Урок русского языка в 5 классе Описание предмета

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Шайгинская основная общеобразовательная школа

Урок русского языка по развитию речи

в 5 классе

Тема «Описание предмета».

Учитель: Хлыбова Г.К.

Цель:

  • Закрепить понятие типов речи «повествование», «описание»;

  • Подготовка учащихся к описанию снежинок;

  • Продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

« За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…»

«Снежная королева» (Х. К. Андерсен)

  1. Вводное слово учителя. (слайд 1 )

Этим красивым отрывком мы начинаем сегодняшний урок. А чему он будет посвящен, попробуйте отгадать.

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.

(Снег)

  1. Беседа.

  • Как вы определили, что речь идет о снеге?

  • Какие части речи помогли отгадать загадку?

(дети называют глаголы и прилагательные)

  • Вы правильно определили роль глаголов и прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки действия, о котором идет речь. А используем мы глаголы при типе речи повествовании.

  • Сегодня же мы с вами познакомимся со вторым типом речи - описанием (слайд 2)

  • Когда мы используем описание в устной и письменной речи? При каких обстоятельствах? (слайд 3)


  • Главными помощниками в описании являются изобразительно-выразительные средства речи (слайд 4)


  • Найдем в тексте средства речи и назовем их (слайд 5)

Благодаря чему в лесу возникла такая завораживающая картина? (благодаря снегу) Давайте посмотрим, что же такое снег и из чего он состоит с точки зрения науки. (слайд 6, 7)


  • А на что могут быть похожи снежинки? (слайд 8)


  • Давайте опишем снежинку, используя лишь имена существительные.


  • А теперь составим ассоциативный ряд:

Снег: холодный, серебристый, сверкающий, жгучий, необыкновенный, белый, искристый, переливающийся, красивый, алмазный, глубокий;


  1. Обсуждение структуры сочинения (слайд 9)

1) вступление, в котором говорится о предмете речи

- Я хочу рассказать о:

- Мне упала на варежку:

- В окно заглянула :

- Я - снежинка:

2) основная часть - описание внешнего вида предмета, характера, настроения (Удачное использование сравнений, образов)

3) заключение - отношение к предмету или его оценка.

Свои мысли, чувства.

  1. Подготовка к сочинению.

  • А теперь составим сочинение-описание снежинки, используя изобразительно-выразительные средства речи, покажем ее красоту и неповторимость в мини-сочинении

(5 - 6 предложений).

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

  1. Речевая ситуация.

Чтение работ учащихся, редактирование.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Задание на дом: «Описание любимой игрушки»

Раздаточный материал

Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво.

Навстречу Герде несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние, - нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие, красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие - стоглавых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями…



© 2010-2022