Рабочая программа по литературе для 6 класса

Пояснительная записка Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса   на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы.Авторы новой программы (В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, 7-е издание, 2006 год) предлагают для реализации задач л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю Согласовано Рассмотрено Принято

Директор Зам. директора по УВР на заседании МО на заседании ПС

Черняев В.П. Митина У.Е. протокол №1 от протокол №1 от

« »____________ « »_____________ « »_____________ « » _____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 6 КЛАССА

2014-2015 учебный год

Учитель: Макарова Валентина Ивановна.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы. Авторы новой программы (В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, 7-е издание, 2006 год) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Программно-методическое обеспечение: // Литература. 6 кл. Планирование и материалы к курсу. // Литература. 6 кл.: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях./ Авторысоставители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев - М.: «Просвещение», 2007 год. // «Поурочные разработки», Н.В. Егорова.

Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1


Формы промежуточного контроля: сочинение, изложение, тест.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

часы

дата

Домашнее

задание

Введение

1.

Литература как художественное отображение жизни. Беседа по вопросам (стр.5)

1ч.

с. 3-5; часть 1

Из мифологии

Из греческой мифологии

2.

.

Древнегреческие мифы о героях. 1.«Двенадцать подвигов Геракла». Представление древних людей о мире, стремление реализовать свою мечту. «Лернейская гидра», «Немейский лев».

Комментированное чтение. Характеристика героя.

2.«Арион». Отражение в мифах представлений о героизме. Пересказ сюжета. 3. Гомер. «Одиссея». Выразительное чтение отрывка. Характеристика Одиссея.

1ч.

Прочитать: «Яблоки Гесперид», Одиссей на острове у циклопов». Пересказ.

Из славянской мифологии

.

3

Мифы древних славян. «Народный миф о солнце».

1ч.

«Мифы народов мира». Взять в библиотеке; 2 мифа на выбор прочитать и пересказать

Из устного народного творчества

1ч.

с. 6-15, читать, ответить на вопросы

4.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Колядки, масленичные песни, весенние, летние, осенние песни.

.

Пословицы, поговорки, загадки. Народная мудрость в пословицах.

Из древнерусской литературы

1ч.

5.

«Повесть временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

«Сказание о Кожемяке». Героическая проблематика повести. Отражение истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

с. 22-24, пересказ, ответы на вопросы (с. 24)



Из литературы XIX века




А.С. Пушкин. 3 ч.

6

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. «И.И.Пущину», «Узник».

Лирика природы: «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Выразительное чтение стих. Анализ.

Выразительные средства поэтического языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

1 ч.

1.Наизусть «Узник»

2.«Дубровский», главы 1-8

7

Незавершённый роман «Дубровский»: историческая правда и художественный вымысел в романе.

1 ч.

Главы 9-19

8

«Всеохватность» конфликта. Судьбы и характеры центральных героев романа. Троекуров и Дубровский. Сравнительная характеристика.

1 ч.

Вопросы

9

Нравственные и социальные проблемы романа. Судьба Владимира Дубровского. Беседа.

Сочинение «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» (План сочинения, работа над черновиком).

Отредактировать сочинение

М.Ю. Лермонтов

1ч.

10

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. «Тучи»: вольнолюбивые мотивы в лирике.

«Парус», «Листок»: многозначность художественного образа. Выразительное

Наизусть «Тучи»

Прочитать «Ночь перед Рождеством».

Н.В. Гоголь. 2 ч.


11

12

Слово о Гоголе. «Ночь перед Рождеством». Комментированное чтение. Своеобразие языка повести.

Характеристика героев. Беседа.

«Заколдованное место». Чтение эпизодов, пересказ.

1 ч.

Самостоят. Прочитать повесть «Заколдованное место»

«Майская ночь или Утопленница».

Н.А. Некрасов

1 ч.

13

Некрасов - поэт и гражданин. СТИХОТВОРЕНИЕ «Железная дорога». Художественные особенности стих. Комментированное чтение. Беседа по вопросам. Роль пейзажа. Нравственная позиция автора.

Наизусть вступительную часть. 2. Читать «Левша». Лесков

14 Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Идейный смысл сказа. Комментированное чтение.

Выборочный пересказ «Левша у англичан». Характеристика Левши.

1ч.

1 ч.

Главы 8-12

15

Пересказ глав5-8. Развитие речи. 1. Портрет Левши. 2. Изложение «Левша в гостях у англичан».

Читать А.П. Чехов. «Толстый и тонкий».

А.П. Чехов.

16

Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Комментированное чтение. Характеристика героев. Авторская позиция в рассказе. Понятие о юморе.

1 ч.

«Лошадиная фамилия». Прочитать, кратко рассказать.

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века.

17

.

А.А. Фет. Ф.И. Тютчев. А.К. Толстой. А. Блок. Д. Мережковский и др. поэты о родной природе. Выразительное чтение стихов. Анализ лирического произведения. Двусложные размеры стиха (ямб, хорей). Понятие «пейзаж».

1 ч.

1 стих. наизусть

18

Литература 20 века. В,В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. Тема и идея стихотворения. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Авторская позиция.

1 ч.

Платонов А.П.

«Корова». Прочитать.

А.П. Платонов.

19

А. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Корова». Комментированное чтение отрывков, пересказ эпизодов («Теленок и корова», «Гибель коровы», «Думы Васи о корове».

1ч.

Характеристика Васи.


20

М.М. Зощенко. Слово о писателе. Юмористические рассказы «Галоша», «Встреча». Беседа по прочитанному. Отношение автора к героям. Язык рассказов Зощенко.

1ч.

«Кладовая солнца». Читать.

М.М. Пришвин.


21

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Слово о писателе. Понятие жанра «сказка-быль».

Нравственные проблемы в произведении. Сопоставительный анализ эпизодов, сопоставительная характеристика героев (Митраша и Настя, Травка и Серый помещик.); анализ эпизода «Ель и сосна». Понятие литературного портрета.

1ч.

Пересказ «Дети на болоте»

22.

«Кладовая солнца» Смысл названия , сказочные мотивы. Развитие речи. Сочинение «Почему дети выжили в такое трудное время?»

1 ч.

Отредактировать сочинение.


23.

Ю. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Выразительное чтение. Анализ текста: тема, основная мысль, читательская оценка. Обучение монологической речи.

1 ч.

Астафьев «Конь с розовой гривой». Читать.


24.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».Слово о писателе. Понятия «рассказ», «сюжет», «композиция», «конфликт». Беседа о героях рассказа, пересказать сюжет, выявить конфликт рассказа.

1 ч.

Пересказ эпизода «На увале», вопросы к рассказу.


25.

«Конь с розовой гривой». «Весело» проведённый день в компании левонтьевских ребят. Нравственные проблемы в этом эпизоде (долг, честность, доброта, природа).

Умение вступать в диалог, монологическое высказывание. (Характеристика главного героя).

1 ч.

Устное сочинение «Чему научила бабушка Витьку, когда купила ему пряник вместо наказания?»

В.Г. Распутин.

26.

В. Распутин. Личность писателя. Рассказ «Уроки французского».Трудные послевоенные годы, настойчивый характер мальчишки. Внутренний мир героя. Пересказ эпизодов. Комментированное чтение эпизода «Всё, хватит! Поехали домой!».

1 ч.

Дочитать повесть.


27.

«Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению (тема , план сочинения).

1 ч.

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» (по произведениям Астафьева и Распутина).


28.

Фазиль Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Выразительное чтение рассказа. Анализ эпизодов. Характеристика героя. Нравственные проблемы в рассказе. Роль юмора.

1 ч.

Пересказ сюжета и характеристика героя.


29.

Изображение войны в произведениях Д.С. Самойлова, М.В. Исаковского, К.Симонова.

Проблема подвига, долга, любви к родине в произведениях о войне. Выразительное чтение стихов. Беседа.

1 ч.

Выучить

наизусть

1 стих-ие.


30.

Тема Родины и родной природы в стихах С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, Н. Рубцова. Обучение выразительному чтению. Находить народные мотивы в стихах поэтов, выявлять художественно-выразительные средства. Понятие «пейзажная лирика».

1 ч.

Устное сочинение «Моё любимое время года».

Наизусть 1 стих.

Из зарубежной литературы

М. Твен

31.

«Приключения Гекльберри Финна»: мир детства, образы детей.

Стремление к независимости. Приемы создания детских характеров. Монологическая речь.

1 ч.

с. 209 вопросы

Джек Лондон.

32.

«Любовь к жизни». Сюжет и главные герои. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Комментированное чтение эпизодов. Оценка поступкам героев.

1 ч.

Дочитать рассказ.

33.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства. Выразительное чтение. Обсуждение темы баллады, идеи.

Проспер Мериме. «»Маттео Фальконе». Комментированное чтение эпизодов. Раскрыть сюжет, тему и идею рассказа.

«Маттео Фальконе». Характеристика героя.


34.

Итоговый урок. Тест. Проверить знания теории литературы, знания текстов произведений, героев, авторов.

Список для чтения летом.


Развитие речи: сочинение - 3 работы;

изложение - 1 работа.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА


Важнейшими умениями в 6 классе являются:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

© 2010-2022