Технологическая карта урока по русскому языку Текст как произведение речи. Признаки текста (10-11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

«Текст как произведение речи. Признаки, структура текста»


Учебный элемент

Время

Название учебного элемента.

Интегрирующая и дидактическая цель

Рекомендации к выполнению

УЭ-1

5 мин.

Организационный момент.

Цель: сообщение темы занятия, целей и задач.

УЭ-2

20 мин.

Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: проверить уровень по ранее пройденному материалу, повторить и дополнить ранее пройденный материал; закрепление навыков правописания;

Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)

- Какова тема данного высказывания. (Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)

- Определите главную мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)

- Почему данное высказывание можно назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

- Что такое текст? Дайте определение. (Текст - это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

УЭ-3

30 мин.

Работа по теме урока.

Цель: формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; совершенствовать навыки правописания; развивать монологическую речь учащихся.

Анализ текста (запись под диктовку).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов.)

- Можно ли назвать данное высказывание текстом? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

- Определите тему высказывания. (Воспитанные люди.)

- Как в данном тексте связаны предложения? (Предложения соединены между собой параллельной связью, т. е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают... Они не бунтуют... Они болеют.... Средство связи - местоимение: люди - они.)

Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).

Последний поклон

План работы по тексту

Текст

Микротема

Задами я пробрался к нашему дому. Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.

Дверь распахнута. Краски на двери и на крыльце почти не оста-лось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.

Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок.

Я замер у двери.

Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на при-печке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.

- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милого. У меня в ногу стрельнуло. Испужаюсь или обрадуюсь - и стрельнет...

Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки ручки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную шелуху видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя.

- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: - Молилась, молилась.

На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.

- Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки...

Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. Начальник, где я работал, сказал:

- Мать или отца - другое дело. А бабушек да Дедушек...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на свете дорогого для меня. Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Случись это теперь - я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная, Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, И ни-когда не будет.

И некому прощать.

(В. Астафьев.)

Встретить

первому.

У входа в

дом.


Все как прежде.










Встреча.












Встреча.






Сообщение о

смерти ба-

бушки.








«Живет в

сердце ви-

на».

1. Чтение текста.

2. Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте.

3. Работа по сжатию текста.

4. Составление сжатого пересказа.

Примечание. В целях необходимой наглядности на уроке может быть использован подготовленный раздаточный материал.

УЭ-4

18 мин.

Контроль знаний. Отработка умений и навыков

Цель: закрепление навыков правописания; определить степень усвоения пройденного материала.

1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)

Комментарий к тексту: Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (...раскинулись леса...). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели). Средство связи - повтор слов (леса - в лесах, соснами сосны).

2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.

1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно, т. к. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов (Вершина качнулась... дерево начало клониться...). Средства связи - синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны - дерево - сосна.

Осложненное списывание.

- Текст списать, расставить запятые. Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.

Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1-2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Ответ:

Способ связи предложений - цепной (последовательный). Тип речи - повествование.

- Какие типы речи вам известны? (Описание, рассуждение, повествование.)

- К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.

а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

Это рассуждение, т. к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки).

б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками. (И. С. Тургенев.)

Тип речи - описание.

УЭ-5

5 мин.

Подведение итогов урока.

Цель: общий вывод по пройденному материалу, оценка работы обучающихся.

- Что такое текст?

- Назовите основные признаки текста.

- Какие связи предложений существуют в тексте?

- Что такое абзац? Какова его роль в тексте?

- Что такое микротема и микротекст?

Оценка работы данного учебного занятия проводится самим преподавателем.

УЭ-6

2 мин.

Домашнее задание.

Цель: закрепить полученный в ходе занятия материал.

Чтение учебника, работа с конспектом лекций.


© 2010-2022