Рабочая программа по литературе для 6 класса (Коровина)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе для 6 класса (Коровина)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

  5. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, В.П. Полухиной и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. - М.: Просвещение, 2011.

На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных

пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Данная рабочая программа является адаптированной.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, П. Г. Пустовойт. - М.: Просвещение, 1998.

  6. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В. П. Журавлев. - М.: Просвещение, 2001.

  7. Наш XIX век / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. - М., 1996.

  8. Мифы народов мира / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. - М., 1996.

  9. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. - М.: Просвещение, 1996.

  10. Беляева Н.: Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2010

  11. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2011 г.

  12. Литература. 5-11классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008.

  13. Российская школьная хрестоматия (5-11 классы) / Сост.: В. И. Коровин, В. Я. Коровина. - М.: Интербук, 1995-1996. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  14. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  15. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  16. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  17. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  18. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

  19. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  20. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.


Мультимедийные пособия.

  1. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.





Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

drofa.ru - сайт издательства «Дрофа».

philology.ru - «Филологический портал».

wikipedia.org - универсальная энциклопедия

krugosvet.ru - универсальная энциклопедия «Кругосвет».

rubricon.com - энциклопедия «Рубрикон».

slovari.ru - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

1 september.ru.- сайт газеты 1 сентября.







































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Использовать приобретённые знания и умения в повседневной деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений.

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество.

3

3

Древнерусская литература

1

4

Литература 18 века

3

5

Литература 19 века

28

6

Литература 20 века

6

7

Родная природа в русской поэзии ХХ века

3

8

Произведения о Великой Отечественной войне

10

9

Писатели улыбаются

1

10

Из литературы народов России

1

11

Зарубежная литература

11

ВСЕГО

68

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа

Число

1

Контрольная работа. Тестирование по творчеству А.Пушкина

9 неделя

2

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова

16 неделя

3

Контрольная работа (тестирование) по творчеству Н.Лескова, А.Чехова, М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

27 неделя














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Тема, содержание урока

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои

1 неделя

2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1 неделя

3.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

2 неделя

4.

Урок - посиделки. Русский фольклор.

2 неделя

5.

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописи.

3 неделя

6

Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени. Аллегория и мораль в басне.

3 неделя

7.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца».

4 неделя

8

И.А.Крылов. «Осёл и соловей». Критическое изображение «знатока2, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

4 неделя

9

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению

5 неделя

10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции.

5 неделя

11

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов.

6 неделя

12

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции.

6 неделя

13.

А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

7 неделя

14.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

7 неделя

15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятий о композиции художественного произведения.

8 неделя

16

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.Пушкина «Дубровский»-1

8 неделя

17

Контрольная работа. Тестирование по творчеству А.Пушкина

9 неделя

18.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

9 неделя

19.

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

10 неделя

20

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

(Подготовка к домашнему сочинению - Анализ стихотворения Лермонтова)

10 неделя

21

Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»

11 неделя

22

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

11 неделя

23.

Роль картины природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.Тургенев - мастер пейзажа.

12 неделя

24

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

12 неделя

25

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

13 неделя

26.

А.А.Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне..». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

13 неделя

27.

А.А.Фет «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у берёзы». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

14 неделя

28

Психологизм, гармоничность, музыкальность поэтической речи Тютчева, Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

(Подготовка к домашнему сочинению по лирике Тютчева и Фета)

14 неделя

29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

15 неделя

30

Своеобразие композиции стихотворения. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа.

15 неделя

31

Н.А.Некрасов историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова

16 неделя

32

Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова

16 неделя

33

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести

17 неделя

34

Особенности языка повести Н.Лескова «Левша». Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.Лескова «Левша»

17 неделя

35

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

18 неделя

36

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

18 неделя

37

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла». Художественные средства, передающие состояние человека и природы в пейзажной лирике.

Е.Баратынский «Весна, весна», «Чудный град». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы».

Развитие понятий о лирике.

19 неделя

38.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои А.Платонова.

19 неделя

39.

А.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев книги. Авторская позиция в произведении.

20 неделя

40

М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

20 неделя

41.

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

21 неделя

42

Особенности композиции и названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению

21 неделя

43

Классное сочинение. «Человек и природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»

22 неделя

44

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.Симонов «Ты помнишь, Алёша», Д.С.Самойлов «Сороковые».

22 неделя

45

А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

23 неделя

46

В.П.Астафьев. Слово писателе. «Конь с розовой гривой» Картины быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы.

23 неделя

47

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению.

24 неделя

48

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

24 неделя

49

Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению

25 неделя

50

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Распутина и В.Астафьева»

25 неделя

51

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой «лирике.

26 неделя

52

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

26 неделя

53

Контрольная работа (тестирование) по творчеству Н.Лескова, А.Чехова, М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

27 неделя

54

Родная природа в русской поэзии ХХ века. А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном». С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали». «Пороша».

27 неделя

55

А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие.» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

28 неделя

56

В.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

28 неделя

57

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малым мой народ». Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга».

29 неделя

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двора царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

29 неделя

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

30 неделя

60

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

30 неделя

61

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.

31 неделя

62

Ф.Шиллер. Слово описателе. «перчатка». Проблемы благородства, достоинства, чести.

31 неделя

63

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

32 неделя

64

М.Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

32 неделя

65

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

33 неделя

66

А. де Сент- Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц и его друзья, враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

33 неделя

67

«Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

34 неделя

68

«Путешествие по стране Литературии 6 класса».

34 неделя
























КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.



Нормы оценки содержательной стороны сочинений:

Оценка «5» ставится, если:

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  6. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Оценка «4» ставится, если:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения.

  2. Содержание достоверно, но в работе встречаются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличатся единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Оценка «3» ставится, если:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные неточности последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускаются не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Оценка «2» ставится, если:

1.Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

При большем количестве недочётов в содержании и в речи работа оценивается баллом «1».

Прим. При оценивании работ необходимо учитывать самостоятельность и оригинальность замысла ученика. С учётом этого качества отметка за содержание повышается на один балл

Типы речевых ошибок.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются следующие критерии:

  1. Богатство и точность речи выражаются в большом объёме используемого активного словаря и в развитии грамматического строя речи, в разнообразии морфологических форм и синтаксических конструкций. Небогатая речь характеризуется ограниченным объёмом словаря, однообразием синтаксиса. Она состоит из коротких однотипных предложений, слабо выраженной связью между ними. Текст как бы рассыпается на короткие, рубленые фразы однообразной структуры. Обычно в таком тексе назойливо повторяется одно т то же слово, так как именно это повторение обеспечивает этот минимум связности, который не позволяет тексту окончательно рассыпаться.

  2. Стилистическое единство и выразительность текста создаётся с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиями задачам общения. Это качество текста предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности ситуации при выборе слов и выражений, учитывает специфику условий речи. Разрушение стилевого единства текста ослабевает его выразительность.

Неудачное употребление правильно образованных слов или предложений приводит к речевым ошибкам.

Для обнаружения речевого недочёта необходим контекст, без которого ельзя заметить ошибку в употреблении, так как сама по себе языковая единица составлена, образована правильно. Этот контекст должен быть минимален: для слова достаточно словосочетания, для словосочетания - предложения, для предложения же минимальным контекстом является текст.

К речевым недочётам относятся лексические, фразеологические ошибки, стилистические смешения.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

оценка «5» - 90 - 100 %;

оценка «4» - 78 - 89 %;

оценка «3» - 60 - 77 %;

оценка «2» - менее 59 %.


© 2010-2022