Тематическое планирование по литературе (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Период



Оборудование

Тема урока

Планируемые результаты освоения материала

Организация деятельности на уроке, характеристика деятельности обучающихся.

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

сентябрь

Учебник, презентация учителя, проектор,

тетрадь

1. Введение. Жизнь и литература.

Формирование «стартовой» мотивации к обучению

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.


Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения

Рассказ учителя с элементами беседы; работа с учебником Конспектирование статьи учебника

2

Учебник, презентация, проектор, словарь литературоведческих терминов, тетрадь

Первый урок волшебства.

Образность литературы.


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.


Знать теоретико-литературные понятия, уметь определять типы персонажей в литературном произведении, особенности изображения характера в литературе

Рассказ учителя с элементами беседы Просмотр презентации

Работа с учебником

Выразительное чтение


3

Учебник, презентация учителя, проектор,

тетрадь

Литературная лаборатория. Как научиться работать с учебной статьей.


Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Уметь выделять главное в тексте, составлять опорную запись, план

Работа с научным текстом

Выделение существенного

Составление плана

4-5

Учебник, словарь литературоведческих терминов, тетрадь

Второй урок волшебства.

1.Устное народное творчество.

2.Виды произведений устного народного творчества.


Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника


Знать, что такое фольклор, основные жанры, особенности.

Уметь определять жанровую принадлежность произведений фольклора, выразительно исполнять наизусть песенки и стишки, создавать собственные произведения.


Сообщения учащихся. Беседа.

Выборочный пересказ

Ответы на вопросы

учебника

6


Учебник, словарь литературоведческих терминов, тексты колядок (распечатка), тетрадь

1.Понятие об обрядовых песнях.

2. Основные темы обрядовых песен.

Осуществлять рефлексию

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию

Знать, что такое обрядовая поэзия и ее жанры.

Уметь определять жанры произведений и выразительно читать их. Создавать собственные колядки


Сообщения учащихся

Обсуждение сообщений

Комментированное чтение

Создание колядок. Обмен впечатлениями


7-8

Учебник, презентация, проектор, детские народные песни (распечатка), тетрадь

1.Английские детские народные песенки.

2.Русские детские народные песенки.

Давать оценку на основе личностного восприятия

Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии

Знать жанры английского и русского детского фольклора. Уметь определять жанры произведений и создавать собственные в заданном жанре.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Работа с учебником

Создание собственных произведений в заданном жанре. Запись в тетрадях


9

Учебник, презентация, проектор, тетрадь

В творческой мастерской: сочиняем народные песенки (колядка, потешка, считалка, небылица)

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.


Выделять главную мысль, работать в соответствии с предложенным планом, выразительно читать

Создание собственных произведений в заданном жанре

Творческая работа

Создание собственных произведений в заданном жанре

10-11

Учебник, презентация, проектор, словарь литературоведческих терминов, тетрадь

1.Русские народные пословицы и поговорки.

2.Конкурс на наибольшее знание пословиц.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России

Подбирать материал по теме, составлять план ответа

Знать, что такое пословица и поговорка, отличие пословицы от поговорки.

Уметь подбирать пословицы и поговорки уместно. Создавать сочинение по данной пословице


Самостоятельное составление тезисного плана по статье учебника для пересказа, практическая работа «Придумай свою пословицу», коллективное проектирование способов выполнения д\з

12






Учебник, презентация, проектор, словарь литературоведческих терминов, тетрадь

В читательской лаборатории. Как научиться читать текст художественного произведения.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Уметь строить сообщение исследовательского характера в устой форме, уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Знать основные законы чтения текста художественного произведения, худ.средства и приемы, необходимые для создания худ.образности…

Уметь находить все это в произведениях, объяснять роль.


Выполнение тестовых заданий, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио

13

октябрь

Индивидуальные листы заданий

Вводная контрольная работа.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям

русской литературы и культуры, понимание взаимосвязи литературы и действительности

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись

Самостоятельная работа

14

Выставка книг, тетрадь, учебник

Фольклорная сказка. Классификация.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись

Работа со статьей учеб­ника

Составление тезисного плана

Сжатый пересказ

15-16

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

1.«Бой на калиновом мосту». Сюжет

2.Противоборство Добра и Зла.

Развивать философский словарь (герой, добро, зло, красота духовная, ответственность)

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Знать текст называть жанр произведения на основе характеристики его признаков

Просмотр презентации

Сообщение учащегося

Выразительное чтение эпизодов произведения

Анализ отдельных эпизодов.

17-18

Учебник, тетрадь, текст произведения, выставка рисунков

1.«Иван-царевич и серый волк» - русская народная сказка. Сюжет.

2.Герои сказки.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Научиться определять особенности фольклорной сказки, сюжетно-композиционные особенности сказки

Составления плана для пересказа с использованием цитирования. Составление сценария эпизодов сказки. Конкурс пересказа сказки

19-20

Учебник, тетрадь, текст произведения, выставка рисунков

1.Сказки братьев Гримм. «Белоснежка». Экологическое звучание сказки.

2.Любимая сказка братьев Гримм.

Формировать представление об ответственности за свои поступки

Формирование навыков исследовательской работы

Уметь синтезировать полученную информацию для ответа, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Научиться анализировать текст, определять особенности литературной сказки

Выразительное чтение с последующим рецензированием по алгоритму при консультативной помощи ученика-эксперта. Аналитическая беседа. Словесное рисование

21

Учебник, тетрадь, текст произведения, выставка рисунков

«Шесть лебедей». Немецкая народная сказка.

Воспитывать любовь и толерантное отношение к культуре разных народов

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, адекватно использовать различные языковые средства для решения коммуникативных задач

Анализировать ключевые эпизоды, характеризовать образ главного героя, объяснять нравственный выбор героев

Выразительное чтение эпизодов Художественный пересказ

Подбор аргументов Формулирование выводов

22

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

Народная баллада.

Формирование готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Уметь осмысленно читать и аргументировано выражать своё мнение о прочитанном. Формировать умения грамотной устной речи

Научиться характеризовать средства выразительности в балладах

Комплексное повторение по теме «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста», самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление алгоритма выполнения анализа поэтического текста с послед. Взаимопроверкой с консультацией учителя), работа в парах (анализ текста по теме урока), коллективное проектирование способов выполнения д\з

23

Учебник, аудиозапись, тетрадь

«Ворон к ворону летит». Шотландская народная баллада.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Вести записи, создавать устные высказывания, адекватно передающие информацию с заданной степенью сведений

Научиться характеризовать средства выразительности в балладах

Групповое выполнение заданий с послед. Самопроверкой по алгоритму выполнения заданий при консультативной помощи учителя (с.98, 99), выразит. чтение баллад с послед. обсуждением

24







Учебник, выставка рисунков

Баллады о Робин Гуде.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывает и обосновывать свою точку зрения.

Знать текст, называть жанр произведения на основе характеристики его признаков

Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с учебником. Определение жанровой принадлежности Комментированное чтение

Пересказ эпизодов

Анализ

Словесное рисование


25-26

ноябрь

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

1.Русские народные баллады - основные черты.

2.«Черный ворон».

«Аника-воин», «Кочегар» Сюжеты и герои.

Формирование готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания Формировать представление об ответственности за свои поступки

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; анализировать иллюстративный материал

Характеризовать и сравнивать героев; определять авторскую позицию и свое отношение к ней.


Сообщения учащихся. Аналитическая беседа

Художествен­ный пересказ

Выразительное чтение

Исследователь­ская работа по тексту, коллективное проектирование способов выполнения д\з


27-28

Учебник, презентация, проектор,тетрадь

Третий урок волшебства.

1.Литература как вид искусства.

2.Роды литературы.

Формирование навыков взаимодействия в группах по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информационного поиска в том числе и с помощью компьютерных средств, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Научиться выделять особенности литературного произведения

Работа с теоретическим материалом по теме урока (с.115-122), групповая лабораторная работа по тексту статьи (составление конспекта) по алгоритму выполнения задания, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа, коллективное проектирование способов выполнения д\з

29-30

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

1.Литературная сказка.

2. Авторская и народная сказка.

Совершенствовать духовно-нравственные качества,

уважительно относиться

к русской литературе, к культурам других народов;

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Научиться аргументировать свои ответы, видеть разницу между народной и авторской сказкой

Групповая работа над ошибками в д/з; работа в парах по теме урока (с.122-1240 с послед. взаимопроверкой, подбор цитат, иллюстрирующих понятие философская сказка, конкурс на лучшее рассуждение на литературоведческую тему (с.125)

31

Учебник, тексты произведений, тетрадь, распечатанные задания к викторине

Роль фантастики в сказке В. Гауфа «Карлик Нос».


Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Владеть навыками диалогической речи, уметь определять общую цель и пути её достижения

Научиться определять идейно-эмоциональное своеобразие сказки, анализировать эпизод по алгоритму

Работа с теоретическим материалом урока (с.156), ответ на проблемный вопрос (с.157), викторина по тексту, коллективное проектирование способов выполнения д\з

32

ноябрь

Учебник, тетрадь, проектор, презентация

Превращение как основа сюжета произведения. Фольклорные черты в сказке.

Формировать личностный смысл учения


Уметь характеризовать героев,

уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств мыслей и потребностей

Научиться аргументировать свои ответы, видеть фольклорные черты в литературном произведении

Просмотр презентации

Комментированное чтение

Работа с текстом

Анализ эпизодов.


33

Учебник, тексты произведений, тетрадь

Характеры Якоба и Мими. Утверждение силы человеческого духа в сказке.


Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к мировоззрению других народов

Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное

Проводить сравнительно-сопоставительный анализ героев

Комментированное чтение эпизодов. Анализ отдельных эпизодов

Выполнение заданий теста

Составление плана сравнительной характеристики

Сжатый пересказ эпизода


34

декабрь

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, алгоритм выполнения задания

Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные элементы в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок».


Формировать навыки работы в группах по алгоритму задания при консультативной помощи учителя

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.


Научиться определять композиционную особенность сказки, иллюстрировать сказку, формировать навыки работы в группах по алгоритму задания при консультативной помощи учителя, видеть особенности стихотворной сказки

Проектная работа «идейно-эмоциональное своеобразие сказки» при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; индивидуальный проект по иллюстрациям учебника, комментированное выставление оценок

35

Рисунки, учебник, тетрадь

Значение образа Конька-горбунка в произведении. Особенности языка сказки.

Доказывать и аргументировать свою точку зрения


Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, выражать свое мнение о прочитанном произведении

Научиться определять композиционную особенность сказки, иллюстрировать сказку, формировать навыки работы в группах по алгоритму задания при консультативной помощи учителя

Выразительное чтение сказки, групповая работа по проектированию иллюстраций к сказке

36

декабрь

Учебник, тетрадь, проектор

(иллюстрации к сказке)

Небесное и Подводное царства в сказке. Сопоставление образов Ивана и Ерша. Сатирические и юмористические элементы в сказке.


Формировать представление о литературе как гуманистической ценности

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств

Проводить сравнительно-сопоставительный анализ, понимать особенности сатиры и юмора

Работа с теоретической статьей

Конспектирование статьи учебника


37



Индивидуальные листы с заданием

Р.Р. Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы

Выделять отличия фольклорного и литературного произведения, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении

Развёрнутый ответ на вопрос

38

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

Характер царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Как проявляется в сказке авторское отношение к героине.


Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения

Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии

Определять тип характера литературного персонажа

Находить изобразительно-выразительные средства

Индивидуальная и групповая работа по дидактическому материалу(с.237, 255), анализ эпизодов, выразительное чтение фрагментов сказки, устное иллюстрирование

39

декабрь



Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь

Образ королевича Елисея. Роль образов природы и природных сил в сказке.

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Определять основной конфликт в литературном произведении.

Использовать при анализе теоретико-литературные понятия: герой, антитеза, сюжет, фабула.


Сообщения учащихся. Выразительное чтение

Развернутые ответы по теме.

Формулирование вывода

40

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

Сказка А.С. Пушкина как философская сказка.


Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест), уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Научиться определять своеобразие сказок А.С.Пушкина, научиться анализировать текст, повторить понятие философская сказка

Аналитическая беседа Развернутые ответы по теме. Формулирование собственного высказывания на основе прочитанного

Тест


41

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

Читательская лаборатория: «Как научиться сопоставлять два произведения».

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Уметь задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Научиться сопоставлять два текста по алгоритму выполнения задания

Рассказ учителя с элементами беседы Сообщения учащихся

Выразительное чтение

Формулирование собственного высказывания на основе прочитанного

42

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь,

аудиозапись

Тема любви и красоты в сказке X.К. Андерсена «Дикие лебеди».


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач, уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения

Характеризовать героев и их по­ступки; строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного


Создание собственного самостоятельного текста

43-44


Учебник, тетрадь, тексты произведения, индивидуальные листы с заданием

1.Сопоставление фольклорной сказки «Шесть лебедей» и литературной «Дикие лебеди».

2.Р/Р Письменная работа по теме: «Сказки».

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе

Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Определять национальный колорит, выражать отношения к прочитанному, сопоставлять два текста по алгоритму выполнения задания

Комплексное повторение, практическая работа по материалам учебника, самостоятельное сопоставление сказок по алгоритму, письменное и устное иллюстрирование сопоставляемых текстов

45




Выставка книг, презентация, проектор, учебник, тетрадь

Анималистическое литературное произведение, его особенности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств

Определять основной конфликт

Анализировать эпизод литературного произведения

Просмотр презентации

Аналитическая беседа

Устное рассуждение

46








январь


















Январь













Учебник, презентация, проектор, тексты произведения, тетрадь, рисунки

Животные и люди в сказке. Смысл названия сказки Р.Д.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»

Формирование навыков творческой самореализации

Оценивать интерпретацию художественного текста, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное

Уметь выполнять творческую задачу

Комплексное повторение, выразительное чтение фрагментов произведения, составление рассуждения по теме урока, инсценирование отрвыков

47



Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь

Тема братской любви в сказке А.Н. Толстого «Иван да Марья».


Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Подробно рассказывать об одном из героев, владеть контекстной речью, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное

Формулировать проблематику и авторскую мысль называть способы характеристики героя в произведении

Выразительное чтение

Аналитическая беседа

Самостоятельное сопоставление рассуждения по алгоритму выполнения задания

Формулирование выводов


48


Запись на доске, литературоведческие словарики, тетрадь

Р.Р. Контрольная творческая работа. Самостоятельное сочинение сказки о животных или о растениях.


Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления

Задавать вопросы, слушать и отвечает на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Применять при анализе теоретико-литературные понятия, уметь составлять текст по алгоритму

Коллективное проектирование способов создания сказки. Самостоятельное сочинение сказки

49

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, аудиозапись

Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша в сказке Б.В. Шергина «Шиш показывает барину нужду».


Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре нашего народа

Контролировать процесс, результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Владеть алгоритмом сопоставления двух произведений

Провести сравнительно-сопоставительный анализ двух произведений, работая с учебником и необходимыми записями в тетради

Комментированное чтение произведения. Анализ отдельных эпизодов, характеристика персонажа по алгоритму действий. Формулирование собственного высказывания на основе прочитанного

50








Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, аудиозапись

Басня как эпический жанр.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, участвовать в коллективном диалоге

Научиться определять сюжетно-композиционные особенности басни

Просмотр презентации

Прослушивание сообщений

Работа с текстом Аналитическая беседа Запись тезисного плана

51

Характеры Волка и Ягнёнка в басне И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок».


Развивать культурную и этническую толерантность

Работать с разными источниками и владеть основными способами ее переработки и презентации

Давать понятие композиция, пересказывать узловые сцены и эпизоды

Работа с текстом, инсценировка

Формулирование кратких выводов

52

февраль

Патриотическое звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».

Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.


Различать типическое и индивидуальное в характере персонажа

Работа с текстом

Комментированное чтение эпизодов

Интерпретация прочитанного

Анализ эпизодов

Выполнение заданий теста

53


Р.Р. Выразительное чтение наизусть басен И.А. Крылова.


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Владеть монологической и диалогической речью, пересказывать близко к тексту

Анализировать ключевые эпизоды, характеризовать образ главного героя, объяснять нравственный выбор героев

Прослушивание речи учителя

Выразительное чтение эпизодов

Комментарий прочитанного Формулирование собственного высказывания на основе прочитанного

54



Рисунки, учебник, тексты произведения

Басенная традиция И.А. Крылова в творчестве С.В. Михалкова («Две подруги», «Слон-живописец»).


Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Формулировать проблематику и авторскую мысль называть способы характеристики героя в произведении

Прослушивание речи учителя

Запись основных положений Комментированное чтение Вдумчивая работа с текстом по поиску значимых деталей Подборка цитат в качестве аргумента

55


Учебник, тетрадь

В мастерской художника слова. Секреты создания басни.

Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись

Составление понятийного словаря

Комментированное чтение статьи

56

Февраль



































февраль

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

Новелла как эпический жанр. Особенности построения сюжета в новелле Э.А. По «Лягушонок».

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Формировать умение писать сочинение, владеть контекстной речью

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Работа с планом

Подбор материала по теме

Составление альбома «Новелла», коллективное проектирование способов выполнения д\з

57



Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, аудиозапись

Тема человеческого достоинства в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе»

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Сотрудничать в поиске информации

Формулировать проблематику и авторскую мысль называть способы характеристики героя в произведении

Просмотр презентации Прослушивание сообщений

Составление плана анализа коллективное проектирование способов выполнения д\з,


58-59






Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, фрагменты фильма

1.Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» - сюжет.

2. Образы Жилина и Костылина

Формирование навыков самодиагностики результатов изученной темы

Читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях

Научиться применять алгоритм составления устного (письменного) рассуждения

Выразительное чтение

Обмен впечатлениями

Характеристика образов

Иссле­довательская работа по текс­ту

Аналитическая беседа


60














Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, фрагменты фильма

Образ Дины и его значение в произведении.


Составлять развернутый ответ на вопрос в учебнике,

участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Строить монологические высказывания на заданную тему, участвовать в диалоге по предложенным вопросам

Формулировать проблематику и авторскую мысль называть способы характеристики героя в произведении

Просмотр презентации

Рассказ учителя с элементами беседы

Работа с текстом

Ответы на вопросы проблемного характера

61

Нравственные ценности героев произведения и его героическое звучание

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.


Определять конфликт, называть особенности сюжета и композиции, давать характеристики персонажей

Аналитическая беседа

Сообщения учащихся. Развернутые ответы по теме.

Исследователь­ская работа по тексту и оформление результатов исследования в виде таблиц

Выразительное чтение эпизо­дов повести

Работа с репродукциями картин худож­ников

62

Р.Р. Сравнительная характеристика героев. Обучающая работа


Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Определять место и роль произведения в мировом литературном процессе

Анализировать ключевые эпизоды, характеризовать образ главного героя, объяснять нравственный выбор героев

Прослушивание сообщений

Сжатый пересказ эпизодов

Анализ эпизодов

Формулирование выводов по проблеме

63


Учебник, проектор, тетрадь

Р.Р. Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».


Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы, научиться составлять рассуждение по алгоритму выполнения задания

Индивидуальная и парная работа с дидакт. материалом (пересказ текста), групповая практ. Работа (конспектирование с.146-148), коллективное проектирование способов выполнения д\з









Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь

Экипаж парохода в новелле Б. Житкова «Механик Салерно». Начальное представление о «коллективном герое».


Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями; вести диалог.

Давать понятие композиция, пересказывать узловые сцены и эпизоды

Создание собственного самостоятельного текста,

коллективное проектирование способов выполнения д\з

64

март

Образы Капитана и Гропани в новелле. Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле.


Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по пла

Характеризовать героев и их поступки; определять голос автора в произведении; сопоставлять эпизоды произведения с иллюстра­циями к нему

Просмотр презентации

Рассказ учителя с элементами беседы Исследователь­ская работа по тексту и оформление результатов исследования

Выразительное чтение эпизо­дов новеллы

Работа с репродукциями картин худож­ников

65


Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь







Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки в новелле В.П. Астафьева «Васюткино озеро».


Давать сравнитель­ную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведе­ниями других видов искусства


Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное

Формулировать проблематику и авторскую мысль называть способы характеристики героя в произведении

Комментированное чтение эпизодов

Характеристика образов

Иссле­довательская работа по текс­ту

Аналитическая беседа


66 -

67

март

Смысл названия и нравственная проблематика произведения.

Тема отношения человека к природе в новелле

Понимать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития

Выражать свое мнение о прочитанном произведении

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Комплексное повторение, выразительное чтение фрагментов произведения, составление рассуждения по теме урока

Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, аудиозапись


68


Учебник, запись на доске, тетрадь

Р.Р. Контрольное изложение эпизода новеллы с сохранением авторского стиля.


Понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания мира

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Пересказывать прозаическое произведение, эпизоды с использованием образных средств, характеризовать героев, формулировать собственное отношение к героям, событиям

Словарная работа

Работа над планом

Подбор материала

Работа с черновиком

Редактирование

Написание сочинения

69


Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь


Анализ контрольного изложения.

Очерк как эпический литературный жанр. Образ корабля в очерке Дж. Конрада «Тремолино».


Осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии

Формирование умения определять главные черты литературного характера

Словарная работа

Исследователь­ская работа по тексту и оформление результатов исследования

Прослушивание устных выступлений Комментированное чтение эпизодов

произведения

70

Учебник, тетрадь

Особенности повествования и характер повествователя в очерке.

Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку

Отвечать на вопросы по прослушанной лекции, создавать устные монологические высказывания

Выполнять анализ образных средств, характеризовать героев, формулировать собственное отношение к героям, событиям

Сообщения по темам

Работа с текстом

Ответы на вопросы проблемного характера

71





Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь


Образ повествователя в очерке К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Художественная роль природы.


Формировать представление о связи поколений, всего живого на земле

Выделять информацию в соответствии с поставленной целью

Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, владеть литературоведческими терминами

Выразительное чтение эпизо­дов Исследователь­ская работа по тексту и оформление результатов исследования


72


Р.Р. Обучение написанию очерка на основе личных впечатлений.

Понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

Овладеть знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов

Видеть художественную деталь как форму подачи персонажа

Просмотр презентации

Выразительное чтение эпизо­дов сказки Исследователь­ская работа по тексту и оформление результатов исследования

Работа с репродукциями картин худож­ников

73

март




Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь










В мастерской художника слова. Писатели-очеркисты. Знакомство с образцами жанра новеллы. Чтение и обсуждение одной из новелл.


Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей


Определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения

Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, владеть литературоведческими терминами

Прослушивание сообщений

Вдумчивая работа с текстом по поиску значимых деталей, подборка цитат в качестве аргумента

74

март

Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь


Четвертый урок волшебства.

1.Лирика как род литературы.

2. Особенности художественного мира лирического произведения.

Постигать красоту и богатство, выразительность русского слова

Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями

Формирование умения понимать внутренний мир литературного характера

Просмотр презентации

Выразительное чтение

Беседа по тексту

Ответы на вопросы учебника


75


Учебник, презентация, проектор, тексты произведений, тетрадь, аудиозапись

Тема человека и природы в лирике С.А.Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы..»

Размышлять над вопросами взаимосвязи человека и природы затронутыми в лирическом произведения

Формулировать собственное отношение к прочитанному, уметь чувствовать произведение

Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию

Аналитическая беседа Работа с текстом

Выразительно чтение

76

апрель












Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь


Чтение и осмысление стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и др.

Формирование навыков творческого самовыражения,

Навыков самооценки

Уметь выделять и формулировать основную задачу деятельности, познавательную цель, уметь формулировать то, что уже усвоено, уметь моделировать монологическое высказывание

Научиться выразительному чтению, способам аргументации собственного мнения

Составление словаря изобразительных средств, участие в коллективном диалоге, самостоятельное составление устного ответа на вопрос, Выразительное чтение эпизо­дов сказки Исследователь­ская работа по тексту и оформление результатов исследования


77

Тема человеческой ответственности в произведениях Р.Гамзатова.


Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Понимать гражданскую позицию автора.


Формулировать выводы по готовым тезисам

Уметь анализировать произведение

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись

Уметь эстетически воспринимать поэтическое произведение

Рассказ по тезисному плану

Составление понятийного словаря

Комментированное чтение статьи

78

Литературная баллада как эпический жанр. Роль диалога в балладе В.А. Жуковского «Лесной царь», «Светлана»


Выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание

Осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Научиться определять идейно-художественное звучание баллады

Комплексное повторение; самостоятельная работа с литературоведческим портфолио; заполнение таблицы «Идейно-художественное своеобразие баллады»;работа в парах (создание иллюстраций к балладе)


79











Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь


Нравственная и социальная проблематика баллады В.А. Жуковского «Суд божий над епископом».


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Работать в группах; точно выражать свои мысли в соответствии с задачами

Характеризовать литературный персонаж, определять идею и тему произведения

Работа с текстом

Анализ эпизодов

Ответы на вопросы проблемного характера

80

апрель

Особенности лирической оценки в балладе М.Ю. Лермонтова «Перчатка».

Формировать уважение к личности и её достоинству

Формировать интерес к историческому прошлому страны через показ интереса писателя к истории

Определять роль композиции, изобразительно-выразительных средств языка в создании образа героя

Выразительное чтение

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Формулирование выводов

81

Баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Историческая основа произведения.


Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Владеть монологической и диалогической речью, пересказывать близко к тексту

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись, отвечать на вопросы ,составлять опорные записи

Работа со словарём литературоведческих терминов

Составление таблицы «Идейно-эмоциональное содержание стихотворения»

Работа со статьей учебника

Выразительное чтение

82

Особенности повествования в балладе. Роль диалога в произведении.

Формировать доброжелательное отношение к другому человеку

Уметь работать в группах; точно выражать свои мысли в соответствии с задачами

Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ

Творческая работа в парах «Как наши братья умирали»

Создание собственного самостоятельного текста

83






Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь


Эпическое и лирическое начала в балладе. Читательская лаборатория: «О чём нам говорят «голоса» персонажей в произведении».


Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Участвовать в коллективном обсуждении произведения

Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; интерпретировать прочитанное

Аналитическая беседа

Сообщения учащихся. Выразительное чтение

Вдумчивая работа с текстом по поиску значимых деталей,

подборка цитат в качестве аргумента

84

апрель

Композиция баллады Д.Б. Кедрина «Зодчие».


Выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы и правильно обращаться к учебной литературе

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации

Аналитическая беседа

Сообщения учащихся Чтение и анализ эпизодов

Формулирование выводов


85

Особенности языка и роль диалога в балладе.

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Подбирать аргументы, формулировать выводы

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись

Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия

Составление цитатного плана

86

Сокровища книжных полок. Знакомство с образцами жанра баллады. Чтение и обсуждение одной из баллад.


Осознавать роль художественного слова в

формировании и выражении

мыслей и чувств

Проводить наблюдения и делать выводы

Научиться определять идейно-художественное звучание баллады

Просмотр презентации

Прослушивание сообщений

Работа со статьей учебником

Выразительное чтение текста

Беседа по содержанию


87

Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь, фрагменты видеоспектакля


Театр и драма. Анализ списка действующих лиц пьесы Т.Г. Габбе «Город мастеров».

Роль ремарок в произведении.


Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.


Понимать характер персонажа по его речи, роль ремарок в драматическом произведении

Работа с текстом

Аналитическая беседа

Составление плана устного и письменного высказывания

Формулирование выводов

88

апрель

Учебник, запись на доске, тетрадь

Р.Р. Как правильно читать драматическое произведение по ролям.



Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Составлять цитатный план пересказа ключевых эпизодов произведения

Выделять главную мысль, работать в соответствии с предложенным планом, выразительно читать

Чтение по ролям, инсценировка, индивидуальное составление характеристик персонажей при консультативной помощи учителя, комментированное выставление оценок

89-90

Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь


1.Художественная роль пролога в пьесе. Образы зверей и их значение в произведении.

2.Реальность и фантастика в произведении


Формировать доброжелательное отношение к другому человеку

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.


Выделять главную мысль, работать в соответствии с предложенным планом, выразительно читать

Чтение по ролям, инсценировка, индивидуальное составление характеристик персонажей при консультативной помощи учителя, комментированное выставление оценок

91-92

май






Учебник, проектор, тексты произведений, тетрадь, фрагменты видеоспектакля


1.Образ Караколя и средства его создания.

2.Характер Вероники и роль персонажа в пьесе.



Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Отвечать на вопросы текста использовать цитаты из текста в связном ответе

Владеть навыками работы с теоретическим материалом, составлять опорную запись

Чтение по ролям, инсценировка, индивидуальное составление характеристик персонажей при консультативной помощи учителя, комментированное выставление оценок

93-94

1.Образы двух горбунов в драме. 2.Антитеза как ведущий приём повествования.


Развивать философский (герой, добро, зло, красота духовная, ответственность) словарь

Формировать умения грамотной устной и письменной речи

Точно ,лаконично отвечать на поставленные вопросы .давать развернутый ответ к части С

Выполнение тестовых заданий

95

май

Учебник, запись на доске, тетрадь, рисунки

Юмор и сатира в пьесе.


Давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия

Проводить параллели, сопоставлять и сравнивать

Составлять цитатный план пересказа ключевых эпизодов произведения

Просмотр презентации

Выразительное чтение Аналитическая беседа

96

Учебник, запись на доске, тетрадь, проектор, презентация

В мастерской художника слова. Что такое сценарий?


Формировать представление о социальных ценностях гуманизма

Осмыслить философские мотивы: судьбы, предсказания, предзнаменования, веры и суеверия

Анализировать ключевые эпизоды, характеризовать образ главного героя, объяснять нравственный выбор героев

Просмотр презентации

Аналитическая беседа Формулирование выводов

97









Учебник, запись на доске, тетрадь

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения».


Развивать любовь и ува-

жение к Отечеству, его литературе и культуре

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Называть

законы построения художественного произведения

Работа с текстом

по теме

Вдумчивая работа с учебным текстом по поиску значимых деталей, подборка цитат в качестве аргумента

Формулирование выводов

98-99

Р.Р. Контрольное сочинение. Характеристика героя художественного произведения (по выбору ученика).


Понимать роль искусства в жизни человека

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств мыслей и потребностей

Давать характеристику герою, формулировать авторское отношение к герою

Коллективное обсуждение тем сочинений, индивидуальная работа над планом сочинения при консультативной помощи учителя.

Самостоятельная работа (сочинение по предложенному плану)

100-102

май

Выставка книг, презентация, проектор, тетрадь

Сокровища книжных полок. Знакомство с образцами драматических произведений. Чтение и обсуждение фрагмента драматического произведения.



Воспитывать стойкость и мужество, умения выстоять в необычных жизненных условиях

Составлять сравнительную характеристику, работать по опорной схеме

Определять художественное своеобразие произведения ,анализировать язык и образную систему

литературного произведения в неразрывной связи

с содержанием


Работа с текстом

Анализ произведения

Составление плана устного высказывания по теме

102-105



Выставка книг, презентация, проектор, тетрадь

Повторение

Рекомендательный список литературы для летнего чтения.

Пробуждать осознанный интерес к личности и творчеству писателя

Понимать связь литературных произведений с эпохой, с личной судьбой поэта, выявлять заложенные в них вневременные нравственные, духовные ценности;

Интерпретировать произведение на основе художественной детали, портретной и речевой зарисовки персонажа, представленного национального колорита

Просмотр презентации

Ознакомление со списком рекомендуемой литературы

Индивидуальное представление книг, рекомендуемых одноклассникам для прочтения


Итого 105 часов.


Учитель: Темерева Е.Б.

© 2010-2022