- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество»
Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширяева Н.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области
Обобщение опыта работы по теме:
Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество».
Подготовила
Ширяева Нина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
г. Луза
2015
Тема патриотизма сегодня - актуальнейшая тема для нашей страны. В последнее время в обществе, охваченном рыночными отношениями, нарушены социальные связи и внутренние устои личности. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, проявлению равнодушия, цинизма, неуважительного отношения к государству. Такое состояние общества сказывается на подрастающем поколении, которое слабо ориентируется в понятиях «патриот» и «патриотизм». А ведь эти понятия означают неразрывную связь человека с родной землей, с гражданами страны, с Отечеством.
Человек не должен быть лишен памяти о предках, так как народ, лишенный исторической памяти, - это всего лишь население, случайно живущее на той или иной территории. А отняв у народа историческую память, можно запросто этой территорией завладеть, решив многие проблемы. В отношении России этого в мире ох как многим хочется! Так вот в последнее десятилетие у нашего народа активно отнимается историческая память. Несколько поколений уже выросли в атмосфере уничтожения страны.
-«Если бы сразу сдались немцам, сохранились бы наши люди и наши города... Не было бы никакой разрухи...»
-«Зачем все эти Зои Космодемьянские, все эти Александры Матросовы? Зачем партизаны вели себя так глупо и нецивилизованно? Они нарушали правила ведения войны...»
-«Зачем вообще нужна была победа в этой войне? Если бы мы её проиграли, рынок пришёл бы к нам ещё тогда...»
-«Те, кто в войну бездумно защищал козлов и монстров, сейчас почему-то требуют для себя почёта, уважения и льгот...»
Это не бред сумасшедшего, это ответы из опроса московских школьников (старшеклассников!) о 60-летии Победы ( журнал «Российская Федерация» № 9- 2005 г.)
А один из вузовских преподавателей - участник Великой Отечественной войны, пораженный «знаниями» современных выпускников школ, рассказывал на страницах журнала «Российская Федерация» о том, что молодые люди не знают, когда проходила Великая Отечественная война, кто с кем воевал!
Многие молодые люди уверены, что в Великую Отечественную войну воевали или Америка с Германией, или Америка с Россией! Трудно поверить, но это факт: вчерашние школьники путают Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812г., зато американские школьники твёрдо знают: освободила мир от фашистов Америка! («Российская Федерация» № 9-2005) Удручающая картина! Счастье для страны, для всех нас, что тогда было другое поколение, другие жизненные цели. С такими молодыми людьми, чьи мнения приведены выше, войну проиграли бы.
Школа - пожалуй, единственная сила, которая ещё пытается противостоять этому. Нельзя заставить любить Отечество. Эту любовь надо воспитывать! Необходимо постепенно на основе ярких примеров героизма и патриотизма предыдущих поколений, жизни современной России воспитывать в детях чувство патриотизма в его высоком гражданском понятии.
Патриотическое воспитание даёт человеку нравственный стержень, без которого трудно быть человеком везде: в семье, на работе, в общении, в любви и дружбе. А это возможно только при духовном возрождении общества, поэтому в современном образовательном учреждении актуальна проблема развития личности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей. В своей воспитательной работе я опираюсь на общечеловеческую ценность «Отечество».
Есть несколько причин, послуживших началом моей работы по теме «Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество».
Во-первых, в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе, потому что сейчас не модно говорить о любви к своей Родине. Стало гораздо привычнее её ругать. Но невозможно представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, к отчизне, не помнит своих героев. У такого государства нет будущего.
«Счастливую и великую Родину любить - не велика вещь. Мы её должны любить тогда, когда она слаба, мала, унижена», - писал Василий Розанов в 1919 году. Оказывается, и в настоящее время эти слова актуальны.
Во-вторых, в нашем городе нет музеев боевой славы, военно-спортивных клубов, нет военных училищ, которые оказали бы помощь школе в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
И в-третьих, среди выпускников нашей школы есть много участников боевых действий в Афганистане, Узбекистане и Северо-Кавказском военном округе, но мы о них ничего не знаем.
Это и послужило поводом к началу работы над данной темой. Вся моя деятельность была направлена на то, чтобы:
-
способствовать воспитанию личности, уважающей свою страну, свой народ, его традиции, готовую к защите Отечества;
-
способствовать развитию личности, готовой к самосовершенствованию и самоопределению в послешкольной жизни.
Мой опыт работы основывается на следующих концепциях:
-
«Структура целостной системы воспитания» И.П.Иванова, суть которой заключается в комплексном подходе к воспитанию, который основан на организации воспитательного процесса как многостороннего, целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской заботе.
-
«Воспитание школьников в современных условиях» (П.И.Новикова, В.А.Караковский), которая в качестве идеологии воспитания предлагает общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля.
Читая и анализируя статьи из журналов «Воспитание школьников», «Народное образование», рекомендации научно-методического журнала «Классный руководитель», предметного журнала «Литература в школе», статьи В.А.Караковского, «Воспитание детей в школе» Н.Е. Щурковой, разнообразные Интернет-ресурсы, я пришла к выводу, что в моей воспитательной работе с классом есть преемственность, систематичность в применении методов и приемов гражданско-патриотического воспитания учащихся.
В своей работе использую опыт работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростково-молодежного клуба «Заречье-плюс» Зареченского района г. Тулы, а также опыт Н.Ореховой, классного руководителя школы №45 г. Люберцы Московской области, основной целью воспитания и обучения которой является становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое страны.
Модифицируя свой опыт, я внедряю новые детали, элементы, применяю обновленные формы работы: классные часы - встречи с выпускниками школы, участвовавшими в боевых действиях в Афганистане, Узбекистане и Северо-Кавказском военном округе, встречи с учителями - ветеранами, экскурсии, походы, общие собрания родителей и детей, интегрированные уроки, проектно-исследовательская деятельность.
Новизна опыта включает сбор материалов для школьного музея «Летопись школы» о выпускниках школы, участниках боевых действиях в Афганистане, Узбекистане и Северо-Кавказском военном округе; моделирование различных форм учебно-воспитательной работы.
Опыт рассчитан на учащихся средней и старшей ступеней обучения и может использоваться любым учителем, но требует от него глубокого понимания основных направлений педагогических технологий, учета особенностей развития учащихся и, что самое главное, - любви к своей школе, своим бывшим и настоящим ученикам, своей стране. Учитель, работающий по данной проблеме, должен видеть перспективу развития каждой личности.
Технология опыта
Необходимость усиления внимания к проблеме развития гражданственности подростков обусловлена тем, что стремление к самостоятельности, неудовлетворенность пассивным положением опекаемого не подкрепляется у подростков собственными, окончательно сложившимися, устойчивыми социальными мотивами поведения, интересами достаточным жизненным опытом, верным пониманием свободы и ответственности личности. У подростков нередко отсутствует чувство ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит свое выражение в неправильном отношении к закону, труду, дисциплине. Поэтому при выборе жизненных ориентиров подростки нуждаются в помощи взрослых. Подростковый возраст является оптимальным для создания системы гражданско-патриотического воспитания, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов.
Моя система работы по гражданско-патриотическому воспитанию включет в себя несколько направлений:
-
Диагностическая деятельность.
-
Учебная деятельность.
-
Поисковая исследовательская деятельность.
-
Воспитательные мероприятия.
-
Работа с родителями.
Диагностическая деятельность.
В каждом новом классе работу в этом направлении начинаю с диагностики, стараюсь выяснить отношение детей к общечеловеческой ценности «Отечество». Исходя из этого, строю свою дальнейшую работу.
Формы работы: анкетирование учащихся.
В 10 классе на одном из первых классных часов предлагаю учащимся вопросы анкеты:
-
Что такое патриотизм?
-
Твое отношение к службе в армии. Обоснуй свое мнение.
-
Служил ли в армии твой дед, отец, брат? Рассказывал ли он тебе о своей службе?
-
Хотели ли бы твои родители, чтобы ты служил в армии?
-
Что для тебя обозначает слово Родина?
Результат.
На первый вопрос учащиеся отвечают, что это не только любовь к своему Отечеству, но и
-
"её защита";
-
"значит защищать Родину";
-
"восхищение своей Родиной";
-
"вера в свою Родину";
-
"чувство долга перед Родиной, народом";
-
"это гордость за свою страну";
-
"патриотизм - это качество человека, благодаря которому человек в любых обстоятельствах предан своей Родине".
(Словарь Ожегова:
Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.)
Из анкет я поняла, что дети понятие патриотизм понимают полно, объемно, верно.
2 вопрос.
-
"Мой дед служил в армии, он много рассказывал о своей службе";
-
"Мой дед ушел на фронт в 17 лет, отец служил в погранвойсках на границе с Китаем";
-
"Папа служил в армии, много рассказывал о службе. А мой дед участвовал в Великой Отечественной войне. У него много медалей. Я горжусь им".
Почти у всех опрошенных служили отцы (исключение 1 человек), у многих деды - участники Великой Отечественной войны, служили родственники. О службе рассказывали детям дома.
3 вопрос.
-
"Я думаю, что каждый мужчина должен служить в армии, служить России";
-
"Служба в армии необходима";
-
"Служба в армии нужна для того, чтобы воспитать мужество, твердость характера";
-
"Я хочу служить в ВДВ. Альтернативная служба для меня является неприемлемой";
-
"Каждый парень должен служить в армии, чтобы в любое время смог защитить своё Отечество";
-
"Моё отношение к службе в армии положительное";
-
"Ребята должны служить в армии, но это опасно: сейчас много "горячих" точек";
-
"Служба в армии нужна, но Родину должны защищать профессионалы";
-
"Армия нужна, человек из армии приходит настоящим мужчиной, у него меняют! взгляды на жизнь".
3 человека из 25 опрошенных сказали, что пока не хотят идти в армию, потому что хотят учиться дальше.
2 человека считают, что в армии страшно из-за дедовщины.
1 человек не хочет служить в армии.
4вопрос.
Большинство родителей не хотят, чтобы дети служили в армии.
5вопрос.
-
"Родина - это родной дом, родные места, те места, в которых я родился. Это родная земля, которую я готов защищать в любой момент";
-
" Родина - это страна, в которой мы живем, где мы родились, учимся. Это все, чт нас окружает";
-
"Это наше государство. Это мои ровесники, друзья";
-
"Родина - это все";
-
"Это страна, в которой я живу, дом, это мои родные и близкие люди";
-
"Это очень широкое понятие";
-
"Родина - это великое слово. У него много значений. Для меня это место родился, вырос, живу ";
-
" Родина - это необъяснимо. Это надо чувствовать";
-
"Это наше государство, это все люди, которые живут в нашей стране. Это уголок мира, который мил моему сердцу";
-
"Это земля, которую мы защищаем";
Учебная деятельность.
Специфика моего предмета такова, что на каждом уроке у меня есть возможность воспитывать человека - гражданина - патриота своей страны. Мы говорим о роли русского языка в обществе, в мире, о том, почему необходимо знать свой родной язык, беречь. Словарные диктанты, тексты контрольных и проверочных работ, тексты художественных произведений воспитывают любовь к малой и большой Родине, рассказывают о подвигах героев, о великих людях России. На уроках развития речи использую картины великих русских художников Верещагина «Апофеоз войны», Васильева «Александр Невский». Совместно с работниками школьной и районной библиотеки проводим уроки внеклассного чтения по произведениям Б.Васильева, В.Быкова, В.Астафьева, В.Распутина, А.Твардовского, В.Богомолова, К.Воробьева. В мае 2010 г в рамках школьной методической недели совместно с учителем истории А. А. Селяковой мы провели открытый интегрированный урок по книге Ю.Бондарева «Горячий снег». Десятиклассники активно включились в процесс обсуждения произведения. Помимо изучения программного материала, старшеклассники активно включаются в обсуждение рассказов Ф.Абрамова «Потомок Джима» (тема блокадного Ленинграда), В.Маканина «Кавказский пленный», А.Купарева и А.Широкова «Кавказский излом» (военные действия в Чечне).
Поисковая исследовательская деятельность.
С 2001 года учениками нашей школы ведется поисковая исследовательская работа по сбору материалов о выпускниках школы, участвовавших в боевых действиях в Афганистане и Северо-Кавказском военном округе. Начали с того, что инициативная группа класса в беседе с работниками военкомата составила списки выпускников школы, служивших в «горячих» точках. Накопление материала происходило в ходе бесед с самими выпускниками, их родителями, а теперь уже и их детьми. Эта работа продолжается и по сей день. Материалы систематизируются и оформляются в папки и «раскладушки». В ходе поисковой работы ребята выяснили, что выпускник школы Игорь Гороховский награжден орденом Мужества за выполнение воинского долга в Северо-Кавказском военном округе, а Александр Волокитин и Виталий Глухих - медалью «За отвагу». В архиве кабинета собран обширный материал о выпускниках школы, участниках боевых действий, военнослужащих. Организуются встречи с ними. Хотя сами ребята не любят выступать на публике, их бывает трудно убедить прийти в школу для беседы. Но это нужно новому подрастающему поколению. И когда такие встречи происходят, они дают много для формирования человеческих качеств старшеклассников. А какие характеристики в личных делах у этих парней! Например, Сергей Владимирович Уваров: «…способен правильно ориентироваться и принимать решения в сложной боевой обстановке…Пользуется заслуженным авторитетом среди сослуживцев и командования части. Военную и государственную тайну хранить умеет. Морально и политически устойчив. Добросовестный, исполнительный, трудолюбивый и дисциплинированный. Все поручения выполняет своевременно, точно в срок…». И подобных характеристик не мало, сопровожденных фотографиями выпускников школы, стоящих с автоматами или прислонившихся к военным машинам, с орденами на груди поверх «парадки» или в скромной «комуфляжке». Отдельный альбом посвящен трагедии в Буденовске.
24 апреля - скорбный для всей школы день. Это День памяти нашего выпускника Субботина Александра Григорьевича, погибшего в Чечне в 2001 году. Каждый год в этот день в школе проводим классные часы, митинг памяти. А в апреле 2009 года состоялось открытие мемориальной доски.
Собран старшеклассниками и материал о выпускниках-афганцах. Вырезки их газет, списки наших лузских ребят, побывавших под Кандагаром и Кабулом. Их 42 человека. И страшный список не вернувшихся из боя, в котором есть наш земляк - Сергей Михеев… Воины-интернационалисты также приходят на классные часы к ребятам, чтобы подготовить будущих солдат к суровой армейской службе.
Воспитательные мероприятия.
Воспитывая в детях уважительное отношение к старшему поколению, к людям, всю жизнь отдавших работе в школе, и в связи с юбилеем школы, я проводила встречи с ветеранами педагогического труда. Решила познакомить своих учеников с учителями, которые учили меня. В сентябре провели классный час - встречу с моей первой учительницей М.П.Гороховской. Она рассказывала о себе, о своей работе в школе №2, о коллегах, о классе, в котором училась я. Ребята заинтересовались её рассказом, задавали вопросы:
а) почему Вы решили стать учителем?
б) где учились?
в) трудно ли было учиться в то время?
г) какими были ученики 30 лет назад?
Второй классный час мы проводили в школе, приглашали моего бывшего классного руководителя, ветерана труда М.Н.Бачуринскую. Она рассказала о себе, о своем детстве, о том, как и где она получала образование; о том, как и когда нашему классу было присвоено имя В.Ф.Козлова.
И тут ребята не были пассивными слушателями. Многое заинтересовало ребят. Были заданы такие вопросы, как:
а) как велась переписка с пограничниками заставы имени В.Ф.Козлова?
б) кто из наших земляков служил на этой заставе?
в) почему у нас в школе нет музея В.Ф.Козлова?
г) продолжалась ли дальше эта работа?
д) имена каких героев ещё присваивались в это время пионерским отрядам?
Ребята узнали много нового, хотя я раньше уже рассказывала им о В.Ф.Козлове. А первого сентября мы традиционно приглашали на классные часы Заслуженного учителя, Почетного гражданина г.Лузы, бывшего директора школы В.И.Нечаева.
В 10 классе на классном часе В.И.Нечаев рассказал нам о городе Лузе, о нашем районе, а в этом году классный час был посвящен 75-летию нашей школы. В.И.Нечаев вспоминал о своей работе в нашей школе, об учителях, с которыми работал. Ребята зада вали вопросы, на которые В.И.Нечаев отвечал:
а) какой была школа 75 лет назад?
б) кто были директорами?
в) как сотрудничала школа с градообразующим предприятием - лесопромышленным комбинатом?
г) когда было выстроено новое здание?
д) сколько человек училось в школе раньше?
е) какие спортивные достижения были у школы?
Считаю, что данные воспитательные дела оказали положительное влияние на старшеклассников в отношении к людям старшего поколения, к людям учительской профессии, к учителю вообще и к школе в частности.
Воспитанию гражданина и патриота способствовали и проведенные нами классные часы - встречи с участниками боевых действий.
Мы встречались с С.Н.Виноградовым, который выполняя интернациональный долг в Афганистане, с А.Н.Волокитиным, награжденным медалью "За отвагу", участником боевых действий на Северном Кавказе во второй чеченской кампании.
Также проводились классные часы, посвященные государственной символике Российской Федерации с целью ознакомления с историей и значением государственных символов и их популяризации. Я привлекала учителя истории Субботину Н.И.
Изучение символики - это важное звено в воспитании патриотизма и гражданственности, сохранении преемственности поколений.
Учащиеся уже много знают к 11 классу о гимне, флаге, гербе России. Мы постарались углубить политические смыслы, заложенные в государственных символах, подчеркивая историческую преемственность.
А дальше осмысление политической и нравственной сути символов России требует расширения и углубления знаний старшеклассииков о гражданских обязанностях.
Я стараюсь укреплять чувство гордости и уважения к символам РФ, к своей стране.
Каждый год с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник гражданско-патриотического воспитания и спорта, где ученики нашего класса показывают хорошие результаты в соревнованиях по лыжным гонкам, по армрестлингу, в "стрелковом поединке", в соревнованиях по футзалу. В районных соревнованиях допризывной молодежи учащиеся моего класса заняли 1 место и защищали честь района в г. Кирове, показав хорошие результаты на областном уровне.
Учащиеся класса входят в состав школьной лекторской группы, которая в ходе месячника гражданско-патриотического воспитания проводит пропагандистскую работу, выступая с результатами исследовательской поисковой работы в других классных коллективах школы.
В последней четверти каждого учебного года в школе проводится Декада Мира. Мы поздравляем ветеранов, закрепленных за классом, родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне, с Днем Победы.
К 9 Мая готовим гирлянды, венки, возлагаем их к памятнику воинам - лузянам и на городском кладбище у мемориала, участвуем в митинге на площади Победы. При активном обсуждении учащихся проходят классные часы, посвященные землякам-героям Великой Отечественной войны, особое внимание уделяем подвигу пограничника В.Ф.Козлова.
Работа с родителями.
В 10 классе было проведено классное родительское собрание на тему «Роль семьи в гражданско - патриотическом воспитании старшеклассников».
В нашем классе нет равнодушных родителей. Большинство пап и мам откликаются на просьбы классного руководителя, сами предлагают помощь. Так при проведении классного часа по профориентационной работе активно помогала Владимирова Н.Н., инженер пожарной части -25. Она дала детям информацию о пожарно-технических училищах.
Частый гость в школе Полутов СВ., председатель российского оборонно-спортивное техническое общество. Сергей Викторович помогает классу в проведении соревнований по стрельбе из пневматической винтовки, в организации и подготовке учащихся к фестивалям воинской песни, никогда не отказывает в помощи классному руководителю при оформлении материалов по гражданско-патриотическому воспитанию.
Несколько лет вел целенаправленную работу по приобщению и формированию здорового образа жизни старшеклассников через занятия в спортивной секции Печерин В.Г.
В музыкальном оформлении классных вечеров, родительских собраний всегда помогает Гороховский С.А.
Результативность.
Такая целенаправленная работа позволяет:
-
воспитывать любовь к России, своему городу, школе, где ты учишься, позволяет воспитывать уважение к учительской профессии;
-
дает возможность классному руководителю формировать у своих учащихся необходимость готовиться к защите своей страны;
-
повышать воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма;
-
способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к национальной культуре, чувства уважения к русскому народу, чувства национальной гордости;
-
оптимально использовать современные методики и технологии воспитания;
-
мои учащиеся - постоянные участники и победители школьных конкурсов сочинений по патриотической тематике: "Люблю тебя, моя Россия", "Уголок России", "Есть такая профессия - Родину защищать";
-
из предыдущего моего выпуска один ученик закончил Сызранское высшее военное училище, проходил военную службу в городе Буденновске Ставропольского края.
Литература.
-
Н.Е. Щуркова. Воспитание детей.
-
Н.Е. Щуркова, Н.С.Финданцевич. Классный час и его организация. М., Просвещение, 1981г.
-
Журнал "Воспитание школьников":
а) Н.Мазыкина, А.Монахов. Статья "Военно - патриотическое воспитание детей и
подростков" №6 - 2003г.;
б) рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению
с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации " №6 - 2002г.;
в) Н.Мазыкина. "Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности" №6 - 2002г.;
г) статья "Быть достойным". Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодежного клуба "Заречье - плюс" Зареченского района
г.Тулы. №2-2003 г.
д) статья Р. Салиховой, Г.Ахметжановой "Воспитание гражданина" №1 - 2003г.
-
Караковский В.А. Стать человеком
-
"Воспитание школьников" №5 - 5 - 1993. Статьи Караковского.
-
"Народное образование". №11 - 12 - 1991 г.
-
"Классный руководитель". №3 - 1999; №2 и №8 - 2000; №1 - 1998.
-
"Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития". Рекомендации второй Всероссийской научно-практической конференции. Журнал "Воспитание школьников", №7 - 2002г. стр.8