Открытый урок по литературе в 9 классе А. П. Чехов О любви (анализ рассказа)

     Данный урок входит в систему уроков по творчеству А. П. Чехова в 9 классе общеобразовательных программ по литературе в старшей школе. Тип урока – объяснение нового с опорой на текст художественного произведения. Средством обучения на уроке является текст рассказа А. П. Чехова «О любви». Использование текста в качестве средства обучения позволяет включить учащихся в различные виды речевой деятельности, а также совершенствует умение анализировать текст художественного произведения.      Модел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

по литературе

в 9 классе

А.П.Чехов «О любви» (анализ рассказа)

(семинар директоров школ города

«Создание условий для творческого развития личности)



Провела: учитель русского языка и литературы Быкова Е.Б

2003 г.

Тема: А.П. Чехов « О любви »

Цель урока: анализ рассказа и выявление его идейно-художественного своеобразия.

Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, анализ эпизодов, повторение теории ( композиция, портрет, пейзаж), чтение наизусть.

Оборудование: текст произведения.

Ход урока :

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем анализировать последний рассказ из маленькой трилогии А.П Чехова, который называется « О любви » .

Цель урока - выявление идейной направленности этого произведения. Итак, название « О любви ».

Тема не новая в русской, да и в мировой литературе. Пожалуй, это одна из вечных тем, которую каждый художник решал по-своему. Попытайтесь сейчас перенестись назад, в глубь веков, вспомнить истории влюблённых, с которыми нас знакомит мировая классическая литература.

- О чем говорят нам эти имена? (к доске)

Данте « Суровый Данте не Беатриче

Презирал сонета »

Петрарка « Благословенно Лаура

Первое волненье,

Когда любви меня

Настигнет глас…»

Ромео « Нет повести Джульетта

Печальнее на свете,

Чем повесть о

Ромео и Джульетте »

Татьяна « А счастье было Онегин

Так возможно,

Так близко »

Алехин « О любви » Анна

Павел Алексеевна

Константинович

Учитель: я предлагаю вам проследить за тем, как вопросы счастья и любви решают для себя герои Чехова. Тем более что сам писатель шёл по линии совершенно нового отношения к читателю, привлекая читателя к своей творческой работе, возбуждая читательское воображение, давая толчок читательской мысли.

- Итак, произведение называется « О любви »

У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова ( зачитывают )

- определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова.

1.

2.

3.

- Мы вернемся к значению этого слова, проанализировав произведение.

- К какому жанру относится это произведение?

(новелла, как и первые две из « маленькой трилогии »)

У: в качестве д/з некоторые из вас выбрали создание проекта композиции этой новеллы. Изложите объективно и её в краткой форме.

Ученик: новелла представляет из себя рассказ в рассказе. Рассказ ведется от лица повествователя, которому отводится незначительное мест. Повествователь передаёт повествование главному герою Алёхину, который рассказывает свою историю любви. Рассказывает знакомым, которые являются эпизодическими лицами. Заканчивает рассказ повествователь. Сюжет просто, незамысловат, в основе его любовный треугольник Алёхин, Анна Алексеевна, Луганович.

Завязкой действия является рассказ повествователя о любви красивой жен женщины Пелагеи и повара Никанора, где Алёхиным высказывается основная идея («тайна сия велика есть»)

Кульминацией является осознание Алёхина и Анны Алексеевны того, что им никогда не быть вместе.

Развязка - это отъезд Анны Алексеевны и прощание с ней Алёхина.

Такова композиция новеллы.

- Обратимся к сюжету новеллы и выясним, кто же герой рассказа и какими показаны они?

Ученики:

Никанор (зачитывают из текста).

Учитель: обратите внимание на то, что А.П. Чехов большой мастер портрета. Создает он портрет всего несколькими штрихами или деталями.

- на какую деталь обращает внимание читателей автор?

(Мурло, Пелагея - «красивая»)

Учитель: в портретной характеристике большое значение имеет деталь, которая выражает внутренние качества героя.

- что мы узнаем о Пелагее и Никаноре?

- почему красивая Пелагея любит этого мурло Никанора, пьяницу, который бранит её и даже бьёт?

-дает ли нам ответ Чехов (нет, автор говорит: «тайна сия велика есть»)

-как изобразили наши художники этих двух героев?

Почему так? Какие детали, в их портрете вы хотели подчеркнуть?

Учащиеся выходят к доске с рисунками и рассказывают.

Пелагея Никанор

У: а вы (к художникам) смогли бы объяснить, почему Пелагея любит Никанора?

(это трудно, это сложно объяснить это чувство избирательности).

У: какое значение слова «любовь» подходит для этих героев? (уч-ся зачитывают)

У: остановимся на истории главных героев : Алёхина и Анны Алексеевны.

  1. Кто такой Алёхин? (рассказ уч-ся(история студента))

Анна Алексеевна?

Луганович?

У: как складываются отношения Алёхина и Лугановича?

Говорит ли сам Алехин о том, к сложились их отношения? (« не было у бабы хлопот…»)

У: - что это за фраза? (пословица)

У Чехова часто в рассказе звучат пословицы и поговорки, что тоже является характеристикой героев

- как вы думаете , забота Лугановича могла каким-то образом сказаться на отношениях Алёхина и Анны Алексеевны?

(проявление совести)

- счастлив ли Алёхин?

(на смотря на то , что его принимаю в доме, он считает себя несчастливым)

Перечитаем текст новеллы « я был несчастлив … ошибка » Обратите внимание на то, что думал Алёхин о муже « верит в своё право быть счастливым » и это неслучайно, потому что каждый человек рожден для того, чтобы быть счастливым.

Итак , Анна Алексеевна, и Алёхин понимают, что они любят друг друга. Но они не отдают до конца этому чувству. Почему? Я попросила вас в качестве д/з подготовить ответ на этот вопрос в форме чтения наизусть фрагмента новеллы. Слушаем наших артистов.

Чтение наизусть.

За Алёхина: « А приезжая в город… если бы мы разлюбили друг друга? »

В новелле нет повествования от лица Анны Алексеевны, за неё говорит Алёхин таким словами: « А она думала о муже, … такая девушка »

Учитель: Как дальше сложилась судьба Анны Алексеевны?

(вместе в театре сидели рядом … но прощались, она лечилась, двое детей, сознание неудовлетворённости, испорченной жизни , когда не хотелось видеть ни мужа , ни детей)

Учитель: и каков же финал истории любви Алёхина и Анны Алексеевны? (« у счастью или к несчастью..» Отъезд Анны Алексеевны и проводы ) Алёхин ( чтение наизусть, « я вбежал к ней в купе.. навсегда») - подготовил ученик.

- Как вы думаете, кто виноват, что люди , так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели?

- Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви?

- Почему она плачет?

- Что её останавливает?

(пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь)

Учитель:

- Вернемся к началу урока и вспомним, чем закончились истории любви литературных героев, поэтов, воспевающих эти чувства?

Данте Беатриче безответственность

Петрарка Лаура безответственность

Ромео Джульетта трагичность

Онегин Татьяна безысходность

Алёхин Анна Алексеевна «я был несчастлив »

Вот как закончились эти истории.

- Были ли они счастливы?

- Так может быть не стоит отдавать этому чувству столько душевных сил, лет жизни?

- Как вы понимаете высказывание А.Блока, который говорил: « Только влюблённый достоин звания человека»?

- Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова?

- Вернёмся к тексту произведение. Как заканчивается новелла?

(пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе).

- Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека)

Учитель: писатель не дает ответ на вопрос , что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть».

Чехов не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по маленьким её деталям. В записной книжке А.П. Чехова сохранилась маленькая аллегория, взятая им у французского писателя Альфонса Додэ:

- почему твои песни так коротки? - спросили однажды птицу.

- или у тебя не хватает дыхания?

- у меня очень много песен, - ответила птица, - и я хотела бы поведать миру все.

Литературное наследство Чехова составляет несколько драм и множество мелких коротких произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям всё, что он думал. Краткость формы и талантливость для него были синонимами. Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья.

Домашнее задание. Завершением нашей работы по маленькой трилогии станет домашнее творческое мини - сочинение на тему: « Счастливые и несчастливые герои Чехова ».

ЛЮБОВЬ

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное с Чары; муки любви; признание в любви, страдать, страстная любовь.

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности;

Любовь к родителям, детям. Любовь к ближнему.

3.Постоянная сильная склонность, увлеченность чем - нибудь. Любовь к правде, истине. Любовь к балету, чтению, к театру.

4. Предмет любви (тот или та, кого кто - нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение. ) Он ее первая любовь. Она его очередная любовь.

5. Пристрастие, вкус к чему - нибудь. Любовь к сладкому, к нарядам, комфорту.

6.Интимные отношения , интимная связь.

© 2010-2022