Урок по русскому языку на тему: «Способы словообразования» для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель - Антонова Надежда Алексеевна

Урок по русскому языку на тему: «Способы словообразования» для 10 класса.

Цели урока: повторить способы образования, морфологический анализ слов; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления; формировать культуру речи, прививать интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  2. Работа по теме урока.

  • Какие способы словообразования вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, переход одной части речи в другую, сложение).

  • Определите способ образования слов:

  • Запеть, раздать, придумать (приставочный);

  • Сероватый, читатель, березняк (суффиксальный);

  • Подстаканник, соединять, перелесок (приставочно-суффиксальный);

  • Водопровод, диван-кровать, ледокол (сложение);

  • Столовая, мороженое.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Определите способ образования слов.

Вошел, законодательство, ТЮЗ, медленно, буквоед, соплеменник, корабельщик, дружески, подвенечный, пчелка, собеседник, обсуждать, пододеяльник, КамАЗ, черно-бурая, летописец, братишка, подводный, подберезовик, одежонка, вездесущий, рабочий, чайная, старомосковский.

Задание 2.

Составьте словосочетания со словами, которые образованы неморфологическим способом (переход из одной части речи в другую).

Холостой -, холостой -, больной -, больной -, будущее -, будущее -, мороженое -, мороженое -, легкие -, легкие -, горбатый -, горбатый -, контрольная -, контрольная -, новенький -, новенький -, прямая -, прямая -, детская -, детская.

Задание 3.

Выберите в каждом ряду слово, образованное отличным от других способом образования.

Содержатель, соискатель, сожитель, создатель.

Запонка, загогулина, закорючка, , заготовка.

Перепончатый, переливчатый, перерывчатый, переметчивый.

Обеспеченный, обесцененный, обеспокоенный, обесцвеченный.

Задание 4.

Спишите текст, раскрывая скобки. Определите способ образования выделенных слов.

Кто (н..) когда (н..)видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и (н..) зам.. чать, что он по клюкв.. идет. Вот взять ягоду ч..рнику, - та р..стет и ее вид..шь; ст..б..леч..к тоненький тянется (в) верх, по ст..б..льку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики и у листиков сидят мелким горошком чернички, ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно?красная ягодка, листики темно?зеленые, плотные (ни, не) ж..лтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь (не, ни)заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно?рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправ.. .Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен?о ран..ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (не) видима (с)верху.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

- Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней: сердце, душа, человек, благо; выделите корни. Составьте из этих слов словосочетания.

© 2010-2022