Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лузы Кировской области








Обобщение опыта работы по теме:

Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество».



Подготовила

Ширяева Нина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы





г. Луза

2015

Тема патриотизма сегодня - актуальнейшая тема для нашей страны. В последнее время в обществе, охваченном рыночными отношениями, нарушены социальные связи и внутренние устои личности. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, проявлению равнодушия, цинизма, неуважительного отношения к государству. Такое состояние общества сказывается на подрастающем поколении, которое слабо ориентируется в понятиях «патриот» и «патриотизм». А ведь эти понятия означают неразрывную связь человека с родной землей, с гражданами страны, с Отечеством.

Человек не должен быть лишен памяти о предках, так как народ, лишенный исторической памяти, - это всего лишь население, случайно живущее на той или иной территории. А отняв у народа историческую память, можно запросто этой территорией завладеть, решив многие проблемы. В отношении России этого в мире ох как многим хочется! Так вот в последнее десятилетие у нашего народа активно отнимается историческая память. Несколько поколений уже выросли в атмосфере уничтожения страны.

-«Если бы сразу сдались немцам, сохранились бы наши люди и наши города... Не было бы никакой разрухи...»

-«Зачем все эти Зои Космодемьянские, все эти Александры Матросовы? Зачем партизаны вели себя так глупо и нецивилизованно? Они нарушали правила ведения войны...»

-«Зачем вообще нужна была победа в этой войне? Если бы мы её проиграли, рынок пришёл бы к нам ещё тогда...»

-«Те, кто в войну бездумно защищал козлов и монстров, сейчас почему-то требуют для себя почёта, уважения и льгот...»

Это не бред сумасшедшего, это ответы из опроса московских школьников (старшеклассников!) о 60-летии Победы ( журнал «Российская Федерация» № 9- 2005 г.)

А один из вузовских преподавателей - участник Великой Отечественной войны, пораженный «знаниями» современных выпускников школ, рассказывал на страницах журнала «Российская Федерация» о том, что молодые люди не знают, когда проходила Великая Отечественная война, кто с кем воевал!

Многие молодые люди уверены, что в Великую Отечественную войну воевали или Америка с Германией, или Америка с Россией! Трудно поверить, но это факт: вчерашние школьники путают Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812г., зато американские школьники твёрдо знают: освободила мир от фашистов Америка! («Российская Федерация» № 9-2005) Удручающая картина! Счастье для страны, для всех нас, что тогда было другое поколение, другие жизненные цели. С такими молодыми людьми, чьи мнения приведены выше, войну проиграли бы.

Школа - пожалуй, единственная сила, которая ещё пытается противостоять этому. Нельзя заставить любить Отечество. Эту любовь надо воспитывать! Необходимо постепенно на основе ярких примеров героизма и патриотизма предыдущих поколений, жизни современной России воспитывать в детях чувство патриотизма в его высоком гражданском понятии.

Патриотическое воспитание даёт человеку нравственный стержень, без которого трудно быть человеком везде: в семье, на работе, в общении, в любви и дружбе. А это возможно только при духовном возрождении общества, поэтому в современном образовательном учреждении актуальна проблема развития личности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей. В своей воспитательной работе я опираюсь на общечеловеческую ценность «Отечество».

Есть несколько причин, послуживших началом моей работы по теме «Развитие личности старшеклассника на основе общечеловеческой ценности «Отечество».

Во-первых, в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе, потому что сейчас не модно говорить о любви к своей Родине. Стало гораздо привычнее её ругать. Но невозможно представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, к отчизне, не помнит своих героев. У такого государства нет будущего.

«Счастливую и великую Родину любить - не велика вещь. Мы её должны любить тогда, когда она слаба, мала, унижена», - писал Василий Розанов в 1919 году. Оказывается, и в настоящее время эти слова актуальны.

Во-вторых, в нашем городе нет музеев боевой славы, военно-спортивных клубов, нет военных училищ, которые оказали бы помощь школе в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

И в-третьих, среди выпускников нашей школы есть много участников боевых действий в Афганистане, Узбекистане и Северо-Кавказском военном округе, но мы о них ничего не знаем.

Это и послужило поводом к началу работы над данной темой. Вся моя деятельность была направлена на то, чтобы:

  1. способствовать воспитанию личности, уважающей свою страну, свой народ, его традиции, готовую к защите Отечества;

  2. способствовать развитию личности, готовой к самосовершенствованию и самоопределению в послешкольной жизни.

Мой опыт работы основывается на следующих концепциях:

  1. «Структура целостной системы воспитания» И.П.Иванова, суть которой заключается в комплексном подходе к воспитанию, который основан на организации воспитательного процесса как многостороннего, целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской заботе.

  2. «Воспитание школьников в современных условиях» (П.И.Новикова, В.А.Караковский), которая в качестве идеологии воспитания предлагает общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля.

Читая и анализируя статьи из журналов «Воспитание школьников», «Народное образование», рекомендации научно-методического журнала «Классный руководитель», предметного журнала «Литература в школе», статьи В.А.Караковского, «Воспитание детей в школе» Н.Е. Щурковой, разнообразные Интернет-ресурсы, я пришла к выводу, что в моей воспитательной работе с классом есть преемственность, систематичность в применении методов и приемов гражданско-патриотического воспитания учащихся.

В своей работе использую опыт работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростково-молодежного клуба «Заречье-плюс» Зареченского района г. Тулы, а также опыт Н.Ореховой, классного руководителя школы №45 г. Люберцы Московской области, основной целью воспитания и обучения которой является становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое страны.

Модифицируя свой опыт, я внедряю новые детали, элементы, применяю обновленные формы работы: классные часы - встречи с выпускниками школы, участвовавшими в боевых действиях в Афганистане, Узбекистане и Северо-Кавказском военном округе, встречи с учителями - ветеранами, экскурсии, походы, общие собрания родителей и детей, интегрированные уроки, проектно-исследовательская деятельность.

Новизна опыта включает сбор материалов для школьного музея «Летопись школы» о выпускниках школы, участниках боевых действиях в Афганистане, Узбекистане и Северо-Кавказском военном округе; моделирование различных форм учебно-воспитательной работы.

Опыт рассчитан на учащихся средней и старшей ступеней обучения и может использоваться любым учителем, но требует от него глубокого понимания основных направлений педагогических технологий, учета особенностей развития учащихся и, что самое главное, - любви к своей школе, своим бывшим и настоящим ученикам, своей стране. Учитель, работающий по данной проблеме, должен видеть перспективу развития каждой личности.

Технология опыта

Необходимость усиления внимания к проблеме развития гражданственности подростков обусловлена тем, что стремление к самостоятельности, неудовлетворенность пассивным положением опекаемого не подкрепляется у подростков собственными, окончательно сложившимися, устойчивыми социальными мотивами поведения, интересами достаточным жизненным опытом, верным пониманием свободы и ответственности личности. У подростков нередко отсутствует чувство ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит свое выражение в неправильном отношении к закону, труду, дисциплине. Поэтому при выборе жизненных ориентиров подростки нуждаются в помощи взрослых. Подростковый возраст является оптимальным для создания системы гражданско-патриотического воспитания, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов.

Моя система работы по гражданско-патриотическому воспитанию включет в себя несколько направлений:

  1. Диагностическая деятельность.

  2. Учебная деятельность.

  3. Поисковая исследовательская деятельность.

  4. Воспитательные мероприятия.

  5. Работа с родителями.

Диагностическая деятельность.

В каждом новом классе работу в этом направлении начинаю с диагностики, стараюсь выяснить отношение детей к общечеловеческой ценности «Отечество». Исходя из этого, строю свою дальнейшую работу.

Формы работы: анкетирование учащихся.

В 10 классе на одном из первых классных часов предлагаю учащимся вопросы анкеты:

  1. Что такое патриотизм?

  2. Твое отношение к службе в армии. Обоснуй свое мнение.

  3. Служил ли в армии твой дед, отец, брат? Рассказывал ли он тебе о своей службе?

  4. Хотели ли бы твои родители, чтобы ты служил в армии?

  5. Что для тебя обозначает слово Родина?

Результат.

На первый вопрос учащиеся отвечают, что это не только любовь к своему Отечеству, но и

  • "её защита";

  • "значит защищать Родину";

  • "восхищение своей Родиной";

  • "вера в свою Родину";

  • "чувство долга перед Родиной, народом";

  • "это гордость за свою страну";

  • "патриотизм - это качество человека, благодаря которому человек в любых обстоя­тельствах предан своей Родине".

(Словарь Ожегова:

Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.)

Из анкет я поняла, что дети понятие патриотизм понимают полно, объемно, верно.

2 вопрос.

  • "Мой дед служил в армии, он много рассказывал о своей службе";

  • "Мой дед ушел на фронт в 17 лет, отец служил в погранвойсках на границе с Кита­ем";

  • "Папа служил в армии, много рассказывал о службе. А мой дед участвовал в Вели­кой Отечественной войне. У него много медалей. Я горжусь им".

Почти у всех опрошенных служили отцы (исключение 1 человек), у многих деды - уча­стники Великой Отечественной войны, служили родственники. О службе рассказывали детям дома.

3 вопрос.

  • "Я думаю, что каждый мужчина должен служить в армии, служить России";

  • "Служба в армии необходима";

  • "Служба в армии нужна для того, чтобы воспитать мужество, твердость характе­ра";

  • "Я хочу служить в ВДВ. Альтернативная служба для меня является неприемле­мой";

  • "Каждый парень должен служить в армии, чтобы в любое время смог защитить своё Отечество";

  • "Моё отношение к службе в армии положительное";

  • "Ребята должны служить в армии, но это опасно: сейчас много "горячих" точек";

  • "Служба в армии нужна, но Родину должны защищать профессионалы";

  • "Армия нужна, человек из армии приходит настоящим мужчиной, у него меняют! взгляды на жизнь".

3 человека из 25 опрошенных сказали, что пока не хотят идти в армию, потому что хотят учиться дальше.

2 человека считают, что в армии страшно из-за дедовщины.

1 человек не хочет служить в армии.

4вопрос.

Большинство родителей не хотят, чтобы дети служили в армии.

5вопрос.

  • "Родина - это родной дом, родные места, те места, в которых я родился. Это род­ная земля, которую я готов защищать в любой момент";

  • " Родина - это страна, в которой мы живем, где мы родились, учимся. Это все, чт нас окружает";

  • "Это наше государство. Это мои ровесники, друзья";

  • "Родина - это все";

  • "Это страна, в которой я живу, дом, это мои родные и близкие люди";

  • "Это очень широкое понятие";

  • "Родина - это великое слово. У него много значений. Для меня это место родился, вырос, живу ";

  • " Родина - это необъяснимо. Это надо чувствовать";

  • "Это наше государство, это все люди, которые живут в нашей стране. Это уголок мира, который мил моему сердцу";

  • "Это земля, которую мы защищаем";

Учебная деятельность.

Специфика моего предмета такова, что на каждом уроке у меня есть возможность воспитывать человека - гражданина - патриота своей страны. Мы говорим о роли русского языка в обществе, в мире, о том, почему необходимо знать свой родной язык, беречь. Словарные диктанты, тексты контрольных и проверочных работ, тексты художественных произведений воспитывают любовь к малой и большой Родине, рассказывают о подвигах героев, о великих людях России. На уроках развития речи использую картины великих русских художников Верещагина «Апофеоз войны», Васильева «Александр Невский». Совместно с работниками школьной и районной библиотеки проводим уроки внеклассного чтения по произведениям Б.Васильева, В.Быкова, В.Астафьева, В.Распутина, А.Твардовского, В.Богомолова, К.Воробьева. В мае 2010 г в рамках школьной методической недели совместно с учителем истории А. А. Селяковой мы провели открытый интегрированный урок по книге Ю.Бондарева «Горячий снег». Десятиклассники активно включились в процесс обсуждения произведения. Помимо изучения программного материала, старшеклассники активно включаются в обсуждение рассказов Ф.Абрамова «Потомок Джима» (тема блокадного Ленинграда), В.Маканина «Кавказский пленный», А.Купарева и А.Широкова «Кавказский излом» (военные действия в Чечне).



Поисковая исследовательская деятельность.

С 2001 года учениками нашей школы ведется поисковая исследовательская работа по сбору материалов о выпускниках школы, участвовавших в боевых действиях в Афганистане и Северо-Кавказском военном округе. Начали с того, что инициативная группа класса в беседе с работниками военкомата составила списки выпускников школы, служивших в «горячих» точках. Накопление материала происходило в ходе бесед с самими выпускниками, их родителями, а теперь уже и их детьми. Эта работа продолжается и по сей день. Материалы систематизируются и оформляются в папки и «раскладушки». В ходе поисковой работы ребята выяснили, что выпускник школы Игорь Гороховский награжден орденом Мужества за выполнение воинского долга в Северо-Кавказском военном округе, а Александр Волокитин и Виталий Глухих - медалью «За отвагу». В архиве кабинета собран обширный материал о выпускниках школы, участниках боевых действий, военнослужащих. Организуются встречи с ними. Хотя сами ребята не любят выступать на публике, их бывает трудно убедить прийти в школу для беседы. Но это нужно новому подрастающему поколению. И когда такие встречи происходят, они дают много для формирования человеческих качеств старшеклассников. А какие характеристики в личных делах у этих парней! Например, Сергей Владимирович Уваров: «…способен правильно ориентироваться и принимать решения в сложной боевой обстановке…Пользуется заслуженным авторитетом среди сослуживцев и командования части. Военную и государственную тайну хранить умеет. Морально и политически устойчив. Добросовестный, исполнительный, трудолюбивый и дисциплинированный. Все поручения выполняет своевременно, точно в срок…». И подобных характеристик не мало, сопровожденных фотографиями выпускников школы, стоящих с автоматами или прислонившихся к военным машинам, с орденами на груди поверх «парадки» или в скромной «комуфляжке». Отдельный альбом посвящен трагедии в Буденовске.

24 апреля - скорбный для всей школы день. Это День памяти нашего выпускника Субботина Александра Григорьевича, погибшего в Чечне в 2001 году. Каждый год в этот день в школе проводим классные часы, митинг памяти. А в апреле 2009 года состоялось открытие мемориальной доски.

Собран старшеклассниками и материал о выпускниках-афганцах. Вырезки их газет, списки наших лузских ребят, побывавших под Кандагаром и Кабулом. Их 42 человека. И страшный список не вернувшихся из боя, в котором есть наш земляк - Сергей Михеев… Воины-интернационалисты также приходят на классные часы к ребятам, чтобы подготовить будущих солдат к суровой армейской службе.


Воспитательные мероприятия.

Воспитывая в детях уважительное отношение к старшему поколению, к лю­дям, всю жизнь отдавших работе в школе, и в связи с юбилеем школы, я проводила встречи с ветеранами педагогического труда. Решила познакомить своих учеников с учителями, которые учили меня. В сентябре провели классный час - встречу с моей первой учительницей М.П.Гороховской. Она рассказывала о себе, о своей работе в школе №2, о коллегах, о классе, в котором училась я. Ребята заинтересо­вались её рассказом, задавали вопросы:

а) почему Вы решили стать учителем?

б) где учились?

в) трудно ли было учиться в то время?

г) какими были ученики 30 лет назад?

Второй классный час мы проводили в школе, приглашали моего бывшего классно­го руководителя, ветерана труда М.Н.Бачуринскую. Она рассказала о себе, о своем дет­стве, о том, как и где она получала образование; о том, как и когда нашему классу было присвоено имя В.Ф.Козлова.

И тут ребята не были пассивными слушателями. Многое заинтересовало ребят. Были заданы такие вопросы, как:

а) как велась переписка с пограничниками заставы имени В.Ф.Козлова?

б) кто из наших земляков служил на этой заставе?

в) почему у нас в школе нет музея В.Ф.Козлова?

г) продолжалась ли дальше эта работа?

д) имена каких героев ещё присваивались в это время пионерским отрядам?

Ребята узнали много нового, хотя я раньше уже рассказывала им о В.Ф.Козлове. А первого сентября мы традиционно приглашали на классные часы Заслуженного учителя, Почетного гражданина г.Лузы, бывшего директора школы В.И.Нечаева.

В 10 классе на классном часе В.И.Нечаев рассказал нам о городе Лузе, о нашем районе, а в этом году классный час был посвящен 75-летию нашей школы. В.И.Нечаев вспоминал о своей работе в нашей школе, об учителях, с которыми работал. Ребята зада вали вопросы, на которые В.И.Нечаев отвечал:

а) какой была школа 75 лет назад?

б) кто были директорами?

в) как сотрудничала школа с градообразующим предприятием - лесопромышленным комбинатом?

г) когда было выстроено новое здание?

д) сколько человек училось в школе раньше?

е) какие спортивные достижения были у школы?

Считаю, что данные воспитательные дела оказали положительное влияние на старшеклассников в отношении к людям старшего поколения, к людям учительской профессии, к учителю вообще и к школе в частности.

Воспитанию гражданина и патриота способствовали и проведенные нами классные часы - встречи с участниками боевых действий.

Мы встречались с С.Н.Виноградовым, который выполняя интернациональный долг в Афганистане, с А.Н.Волокитиным, награжденным медалью "За отвагу", участником боевых действий на Северном Кавказе во второй чеченской кампании.

Также проводились классные часы, посвященные государственной символике Рос­сийской Федерации с целью ознакомления с историей и значением государственных символов и их популяризации. Я привлекала учителя истории Субботину Н.И.

Изучение символики - это важное звено в воспитании патриотизма и гражданст­венности, сохранении преемственности поколений.

Учащиеся уже много знают к 11 классу о гимне, флаге, гербе России. Мы постара­лись углубить политические смыслы, заложенные в государственных символах, подчер­кивая историческую преемственность.

А дальше осмысление политической и нравственной сути символов России требует расширения и углубления знаний старшеклассииков о гражданских обязанностях.

Я стараюсь укреплять чувство гордости и уважения к символам РФ, к своей стране.

Каждый год с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник гражданско-патриотического воспитания и спорта, где ученики нашего класса показывают хоро­шие результаты в соревнованиях по лыжным гонкам, по армрестлингу, в "стрелковом поединке", в соревнованиях по футзалу. В районных соревнованиях допризывной молодежи учащиеся моего класса заняли 1 место и защищали честь района в г. Кирове, показав хорошие результаты на областном уровне.

Учащиеся класса входят в состав школьной лекторской группы, которая в ходе месячника гражданско-патриотического воспитания проводит пропагандистскую работу, выступая с результатами исследовательской поисковой работы в других классных коллективах школы.

В последней четверти каждого учебного года в школе проводится Декада Мира. Мы поздравляем ветеранов, закрепленных за классом, родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне, с Днем Победы.

К 9 Мая готовим гирлянды, венки, возлагаем их к памятнику воинам - лузянам и на городском кладбище у мемориала, участвуем в митинге на площади Победы. При активном обсуждении учащихся проходят классные часы, посвященные землякам-героям Великой Отечественной войны, особое внимание уделяем подвигу пограничника В.Ф.Козлова.

Работа с родителями.

В 10 классе было проведено классное родительское собрание на тему «Роль семьи в гражданско - патриотическом воспитании старшеклассников».

В нашем классе нет равнодушных родителей. Большинство пап и мам откли­каются на просьбы классного руководителя, сами предлагают помощь. Так при проведе­нии классного часа по профориентационной работе активно помогала Владимирова Н.Н., инженер пожарной части -25. Она дала детям информацию о пожарно-технических училищах.

Частый гость в школе Полутов СВ., председатель российского оборонно-спортивное техническое общество. Сергей Викторович по­могает классу в проведении соревнований по стрельбе из пневматической винтовки, в организации и подготовке учащихся к фестивалям воинской песни, никогда не отказыва­ет в помощи классному руководителю при оформлении материалов по гражданско-патриотическому воспитанию.

Несколько лет вел целенаправленную работу по приобщению и формированию здорового образа жизни старшеклассников через занятия в спортивной секции Печерин В.Г.

В музыкальном оформлении классных вечеров, родительских собраний всегда помогает Гороховский С.А.

Результативность.

Такая целенаправленная работа позволяет:

  1. воспитывать любовь к России, своему городу, школе, где ты учишься, позволяет воспитывать уважение к учительской профессии;

  2. дает возможность классному руководителю формировать у своих учащихся необходимость готовиться к защите своей страны;

  3. повышать воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования патриотизма;

  4. способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к национальной культуре, чувства уважения к русскому народу, чувства национальной гордости;

  5. оптимально использовать современные методики и технологии воспитания;

  6. мои учащиеся - постоянные участники и победители школьных конкурсов сочинений по патриотической тематике: "Люблю тебя, моя Россия", "Уголок России", "Есть та­кая профессия - Родину защищать";

  7. из предыдущего моего выпуска один ученик закончил Сызранское высшее военное училище, проходил военную службу в городе Буденновске Ставропольского края.

Литература.

  1. Н.Е. Щуркова. Воспитание детей.

  2. Н.Е. Щуркова, Н.С.Финданцевич. Классный час и его организация. М., Просвеще­ние, 1981г.

  3. Журнал "Воспитание школьников":

а) Н.Мазыкина, А.Монахов. Статья "Военно - патриотическое воспитание детей и
подростков" №6 - 2003г.;

б) рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению
с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации " №6 - 2002г.;

в) Н.Мазыкина. "Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности" №6 - 2002г.;

г) статья "Быть достойным". Программа гражданского и патриотического воспитания подростково-молодежного клуба "Заречье - плюс" Зареченского района
г.Тулы. №2-2003 г.

д) статья Р. Салиховой, Г.Ахметжановой "Воспитание гражданина" №1 - 2003г.

  1. Караковский В.А. Стать человеком

  2. "Воспитание школьников" №5 - 5 - 1993. Статьи Караковского.

  3. "Народное образование". №11 - 12 - 1991 г.

  4. "Классный руководитель". №3 - 1999; №2 и №8 - 2000; №1 - 1998.

  5. "Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - россий­ский путь развития". Рекомендации второй Всероссийской научно-практической конференции. Журнал "Воспитание школьников", №7 - 2002г. стр.8



© 2010-2022