца».

Выразительное чтение, пересказ и анализ текста.

1


7

Три поездки Ильи Муромца.

Грамотное и осмысление прочитанного

1


8

В мире русских былин.

Пересказ. Беседа. Игра.

1


9

Русские народные сказки. Волшебная сказка. Сюжет, герои, события сказки «Царевна-лягушка».

Беседа, художественный пересказ. Составление плана, работа с иллюстрациями.

1


10

Художественный пересказ эпизода сказки.

Художественный пересказ.

1


11

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок.

Беседа. Чтение.

1


12-13

Приключения Синдбада и его стремление познать тайны окружающего мира.

Выразительное чтение, пересказ.

2


14

Моя любимая сказка.

Выразительное чтение, пересказ и анализ текста.

1


15-16

Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность пословиц, поговорок, загадок.

Составление пословиц, поговорок, загадок. Беседа. Игра. Проект.

2


17-18

Малые жанры фольклора. Анекдоты. Песни. Частушки.

Сочинение частушек, анекдотов, песен. Беседа.

2


19

Народная драма. Насыщенность пьесы «Озорник Петрушка» малыми жанрами фольклора.

Беседа.Выразительное чтение.

1


20

Расцвет русской басни в начале 19 века. Обличение воинствующего невежества в баснях И. А. Крылова « Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Мужик».

Беседа. Выразительное чтение.

1


21-24

Фантастические события сюжета поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Беседа. Проблемные задания.

2


25

Классное сочинение. Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Написание сочинения-описания героя.

1


26-27

Поэтические картины зимы в лирике А. С. Пушкина («Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»).

Анализ, выразительное чтение поэтического текста.

2


28

Авторская сказка. Поучительная сказка Т. Александровой «Светофорчик».

Выразительное чтение, пересказ и анализ текста.

1


29

Воспоминания о детстве в лирике М.Ю.Лермонтова («И вижу я себя ребёнком…»)

Анализ, выразительное чтение поэтического текста.

1


30

Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гёте»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

Анализ, выразительное чтение поэтического текста.

1


31

Вн. чт.Отработка выразительного чтения.

Навык выразительного чтения.

1


32

Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота».

Выразительное чтение,пересказ, анализ текста.

1


33

Язык повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

Анализ, пересказ, выразительное чтение текста. Составление плана произведения и работа с ним.

1


34

Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

Беседа. Выразительное чтение.

1


35

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» (начало беседы о главном герое).

Беседа. Выразительное чтение и характеристика героев.

1


36

Герасим и его окружение.

Беседа. Характеристика героев.Выразительное чтение.

1


37

Герасим и Муму.

Характеристика героев. Выразительное чтение. Краткий пересказ текста и художественный пересказ отдельного эпизода.

1


38

Классное сочинение. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

Написание сочинения-рассуждения.

1


39

Рассказы о животных.

Выразительное чтение и пересказ.

1


40

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин. «Русь». М.Ю. Лермонтов. «Сашка», «Кто видел Кремль…»А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!»

Анализ стихотворения, выразительное чтение.

1


41

Поэтический образ Родины.Н.А. Некрасов. «Соловьи». Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья».

Анализ стихотворения, выразительное чтение.

1


42

Поэтический образ Родины.А.А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у берёзы».

Анализ стихотворения, выразительное чтение.

1


43

Обучение анализу стихотворения.

Анализ стихотворения, выразительное чтение.

1


44

Вн.чт. Час любимого стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений.

1


45

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Композиция и герои произведения «Бородино».

Беседа. Выразительное чтение.

1


46

Изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года.

Анализ поэтического текста

1


47

Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.

Составление плана стихотворного произведения.

1


48

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Партизанская война и её герои.

Беседа. Выразительное чтение.

1


49

Петя Ростов в партизанском отряде.

Выразительное чтение, краткий пересказ, анализ текста.

1


50

Первый бой и гибель Пети.

Выразительное чтение, краткий пересказ, анализ текста.

1


51

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения.

Беседа.

1


52

Итоговый урок по литературе 19 века.

Определение автора по отрывку, ориентировка в опорных теоретических понятиях.

1


53

Д. Давыдов.«1812год».Ф.Глинка. «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

Выразительное чтение, анализ текста.

1


54-55

Связь веков в поэзии 20 века. И. А. Бунин. «26-е мая».А. А. Ахматова. «В Царском Селе».В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину».

Беседа.Выразительное чтение.

2


56

Литературные сказки 20 века. К. Г. Паустовский «Рождение сказки».

Художественный пересказ текста.

1


57

Мастерство Х. К. Андерсена в построении сюжета и создании характеров сказки «Снежная королева». Кай и Герда.

Характеристика героев. Комментированное, выразительное и аналитическое чтение, пересказ.

1


58

Приключения Герды.

Аналитическое чтение текста, пересказ.

1


59

Могущество любви, дружбы, верности.

Выразительное чтение, анализа текста, пересказ.

1


60

Изложение эпизода из сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Пересказ фрагмента текста, сохраняя его главную мысль.

1


61-62

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью.

Аналитическое чтение, приём сопоставления. Работа в парах, составление плана произведения.

2


63

Классное сочинение. Сочинение по сказке А. П. Платонова «Золотое кольцо».

Написание сочинения.

1


64

Доброта, справедливость, сострадание, любовь в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Выразительное чтение, анализ текста.

1


65

Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону» Джанни Родари.

Выразительное и аналитическое чтение.

1


66

Дж. Родари. Смысл «Старых пословиц».

Беседа.Анализ смысла пословиц.

1


67

В. В. Набоков. «Аня в стране чудес». Любознательность героини.

Аналитическое чтение.

1


68

Чудо и парадокс в в сказке В. В. Набокова «Аня в стране чудес».

Беседа.Аналитическое чтение.

1


69

Дж. Р. Р. Толкиен. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно».

Беседа.Составление характеристики героя произведения.

1


70

«Огонь» и «полымя» в жизни героев повестиДж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».

Беседа.Аналитическое чтение, характеристика героя.

1


71

В чём истинная красота человека? Нравственная проблематика сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».

Выразительное чтение, анализ текста, пересказ.

1


72

Проза русских писателей 20 столетия. И. С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым». «За карасями». Знакомство юных рыболовов с Чеховым.

Выразительное чтение, анализ стиля писателя.

1


73

Е. И. Замятин. «Огненное А». Мечта подростков 20 века о связи с Космосом.

Комментированное чтения. Работата в группе.

1


74

Отвага и решительность героев очерка А. И. Куприна «Мой полёт».

Беседа.Аналитическоий пересказ.

1


75

Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Пересказ, анализа текста. Беседа.

1


76

Отражение красоты природы в стихах А.А. Блока(«На лугу», «Ворона»),И.А.Бунина(«Сказка»),К.Д. Бальмонта(«Снежинка», «У чудищ», «Осень»).

Выразительное чтение, анализ лирического произведения.

1


77

Чувство привязанности к окружающему человека миру природы в стихах С.А. Есенина («Пороша», «Черёмуха»),Н.А. Заболоцкого («Оттепель»), Д.Б. Кедрина («Скинуло кафтан зелёный лето»), Н.М. Рубцова («В горнице»)

Выразительное чтение, анализ лирического произведения.

1


78

Отработка выразительного чтения.

Выразительное чтение.

1


79

Картины природы в лирической прозе М. М. Пришвина «Времена года».

Пересказ, выразительное чтение и анализ текста.

1


80

Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим в «Песни о собаке» С. А. Есенина.

Выразительное чтение, анализ лирического произведения.

1


81

Гуманное отношение человека к животным в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Выразительное чтение, анализ лирического произведения.

1


82

Героическое прошлое России в стихах о ВОв А.И.Фатьянова («Соловьи»), А.Т.Твардовского («Я убит подо Ржевом…»), А.А.Ахматовой («Мужество»), Р. Гамзатова («Журавли»).

Выразительное чтение. Беседа.Анализ.

1


83

Вн.чт. Стихотворения о войне.

Выразительное чтение.

1


84

Современная литература. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»- автобиографическое произведение о детстве.

Краткий пересказ текста, комментированное чтение.

1


85

Характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам.

Пересказ художественного текста, комментированное чтение, анализ текста.

1


86

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Подготовка к написанию домашнего сочинения.

Комментированное чтение, анализ прозаического текста.

1


87

Вн.чт.Рассказы о дружбе.

Выразительное чтение и пересказ.

1


88

Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.

Аналитическое и углубленное чтение, выразительное чтение.

1


89-90

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм главного героя романа.

Самостоятельная работа с учебником, пересказ эпизода романа.

2


91

Обучение сжатому аналитическому пересказу текста.

Аналитический пересказ.

1


92

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Двойственный характер главного героя.

Выразительное чтение.

1


93

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы по выбору).

Пересказ.

1


94

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» - автобиографическая повесть.

Самостоятельная работа с учебником. Выразительное чтение.

1


95

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия (главы по выбору).

Пересказ.

1


96

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя.

Подробный пересказ.

1


97

Н. С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века.

Выразительное чтение, устное словесное рисование.

1


98

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении.

выразительное чтение, устное словесное рисование, пересказ.

1


99

Великий сыщик Шерлок Холмс.

Пересказ, характеристика героя.

1


100

Проверка грамотного и осмысленного чтения.

Грамотное и осмысленное чтение.

1


101

Мой любимый литературный герой. М.И.Цветаева. «Книги в красном переплёте».

Выразительное чтение, анализ стихотворения.

1


102

Итоги года. Рекомендательный список литературы для самостоятельного летнего чтения.

Запись списка литературы для самостоятельного чтения летом.

1








© 2010-2022