Материалы для изучения рассказа А. И. Солженицына Правая кисть

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Общеобразовательная гимназия №3» г. Архангельска - Пономарева И.П.

«Этот диалог всегда останется рискованным, но никогда не станет безнадежным».

С.С. Аверинцев

Чтение - это всегда диалог равных. Означает ли это, что книги А.И. Солженицына с подростками читать бессмысленно: не поймут? Нет, обязательно надо, настраивая свой и их ум, сознание, чувства, душу на литературу мысли, на особую тональность правды, на встречу с воином духа, на размышление об «автономии человеческой личности», на свидетельство о том, за что можно отдать жизнь. Легко ли вступить в диалог с пушкинским «Пророком»? А ведь героя А.И. Солженицына тревожит то же самое. Христианские мотивы покаяния, призвания, томления человеческого духа, «света и тьмы, памяти смертной, мученичества, христианской любви, прощения, пресечения зла» - основа ткани его лучших книг, ибо, как писал Жорж Нива: «Мир Солженицына одухотворен, «пневматичен» - он насквозь проникнут дыханием Прекрасного - Истинного - Доброго», что и определяет тон, дух произведений, их поэтику. Поэтому важен целостный - духовно-эстетический анализ произведений Солженицына, на что обращала внимание и Л.Е. Герасимова: «нельзя понять «Архипелаг ГУЛАГ», не отозвавшись на мысли автора о «последней ситуации человека в мире», не впитав опыта покаяния и веры». Хочется добавить: нельзя понять, не ощущая воздуха внутренней свободы, смелости, дерзновения, самоотверженности. Митрополит Антоний Сурожский писал, что «…человек, который не готов поплатиться всей своей жизнью за то, чтобы стоять в правде, в верности, никогда не будет жить всей силой своей. Всегда его будет удерживать страх, как бы не погибнуть, как бы не пострадать, как бы не рискнуть больше, чем он готов...» А.И. Солженицын был готов к этому, а его читатель имеет возможность хотя бы задать этот вопрос самому себе в диалоге с автором и героями его книг. «Солженицыну суждено, по-видимому, занять трагическое по своему одиночеству место экзорциста русского сознания, освободителя от всех идолов, пленявших и пленивших его",- утверждал отец Александр Шмеман, размышляя о том, что именно «зрячая любовь - таинственное сочетание любви и зрения, где любовь, очищенная "зрением" от всякой иллюзии, пристрастия, слепоты, становится подлинной любовью, а зрение, углубленное любовью, становится полным, способным вместить всю правду, а не разорванные ее обрывки и лежит в основе солженицынского творчества, являет нам его как некое чудо совести, правды и свободы». Удивительным образом, погружаясь в мир А.И. Солженицына, читать сам может обрести видение истории, если в первую очередь учитель будет готов прорываться к самому себе через диалог с автором и текстом, готов к осмыслению вопросов добра и зла, готов быть радостным собеседником, готов трудиться над понимание каждого слова, ведь именно в нем, по мысли автора, «постоянное дыхание писателя», каждого звука и интонации, ибо лингвистический комментарий, осмысление ритма, тона повествования, звукового движения фразы, лексики - важные ключи к пониманию мира этого автора. О стилистике А.И. Солженицына писали самых яркие мыслители XX века. Н. А. Струве: «Язык у него бесподобный по энергии стиля, по богатству словаря, по взрывчатости синтаксиса. Этого уже достаточно, чтобы прослыть большим художником. Прозы такой энергии с Замятина, пожалуй, не было. У одного энергетика, у другого, наоборот, "поэзия", или та утонченность языка, как у Лермонтова, у которого фехтующая проза (это выражение самого Солженицына). Или у Гоголя - сочность, красочность, трепет и т.д. У каждого свое. Кроме того у Солженицына своеобразный, что называется на языке немного научном, хронотоп, то есть структура времени и пространства». Жорж Нива: «Солженицын восстанавливает изначальную энергию слов «Бетховенская мощь его искусства, его видения, особой плотности его текста - очевидна. Богатство тональностей, жестокость иронии, жар полемиста поднимают его над всею прозой его страны… Словесная ткань его творений - симфония, пожалуй, не имеющая аналогов». А.М. Копировский: «…русский язык эпохи социализма у него оживает, обретает качества, присущие лишь классической русской литературе. Это значит, что как бы поверх живущих в ней звуков «божественной эллинской речи» и «острого галльского смысла», переливов «Слова о полку Игореве» и пугающей глубины прозрений Толстого и Достоевского он положил угловатые, жесткие, даже грубые словесные «камни», и они приросли, заиграли, воскресли!» С.С. Аверинцев: «Чисто литературно Солженицын сильнее всего тогда, когда он выступает как, условно говоря, «баталист»… когда он изображает действия и события сугубо динамические, непредсказуемый исход которых решается от секунды к секунде…В их охороненные палаты, хоромы, райкомы - вступил мертвяк Архипелаг, без рукавиц, в обутке ЧТЗ», - да таких неистовых плясок ритмической прозы под резкое звяканье созвучий в русской литературе не было со времен Андрея Белого». А. В. Урманов отмечал, что «повествование в большинстве произведений Солженицына строится не только на сюжетно-фабульном развертывании исторических событий и человеческих судеб, но и ,в значительной степени на ритмических повторах и ассоциативных связях, повторяющихся метафорах и символических образах, мотивах и лейтмотивах».

Мне трудно давать советы, я могу лишь поделиться своим личным переживанием одного из рассказов А.И. Солженицына вместе со своими учениками.

Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына «Правая кисть»

Методический замысел урока:

1. Этот урок - продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына проводится с целью пробудить мотивацию молодого человека к размышлению о вопросах личного нравственного выбора в любой жизненной ситуации. Поэтому «пиком», кульминацией урока должен стать ответ на неожиданный вопрос о сходстве абсолютно разных людей - сходстве в пространстве НЕСВОБОДЫ, ибо выбор, совершенный ими, ложен, идеи - лживы, осмысления - нет.

Позиция учителя: У человека, сделавшего в жизни выбор не по правде, не по совести - нет жизненной силы, ибо он несвободен, а значит, достоит ЖАЛОСТИ. Ученик о своем выборе размышляет в течение урока.

Все методические приемы, используемые учителем - это разного рода катализаторы ситуации ОЗАРЕНИЯ, которая может произойти на уроке, а может, и не произойти. Такими «катализаторами» являются ситуации накопления, когда ученики систематизируют материал, выявляя сходства, различия, ключевые символы; ситуация «вживания в образ»; создание ментальных карт, синквейнов, интервью со взрослыми после чтения произведения ВСЛУХ.

Тема урока:

«Живое» и «мертвое» в рассказе А.И. Солженицына «Правая кисть».

Цель урока:

Пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына.

Задачи урока:

  • Осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.

  • Развивать умение видеть приемы актуализации художественного слова.

  • Формировать навыки совместного группового взаимодействия.

  • Отрабатывать навыки самостоятельного осмысленного чтения.

Методы, используемые на уроке:

  • Вживание в образ: создание монолога от лица героя, актерское воплощение образа героя;

  • Групповая работа;

  • Создание ментальных карт;

  • Создание карт-схем, опорных таблиц;

  • Написание синквейнов;

  • Чтение детьми произведения вслух родителям дома;

  • Интервью с родителями по результатам прочитанного дома вслух произведения.

Основные понятия: живое и мертвое как категории внутренней свободы, синекдоха, принцип «перевернутой ситуации», антитеза.

Предварительная подготовка:

Этот урок - итоговое размышление о рассказе «Правая кисть».

На первом уроке мы говорим о «чуде» явления Солженицына в русской литературе, самых ярких страницах его судьбы, уникальности личности, особенностях стилистики. Главным тезисом урока являлась мысль о теме жертвы, самоотречения как главной в творчестве и судьбе этого художника. О. Александр Шмеман считал, что «чудо Солженицына в том, что он отличался своей бескомпромиссной приверженностью к правде вплоть до жертвы, как показывает его судьба».

Второй урок мы посвятили чтению вслух рассказа «Правая кисть» и составлению ментальных карт первоначального восприятия художественного текста.

(Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи). Принцип составления ментальных карт заключается в том, что в центре листа записывается ключевое понятие, и во время чтения текста вслух учителем ученик записывает все возникающие у него мысли и чувства.

При подготовке к уроку были даны домашние задания:

1. Прочитать рассказ «Правая кисть» вслух родителям и взять у них интервью.

Вопросы для интервью:

  1. т. Бобров: виновник или жертва?

  2. Как Вы относитесь к бывшему чекисту т. Боброву?

  3. Как Вы думаете, почему т. Бобров не испытывает мук совести?

  4. Как Вы думаете, почему в рассказе не происходит прозрения?

  5. Как Вы думаете, что хотел сказать читателю автор?

2. Групповое задание: сделать сопоставительную таблицу портретов зэка и чекиста, выделяя ключевые художественные детали.

3. Групповое задание: смысл названия рассказа. Роль образа-символа «правой кисти».

4. Индивидуальное задание: «вживание в образ». Рассказать об основной ситуации рассказа «Правая кисть» от лица чекиста, санитарки.

5. Групповое задание: выбрать примеры «тонкостей» лексики и рассказать о том, что выражает автор, используя выражения: «два обтрепыша», «непуганая весна», «тупые алебастровые бюсты», «посмотрел по-собачьему»…

6. Групповое задание: выбрать наиболее адекватный эпиграф к рассказу «Правая кисть», обосновав его.

Материал для выбора эпиграфа:

1.« Мне отмщение и Аз воздам» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).

2. «Жизнь-то прошла, а словно и не жил» (А.П. Чехов «Вишневый сад»).

3. «Первый закон истории в том, чтобы не сметь сказать никакой лжи. Затем - не сметь умолчать ни о какой правде и чтобы написанное не вызывало никакого подозрения ни в пристрастности, ни во враждебности» (Цицерон).

4. «Ангел в душе человечьей живет, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать…» (Н.С. Лесков «Запечатленный ангел»).

5. …Немногие для вечности живут,

Но если ты мгновенным озабочен -

Твой жребий страшен и твой дом непрочен! (О.Э. Мандельштам 1912).

6.«…Страшна судьба человека, который неправильно понял главное в своей эпохе. Как бы он ни был умен и порядочен - он обречен во всем наврать, натворить глупостей и подлостей» (Л.К. Чуковская).

7.« …таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души…Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души…» (Е. Шварц, «Дракон»).

8.«Я изнемог и, согбенный под могильной короной, пошел вперед, вымаливая у судьбы простейшее из умений - уменье убить человека» (И.Э. Бабель, «Конармия»).

9. «Каждому будет дано по его вере» (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).)

Ход урока:

Ученики садятся по группам, которые выполняли групповые задания: (стилисты, смысл названия, 2 портрета, «вживание в образ», эпиграф.

Экспозиция урока:

На доске слайд с текстом о смерти героя (учитель намеренно включает отрывок о смерти героя сразу в литературный контекст, чтобы с самого начала урока показывать, как А.И. Солженицын продолжает традиции лучших мастеров русской литературы 19 века).

Рассказ А.И.Солженицына «Правая кисть»:

«Ветеран глубоко ушел в скамью. Голова и даже плечи его как бы осели в туловище. Раздвинуто повисли беспомощные пальцы. Свисало распахнутое пальто. Круглый раздутый живот неправдоподобно лежал в сгибе на бедрах».

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»:

«…Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол отчаянно борясь с кем-то»

Вопрос учителя:

Вы хотели бы так умереть?

Учащиеся высказывают свои размышления.

Слово учителя: Что мы видим в финале рассказа?

Беспомощного, больного старого калеку-«ветерана» карательного отряда ЧОН, которому не оказывают помощи, и он в одиночестве, возможно, умирает, и рассказчика - пациента «ракового корпуса», 10 лет из 35 своей жизни проведшего в сталинских лагерях и после этого сосланного в вечную ссылку.

Давайте постараемся увидеть ситуацию финала с точки зрения бывшего чекиста.

Слово дается ученику, который, «вживаясь» в образ бывшего чекиста, читает его возможный внутренний монолог- размышление о его восприятии ситуации рассказа.

Монолог чекиста (созданный учеником в процессе индивидуальной работы):

«Я очень устал… Мне очень тяжело…Я не понимаю, почему никто вокруг не обращает на меня внимания. А я ведь заслуженный человек! Ветеран революции! Мне лично жал руку Сергей Миронович Киров под Царицыном! Мне должны платить персональную пенсию! А происходит все наоборот, а потому что архивы сгорели, документы потеряны, свидетелей моих значимых дел не собрать. Да сам я, наверное, виноват в том, что справок не скопил, одна вот только у меня есть, самый лучший мой документ. Ведь в прошлом я был великим человеком, служил великой цели - уничтожал врагов нового советского государства, своей рукой много порубал этих гадов. Но вот теперь стал стар, никому не нужен и вот сейчас прибыл в Ташкент, несмотря на то, что нужно мне было на Урал и прописка у меня уральская, да вот болезнь прихватила, измотала меня всего, сил никаких нет, дышать не могу, тошнит, все вокруг кажется черным, тусклым, бессмысленным… Месяц меня держали в одном городе, потом в другом. За время болезни, где я только ни побывал, но нигде не нашелся ни один человек, который помог бы мне. А ведь я достоин благодарности за мое великое, значительное прошлое. Устал я… Сил нет…Что делать, не знаю. Родных нет, близких нет, друзей тоже нет. Не знаю, к кому обратиться «Товарищи, товарищи!» - кричу, говорю, а люди проходят мимо, и никто не обращает на меня внимания. Жаркое солнце напекает мне голову, я устал, тело чешется, одежда грязная, болезнь не дает покоя, я даже ни о чем не могу думать, кроме одной этой болезни. И вот один мужчина все-таки, может быть пациент, даже дал мне три рубля, о которых я попросил, помог дойти до регистратуры. Этот больной был единственным человеком, который выслушал меня и был ко мне не безразличен. Он попросил подождать его у входа, а сам пошел в приемный покой, но я все-таки, несмотря на то, что мне было очень тяжело, решил пойти за ним. Но когда я оказался внутри, услышал, как медсестра говорила тому мужчине, что меня не могут принять, так как я приехал не на скорой. Я дал товарищу свою справку, чтобы тот показал ее регистраторше. Я был уверен, что она не может мне отказать. Ведь я заслуженный человек! Ветеран революции! Я состоял в славном Отряде Особого Назначения имени Мировой Революции и своей рукой порубал многих гадов. Медсестра не может меня не принять. Но она даже не посмотрела эту справку.

Я очень устал… Я сел на скамейку. Слабость одолевала меня. Наверное, что-то не так в этой справке, наверное, не так она написана, раз эта молодая девочка отказала мне. Мне очень тяжело…».

Вопрос учителя: Каково Ваше отношению к этому человеку? О чем говорили Ваши родители, когда Вы брали у них интервью?

Вывод учителя 1: Свобода выбора дана человеку от рождения, и поэтому мы не будем сейчас оценивать разные точки зрения, но, если Вы сострадаете (а это самое живое чувство) герою, Вы люди мыслящие, потому что «усредненность лишена сострадания» (Л. Борхес).

Вывод учителя 2: Основная ситуация рассказа: человек перед лицом смерти - ключевая для русской литературы. Смерть как оценка жизни, проверка на жизнеспособность всего того, чем жил человек, во что он верил. «Правая кисть» А.И. Солженицына - это рассказ-символ. Здесь смерть героя - это осмысление не только его жизни, его нравственных ценностей, но и оценка идеологии государства, оценка революции, оценка мировоззрения человека советской эпохи.

Завязка урока:

Учитель предоставляет слово группе «эпиграф», которой заранее были выданы материалы с цитатами из произведений, изученных в курсе литературы, из которых ученики должны были выбрать наиболее адекватный эпиграф к рассказу «Правая кисть», обосновав его.

Группе, которая выбирала эпиграфы, дается слово.

После того как группа расскажет о своем выборе, учитель тоже может высказать свои размышления об эпиграфе.

Солженицын, как наследник русской литературы 19 века, оценивает жизнеспособность события, идеи, поступка ценой жизни одной человеческой жизни.

Раскольников, движимый мыслью о том, что "Сломать, что надо…страдание взять на себя…свобода и власть над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель»

…великий человек способен взять власть в свои руки, невзирая ни на какие жертвы, ради великих целей "дать себе разрешение перешагнуть через кровь", в конце романа говорит: «Я не старушку, я себя убил…».

Базаров перед смертью видит во сне красных собак, и это, возможно, рефлексия на безбожную теорию, доказывающую отсутствие духовности, которая рушится при соприкосновении с жизнью и против воли теоретика вводит его в мир столь яростно отрицаемой им духовности.

«Профессор Преображенский - Вы творец (клякса),- читаем мы в повести Булгакова «Собачье сердце» оценку автором идеи насильственного улучшения человеческой породы…

Вывод учителя: Таким образом, классики русской литературы выражали свое отношение к любой форме насилия и лжи, любому проявлению унижения человеческого достоинства, утверждая нежизнеспособность идеи, которая не основана на человечности.

Для того чтобы увидеть, когда и как «обломилась» жизнь главных героев, обратимся к тексту произведения и посмотрим, как автор дает возможность читателю заглянуть в мир, душу героев, понять, чем они живут

Как автор высказывает свое отношение к герою?

Вывод учителя: авторская позиция выражается через название произведения, ключевые слова, особые «тонкости» лексики, через структуру повествования, сюжет, композицию,

Слово дается группе, которая, сопоставляя портреты 2 героев, выделяла ключевые слова-символы.

Перед выступлением группы, сравнивающей портреты героев, слово дается группе «стилистов», которые отвечают на вопрос, почему Солженицын называет своих героев «обтрепышами», дают лингвистический комментарий к этому слову.

На доске слайд с таблицей, составленной группой:

«Два обтрёпыша»

Мир зэка

Мир чекиста т. Боброва ( «живой труп»)

  • самая мучительная и самая прекрасная весна в жизни

  • Глаза пропускали мир

  • Блаженство - лежать на зеленой траве ничком, мирно вдыхать травяной запах

«Я был и таким, да не таким, как окружающие меня больные: я был много бесправнее их и вынужденно безмолвней их. К ним приходили на свидания, о них плакали родственники, и одна была их забота, одна цель - выздороветь. А мне выздоравливать было почти что и не для чего: у тридцатипятилетнего, у меня не было во всем мире никого родного в ту весну. Еще не было у меня - паспорта, и если б я теперь выздоровел, то надо было мне покинуть эту зелень, эту многоплодную сторону и возвращаться к себе в пустыню, куда я сослан был навечно, под гласный надзор, с отметками каждые две недели, и откуда комендатура долго не удабривалась меня и умирающего выпустить на лечение.»



«Я был жалок. Исхудалое лицо мое несло на себе пережитое - морщины лагерной вынужденной угрюмости, пепельную мертвизну задубенелой кожи, недавнее отравление ядами болезни и ядами лекарств, отчего к цвету щек добавилась еще и зелень. От охранительной привычки подчиняться и прятаться спина моя была пригорблена. Полосатая шутовская курточка едва доходила мне до живота, полосатые брюки кончались выше щиколоток, из тупоносых лагерных кирзовых ботинок вывешивались уголки портянок, коричневых от времени»

  • Загрубевшая рука

  • Желание играть в теннис

  • Слабые ноги

вкус жизни


  • Последняя болезнь

  • Отечные глаза его были мутны

  • какая-то тускловатость находила на глаза

  • смотрел как-то по-собачьему

  • с трудом держа руки

  • задыхающийся голос

  • он часто тяжело выдыхал, измождено выговаривал

  • речь была маловнятна, засопел

  • даже кепка томила его

  • нечесаные, сбитые пылью волосы

  • не его шее, до жалкости потончавшей, цыплячьей, висело много кожи лишней, и отдельно ходил спереди трехгранный кадык

  • «еле ходит», мы тащились

  • правая кисть - такая маленькая, со вздувшимися бурыми венами, с кругло-опухшими суставами, почти не способная вытянуть справку из бумажника…суставы ее пальцев были кругло-опухшие, и пальцы мешали друг другу…

Нескладный маленький человечек, вроде нищего

  • «У этого человека был непомерный живот, больше, чем у беременной,- мешком обвисший, распирающий грязно-защитную гимнастерку и грязно-защитные брюки. Сапоги его с подбитыми подошвами были тяжелы и пыльны. Не по погоде отягощало плечи толстое расстегнутое пальто с засаленным воротником и затертыми обшлагами. На голове лежала стародавняя истрепанная кепка, достойная огородного пугала.

«С трудом держа руку приподнятой, взял эту трешницу, заложил ее в карман - и тут же его освобожденная рука шлепнулась на колено. А голова опять уперлась подбородком в грудь.»




Жизнь полегла

В нем не оставалось жизненной силы

Солженицын выделяет деталь о том, что у чекиста нет жизненной силы в противовес зэку, который только постигает вкус жизни.

Почему?

Вспомните произведения А.П. Чехов, который во всех своих произведениях боролся за достоинство человека и считал причиной нравственной слабости человека отсутствие общей идеи, стройности мировоззрения и стройности всей жизни. Общей идеей он называл смысл жизни, отсутствие которого лишает личность целостности и разъединяет с окружающими людьми. Человек, знающий смысл жизни, великодушен, терпим, снисходителен к недостаткам окружающих, внутренне свободен.

Не только ключевым символом портрета бывшего чекиста, но и ключевым символом всего рассказа является образ правой кисти так же, как «мотив рассечения, разрубания» (с точки зрения исследователя А.В. Урманова) во всех книгах Солженицына.

Почему автор весь сюжет строит на синекдохе, делая героем не человека, а его кисть: «На полном размахе…сносила голову, шею, часть плеча эта правая кисть»?

Слово дается группе учеников, которая готовила размышление о смысле названия текста.

На доске проецируется слайд с результатом работы группы «смысл названия». Ученики рассказывают о том, к каким выводам они пришли, рассматривая название произведения во всех возможных контекстах. Также заранее учитель ставит перед ними задачу не только озвучить результат своей работы, но и рассказать, как они пришли к таким выводам, какой литературой пользовались, на какие источники опирались, чтобы остальным учащимся было понятно, каков алгоритм выполнения данного вида работы:

Материалы для изучения рассказа А.И. Солженицына Правая кисть

Вывод: Образ правой кисти - это символ всего «мертвого»: отсутствия правды, символ несвободы, а значит, смерти всего, что не имеет высшего смысла: насилия, лжи, унижения человеческого достоинства, несвободы, идеи оправданности насилия ради великой цели. Главным героем произведения является кисть, а не человек, поэтому мотив возмездия не является центральным.

Учитель просит зачитать несколько примеров синквейнов, которые сделали ученики на ключевое слово: «правая кисть».

Пример синквейна:

Правая кисть

Страшная, обвисшая, больная

Давит, обедняет,

Лишает героя жизни

Страдание…

Вопрос: Каков главный герой этого рассказа?

Вывод: Главным же героем этого рассказа, как и в романе Тургенева «Отцы и дети», является сама жизнь. Она - главный критерий оценки поступков героев. Способность быть открытым жизни и истине - критерий оценки устойчивости внутреннего мира героя, его жизненной силы, а значит свободы как нравственной категории.

Автор строит рассказ по принципу антитезы живого и мертвого, использует прием перевернутой ситуации, осмысляя, почему человек, часто подменяет живое мертвым. Вопрос учителя: Назовите проявления «живого» и «мертвого» в рассказе, пользуясь нашим определением урока: живое - это то, что имеет высший смысл.

Ученики называют примеры проявления «живого», а по ходу дальнейшего разговора и «мервого» в тексте.

Слово дается группе «стилистов», чтобы объяснить, почему Солженицын называет весну «непуганой». В течение беседы мы также обращаемся к помощи этой группы.

Таблица, сделанная группой учеников в качестве домашнего задания, закрыта на доске.

После того как ребята предложат свои варианты, таблицу можно открыть, дав слово группе, составившей ее, для комментария к своему продукту.

живое

мёртвое

  • Природа (мучительно прекрасная непуганая весна)

  • Милосердие

  • Память о прошлом

  • Сопереживания

  • Забота о ближнем

  • Человечность

  • Женщины

  • Сама жизнь

  • Желания

  • Болезнь

  • Страдания

  • Жалость

  • Оживленное движение

  • Порядок

  • Счастье

  • Цветы

  • Фруктовый ларёк и чайхана

  • Тележка с мороженым


  • Мертвая кисть - ключевой символ

  • Справка как символ власти

  • Хамство

  • Эгоизм

  • Грубость

  • Невежество

  • Бездуховность

  • Власть

  • Идеология (идея справедливого возмездия)

  • Тупые алебастровые бюсты

  • Алебастровый Сталин с каменной усмешкой в глазах

  • Наглость

  • Отсутствие жалости

  • Собачий взгляд

  • Неуважение

  • Комиксы о шпионах

  • Мутные глаза

  • Несправедливость

  • Густо-лиловая помада медсестры

  • траурный марш

Автор неслучайно дает читателю возможность «встречи» еще с одним героем, санитаркой, поведение которой во многом является олицетворением «мертвого» в произведении.

Слово дается ученице из группы «вживание в образ», которая готовила внутренний монолог санитарки.

«Я очень устала от всей суеты рабочего дня, эти больные такие привередливые: то им не так, это не эдак, не угодишь. Ну, вот наконец вечер, теперь можно и присесть, может быть, никто больше не придет. Я утром клала комиксы в сумочку. Вот они, а вот и моя новая помада, надо накрасить губы, попробовать, сейчас я достану зеркальце. Мне сказали, что это очень модный цвет, да, действительно, красиво. Ну, теперь за комиксы, только бы никто не помешал, как я люблю шпионские рассказы. Все окошко я закрываю, надоело все. Ну кто там еще, только присела. Вам чего? Он собирается еще кого-то привести, ну вот еще, все моя смена заканчивается, хватит с меня этих больных. Возись с ним сейчас целую вечность. Они что, порядка не знают, вот вечером им вздумалось притащиться. Надо ответить порезче, пусть знают порядок. Не хочу больше разговаривать, захлопну окно и все тут. Да он еще и в окно лезет, может зэк бывший, зарежет еще, что у них на уме, у бывших-то? Дай-ка я отодвинусь подальше, надо с ним быть поосторожнее. Надо ему как-то объяснить, с каким удовольствием я отвяжусь от них. Ну вот наконец-то вылез, не хочу я их принимать и не буду. Еще я должна на них посмотреть, нахал, он в стенку стучит, а сам портянки в ботинки заправить не может. Зачем он так печется об этом старике. Какое ему до него дело, вроде не родственники. Ну уж нет, я порядок знаю, пришли сами на своих двоих, их ведь не скорая привезла, значит, ничего не случится с ними. Буду я еще на них время тратить. Навыдумывают себе болезней и прутся потом. Кажется, отвязалась, как я утомилась. Теперь можно и журнал полистать. Так нет же, он еще и бумажку какую-то сует. Заберите ее. До чего же надоедливые эти больные…»

Учитель таким образом готовит ситуацию удивления, озарения, при которой ребята, обобщая предыдущий материал, сопоставляя известное с предлагаемым учителем неизвестным, делают маленькие самостоятельные открытия.

Вопрос учителя: Что Вы чувствуете, слушая эту героиню? Можно ли сказать, что санитарку и бывшего чекиста что-то объединяет?

Выслушав ответы учеников, учитель может высказать свой взгляд на ситуацию: Оба героя не знают «порядка», они выбрали ложные ценности, и это вызывает у читателя боль, жалость, сострадание, ибо они обречены на разочарования и горечь, однажды встретившись с мыслью о том, что и их жизнь «прошла», а они словно и не жили…

Вывод учителя:

Принцип перевернутой ситуации помогает читателю оценить поступки героя, увидеть авторскую позицию, которая, казалось бы, нигде напрямую не выражена. Автор не только выражает мысль о неприемлемости насилия, но и утверждает, что безжизненно все, что не опирается на высокую идею человечности и свободы личности. Если цена построения великого будущего - нищий, одинокий калека, в нем нет смысла. Трагедия судьбы маленького человека в том, что все главные человеческие ценности были заменены на противоположные, и он оказывался беззащитным перед таким «порядком».

Класс работает с таблицей подмен, где в 1 графе написаны понятия (мифологемы), которыми оперирует бывший чекист, а ныне нищий страдающий калека. Задача класса - заполнить прямо на уроке 2 графу словами, выражениями из текста, отвечая на вопросы учителя, осмысляя суть подмены и ее безжизненный результат.

Основная подмена: «живое» и «мертвое»

Порядок

Какими ключевыми словами вы определите мир, в котором нищему калеке отказывают в праве на жизнь?

схема, рутина, бюрократизм

заслуги перед Отечеством

Чем ответил мир на «жертву» бывшего чекиста?

равнодушие, цинизм «неблагодарных» соотечественников

бывший чекист

Кем становится бывший уважаемый человек? В чем смысл такого символического «падения»?

убогий, нищий калека

заслуженный человек

Через какую деталь текста раскрывается мотив трагической иронии по отношению к бездумной и бессмысленной жертве главного героя, его преданности лживым ценностям?

комикс о чекистах

патриотизм

подвиг

героизм

Как раскрывается в тексте тема ложного героизма?

порубал много гадов

убивал своих соотечественников

служил в отряде особого назначения (каратель)

вера в идею

Какая деталь текста подчеркивает слепую ложную веру героя?

тупые алебастровые бюсты (группа стилистов дает лингвистический комментарий)

жизнь полегла

Учитель просит группу «эпиграф» напомнить всем слова, которые она выбрала в качества эпиграфа к уроку, чтобы еще раз убедиться в том, насколько их выбор был точен.

Вопрос учителя: Какова же главная идея автора, которую он доносит до читателя? Является ли идея возмездия основной в произведении?

Слово учителя: Ключевые слова для понимания этого - порядок. Это в мире Солженицына то, что противостоит хаосу, то, что имеет высший смысл, а значит, жизненную силу. Все, что не имеет смысла - безжизненно, мертво, и человек, не понимающий этого, НЕСВОБОДЕН и достоин в первую очередь ЖАЛОСТИ.

Возможно, в течение урока ребята сами придут к определению того, что такое настоящий порядок:

  • «Жалеть людей надо», «Любить живых надо!»

  • В страдании все равны

  • Нельзя построить жизнь на вере в мёртвые, не имеющие смысла вещи, потому что финал жизни несвободного человека может быть бессмыслен и страшен

  • Относиться к другому человеку надо по принципу человечности.

Слайд на доске: Слова Н.А. Струве также отражают главную идею рассказа А.И. Солженицына: «Он был свидетелем, глашатаем правды. Все его творчество - гимн человеку, который остается человеком во всех обстоятельствах. У Солженицына «человек» звучит свято, добро, это есть венец творения, но если человек готов на страдания, на самоограничение во всех смыслах. Все его творчество - это реабилитация человека в самом бесчеловечном веке» (Н.А. Струве).

Заканчивая наш разговор, хотелось бы услышать голос еще одного классика русской литературы, для которого образ «жизни» был основным в творчестве.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только, живым и только

Живым и только до конца…

Б. Пастернак.

Жизнь, человечность, сострадание, милосердие неразрывно связаны между собой. Если в нашей жизни не будет этого, она станет бессмысленной и «мертвой», а наш финал может быть бесславен и страшен. Да убережем друг друга от этого.

© 2010-2022