Обобщение по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Тема: Обобщение по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном           предложении». Цель:   Систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в                бессоюзном сложном предложении; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определить интонационные особенности этих предложения и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; воспитывать любовь к литературе.  Оборудование:   карточки, таблица, раздаточный ма...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-1-

Тема: Обобщение по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цель: Систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в

бессоюзном сложном предложении; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определить интонационные особенности этих предложения и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

воспитывать любовь к литературе.

Оборудование: карточки, таблица, раздаточный материал.

Ход урока.

I Оргмомент.

Ребята сегодня на уроке обобщим те знания, которые получили при изучении темы «Бессоюзные сложные предложение». Наш урок будет связан с литературой и посвятим его изучаемому нами произведению по литературе, рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».

- Начнем урок с проверки д/з.

II Проверка д/з.

Вам было задано домой из учебника литературы выписать 3 бессоюзных предложения, найти грамматические основы предложений, объяснить постановку знаков препинания. (Идет проверка у нескольких человек).



-2-

III Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа с карточками (4 человека)

  2. Работа у доски (2 человека)

На доске: 2 бессоюзных предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенную орфограмму, объяснить ее, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы.

1. После венчания (не) было торжественного приема; молодые выпили по

бокалу, переоделись и поехали (на) вокзал. [ ]; [-O,О и О].

2. Держался он солидно, движения (у) него были медленные, манеры мягкие. [ ], [ ], [ ].

3. Орфографическая работа. (1 чел.) Комментировать письмо.

Готовясь к экзаменам, на каждом уроке русского языка мы повторяем орфограмму. Сегодня повторим «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

- Давайте вспомним, когда пишется Н, а когда НН в суф. прил., образ. от сущ.? Бесчисленные звезды, ветряная погода, масляное пятно, с длинными бакенами, торжественный тон, около серебряного самовара, старинная посуда, стеклянные бусы, искусственные цветы.

4. Фронтальный опрос.

- дайте определение бессоюзному сложному предложению.

- Обратимся к таблице, которая поможет нам ответить на следующие вопросы:

- Когда становится запятая в б/с/предложении?

__________//_________ точка с запятой?

__________//_________ двоеточие?

__________//_________ тире?

-3-

[ I ], [ II ]. [ I ]; [ II ].

[ I ]: [ причина ].

[ I ]: [ дополнение ].

[ I ]: [пояснение].

[ I ] - [ II ]. (противопоставление)

[ I время условие] - [ II ].

[ I ] - [ II вывод следствие].

5. Творческая работа.

На доске: 3 пары (шесть простых пред-ий, из которых надо составить б/с/пр-я).

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня.

Она принимала участие в пикниках и в прогулках [ I ]: [II причина].

Но мало-помалу и громадного офицера прорвало.

Он оживился, заволновался, вошел в азарт и двигался легко. [ I ] , [ II ].

Даже присутствие мужа не стесняло ее, она уже угадала его инстинктом. [ I ], [ II ].

6. Диктант «Подумай и объясни».

1. В антрактах Модест Алексеич не отпускал ее от себя ни на шаг, ходил он с

ней под руку по коридорам и по фойе.

2. У Ани еще блестели на глазах слезы; она уже не помнила ни о матери, ни о

деньгах, ни о своей свадьбе.

3. Еще задолго до рождества в местной газете было объявлено: в

дворянском собрании будет обычный зимний бал.

-4-

4. У него была в банке тысяч сто, есть родовое имение, сдаваемое им в аренду.

Мы на уроке повторили правила о постановке знаков препинания б/с/п. а сейчас проверочная работа.

7. Проверочная работа. (на листочках)

а) Мать умерла, отец Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель.

б) Модест Алексеич уходил на службу - Аня играла на рояле и плакала от скуки.

в) Мягкие движения его пухлого тела пугали ее, ей было страшно и гадко.

IV Итог урока

Оценки за урок.

V Д/з

Подг. к сл. коп. дик. ктр. 34-62





-5-

Предложения с карточками:

Задание: расставить знаки препинания.

  1. Он привел ее в избушку к пожилой даме, у нее нижняя часть лица была несоразмерно велика.

  2. Аня имела успех у мужчин; она задыхалась от волнения, судорожно тискала в руках веер и хотела пить.

  3. Аня кланялась, голова у нее в самом деле не отвалилась, было мучительно больно.

© 2010-2022