- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему: «Способы словообразования» для 10 класса
Урок по русскому языку на тему: «Способы словообразования» для 10 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова Н.А. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель - Антонова Надежда Алексеевна
Урок по русскому языку на тему: «Способы словообразования» для 10 класса.
Цели урока: повторить способы образования, морфологический анализ слов; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления; формировать культуру речи, прививать интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
-
Орг. Момент.
-
Работа по теме урока.
-
Какие способы словообразования вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, переход одной части речи в другую, сложение).
-
Определите способ образования слов:
-
Запеть, раздать, придумать (приставочный);
-
Сероватый, читатель, березняк (суффиксальный);
-
Подстаканник, соединять, перелесок (приставочно-суффиксальный);
-
Водопровод, диван-кровать, ледокол (сложение);
-
Столовая, мороженое.
-
Закрепление изученного материала.
Задание 1.
Определите способ образования слов.
Вошел, законодательство, ТЮЗ, медленно, буквоед, соплеменник, корабельщик, дружески, подвенечный, пчелка, собеседник, обсуждать, пододеяльник, КамАЗ, черно-бурая, летописец, братишка, подводный, подберезовик, одежонка, вездесущий, рабочий, чайная, старомосковский.
Задание 2.
Составьте словосочетания со словами, которые образованы неморфологическим способом (переход из одной части речи в другую).
Холостой -, холостой -, больной -, больной -, будущее -, будущее -, мороженое -, мороженое -, легкие -, легкие -, горбатый -, горбатый -, контрольная -, контрольная -, новенький -, новенький -, прямая -, прямая -, детская -, детская.
Задание 3.
Выберите в каждом ряду слово, образованное отличным от других способом образования.
Содержатель, соискатель, сожитель, создатель.
Запонка, загогулина, закорючка, , заготовка.
Перепончатый, переливчатый, перерывчатый, переметчивый.
Обеспеченный, обесцененный, обеспокоенный, обесцвеченный.
Задание 4.
Спишите текст, раскрывая скобки. Определите способ образования выделенных слов.
Кто (н..) когда (н..)видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и (н..) зам.. чать, что он по клюкв.. идет. Вот взять ягоду ч..рнику, - та р..стет и ее вид..шь; ст..б..леч..к тоненький тянется (в) верх, по ст..б..льку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики и у листиков сидят мелким горошком чернички, ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно?красная ягодка, листики темно?зеленые, плотные (ни, не) ж..лтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь (не, ни)заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно?рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправ.. .Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен?о ран..ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (не) видима (с)верху.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
- Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней: сердце, душа, человек, благо; выделите корни. Составьте из этих слов словосочетания.