Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок ПРЕ и ПРИ (6 класс)

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Задачи урока:  Образовательные:  1.      Выявление условий выбора гласных е – и в приставках; 2.      Способствовать формированию  навыка написания приставок пре-/ при-; 3.      Развитие умения формулировать определение понятий; 4.      Обогащение словарного запаса учащихся; 5.      Совершенствование орфографических навыков и умений.  Развивающие:  1.      Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познаватель...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[Введите название документа]

Тема "Правописание приставок -пре- и -при-"

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е - и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:

  1. Выявление условий выбора гласных е - и в приставках;

  2. Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;

  3. Развитие умения формулировать определение понятий;

  4. Обогащение словарного запаса учащихся;

  5. Совершенствование орфографических навыков и умений.

Развивающие:

  1. Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  1. создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;

  2. создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;

  3. создание условий для развития коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Учитель:

-Посмотрите на свою парту - всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

Слайд 1. Самооценка настроения в начале работы

- Определите свое настроение в начале урока: выберите смайлик и букву, соответствующие вашему настроению.

-Сегодня у нас необычный урок. Вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что изучать и как.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу: ЗСП №7 и ЗСП №8 (работа с учебником)

-Дома должны были записать и заучить слова, обозначив морфемы. Открыли учебник на стр. 146, 148.

Повторение способов словообразования:

- Каким способом образовались слова «приветливый, приличный, притворный, примитивный, приятельский» (стр.148)? (Суффиксальным способом).

-Каково значение слов президент, престол, предел? (стр.146)

(сидящий впереди, ист. от слова «стол», ист. от слова «делить»).

3.Изучение нового учебного материала. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Постановка учебной задачи.

Слайды № 2-3-4

Учитель. Предлагаю вам игру «Третий лишний» (слайд № 2).

- Какие слова лишние по способу словообразования? Дайте объяснение.

1. ветерок 2. подоконник

присесть подосиновик

кузовок презабавный

(Учащиеся называют слова присесть и презабавный. Объясняют, что они лишние, потому что ветерок, кузовок образованы суффиксальным способом, подоконник, подосиновик - приставочно-суффиксальным, а присесть, презабавный - приставочным). Слайды 3-4

Учитель. Давайте произнесем слова присесть, презабавный.

Различаются ли в них приставки при произношении?

Ученики. Нет, не различаются, они произносятся одинаково.

Учитель. А пишутся?

Ученики. По- разному.

Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре - при).

Учитель. Кто же из вас сформулирует цель нашего урока?

Ученики. Нам предстоит выяснить, как определить, в каких словах пишется при-, а в каких пре-.

Слайд 5

Учитель. Вы верно сформулировали цель урока. Открыли тетради, записали число, классную работу и тему урока.

Учитель. Предлагаю внимательно прослушать стихотворение (распечатать каждому на столы 8 штук) .

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
ПРЕ - отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Учитель. Выяснить, от каких условий зависит выбор букв е-и в приставках пре-, при- поможет следующее задание: (слайд № 1 другой презентации на определение значения приставок). Запишем в тетради слова со значением приближения, обозначим морфемы (затем- присоединения, близости, неполноты действия, «очень», «пере»).

Слайд 9. На его фоне учитель просит сформулировать правила правописания приставок -пре и -при. (При ответе ученика переключаться на алгоритм)

Слайды 9-10 первой презентации на алгоритм рассуждения.

Учитель: выполняя данное задание, мы узнали, как правильно писать слова с приставкой при- и пре- .

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока).

1) Формирование умений и навыков. (Работа коллективная, с устным объяснением, метод «цепочка»).
- Запишите и графически объясните написание приставок в словах:

Приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.

(Слова записаны на карточках на каждом ученическом столе - 8 штук (одна на двоих).


2)Закрепление и совершенствование ЗУН.
Работа в группе: даны слова, которые необходимо записать в тетрадь и проверить друг у друга с помощью поднятия карточек с буквами и-е. Ведущий в группе контролирует правильность выполнения).

- Запишите и графически обозначьте приставки в словах:

Пр...цепить, пр…интересный, пр…бегать, пр…градить, пр…седать, пр…колоть, пр…дорожный, пр…увеличить, пр…ковылять, пр…гореть, пр…неприятный, пр…рвать

3) Работа в парах. Взаимопроверка.

3) Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.

  2. Задуматься на некоторое время.

  3. Участок около школы.

  4. Гнаться за кем-нибудь.

  5. Слегка задеть что-либо.

  6. Вызывающий восхищение, красивый.

  7. Немного открыть окно.

  8. Расположенный у дороги

  9. Спуститься с неба на землю.

  10. Очень длинный.

Ответы:

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный).

  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).

  3. Участок около школы. (Пришкольный).

  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).

  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).

  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

10) Очень длинный. (Предлинный).

5. Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание: п.31, с.140-143, упр.331

6.Рефлексия (слайд 11)

Продолжи фразы: Сегодня на уроке я понял(а)…

На уроке я затруднялся…

7. Самооценка настроения в конце работы (слайд № 12)




© 2010-2022