Конспект открытого урока в 7 классе по рассказу Булгакова Стальное горло

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Внеклассное чтение

Тема: Нравственные ценности в рассказе М.А.Булгакова «Стальное горло».

Цели:

Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;

Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.

Ход урока:

Есть счастье ещё и когда в пути

Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

На выручку кинуться к человеку,

Подставить плечо ему и спасти.

Э. Асадов


Словарная работа. Учитель: прочитайте слова, которые записаны на доске «честь»»долг» «ответственность» . Они вам хорошо знакомы. Приведите в пример жизненные ситуации, к которым можно отнести эти понятия.

Слово учителя. Понятия «честь», «долг», «ответственность» идут рядом с нами по жизни. Малыш только встал на ноги и сделал первые шаги, а мама пытается внушить ему, что нельзя причинять боль другому. Сын или дочь научились писать первые буквы, а им рассказывают о том, что нужно всегда прийти на помощь человеку, если он окажется в беде.

Произошло землетрясение, вышла река из берегов и затопила деревню, взорвалось здание - и спасатели МЧС первыми прибывают к месту трагедии и ведут борьбу за человеческую жизнь.

Вспыхнула искра, разгорелась огнём, и вот уже пламя величиною со столб охватило дом - гудит сирена и к вам на помощь мчатся пожарные.

Ваше тело раздирает боль, нет сил справиться с ней - и вот уже люди в белых халатах рядом с вами, это они поставят вас на ноги и дадут новую жизнь.

Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий - вот в чём суть деятельности медицинского персонала, вот в чём их профессиональный долг.

Работа с эпиграфом.

Об этом и рассказ М. А. Булгакова «Стальное горло», с которым мы будем работать на уроке. И наша задача попытаться ответить на вопросы: что значит быть настоящим человеком, проследить, как происходит становление молодого врача; что предстоит ему пройти, чтобы с честью выполнить свой долг и преодолеть внутренний страх, и из чего складывается врачебный долг.

Булгаков Михаил Афанасьевич окончил медицинский факультет Киевского университета и получил звание «лекаря с отличием».

Он смолоду ценил честь, достоинство, всегда был верен долгу врача, писателя.

Индивидуальное сообщение учащегося. Биография М.Булгакова.

Беседа с классом

- Где происходит действие рассказа?

- Что значит сельский врач?

- Можно ли считать этот рассказ автобиографичным? Почему?

- Чего боялся молодой человек и почему? Как это описывает автор?

- Какие мысли посещают врача при виде больной девочки?

- Почему же молодой врач всё-таки решился на операцию?

- Как ведёт себя врач перед операцией-

С какими трудностями столкнулся врач при операции? Каким он предстаёт во время операции?

- Как дальше сложилась судьба врача?

Какова композиция данного рассказа. Повторение. Композиция - построение художественного произведения.

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Заключение

Экспозиция - знакомство с молодым врачом

Завязка - привезли умирающую девочку

Развитие действия - подготовка к операции

Кульминация - ход операции

Развязка- ребёнок спасён

Заключение - возвращение доктора домой, его дальнейшая судьба

Главные герои рассказа . Составление кластера


Сравнительная характеристика описания героев в начале и конце рассказа. Работа в тетради. Работа с презентацией.

Вывод. Что мы увидели, благодаря этому заданию? ( Всем тяжело. Все страдали, но закончилось удачно, благодаря доктору.)

Тема и идея рассказа. Работа с эпиграфом.

Тема - о трудном случае в жизни врача.

Микротемы -

  1. Жизнь и здоровье

  2. Слаженная работа

  3. Темнота крестьянства

  4. Благодарность

Идея - победа над собой во имя другого человека.

Составление синквейна на заготовленных карточках цветными ручками или фломастерами.

Д.З.Сочинение - миниатюра. Что нового я узнал о профессии врача


© 2010-2022