Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества - золотой хохломы.

Интегрированный урок русского языка в 6 классе.

Составила учитель первой категории

МАОУ Каскаринской СОШ Тюменского района

Демчук Наталья Ивановна

Цель урока: обучающая- научить описывать предметы декоративно-прикладного творчества-«золотой хохломы»;

Собирать рабочий материал к написанию сочинения-описания; повторить правописание -н- и -нн- в прилагательных.

Развивающая - развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная - воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, любовь к народным традициям, эстетическое восприятие предметов декоративно- прикладного творчества.

Оборудование: выставка хохломской посуды, иллюстрации Хохломы, видеопрезентация.

Ход урока:

Этап урока комментарий

1. Вступительное слово учителя.

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке,

Ягода клюква поспела на поварешке,

Клюет эту ягоду хохлатая птица- золотое перо.

У: Вы, наверное, подумали, что сказка началась? А это быль. И будем мы сегодня говорить о самобытном художественном промысле, в котором выражен талант русского народа, его мастерство.

2. Оргмомент.

Обыгрываем тему урока:

- Что предстоит сделать на уроке?

-О чем будем говорить?

Что такое прикладное творчество? Записываем тему урока

3. Словарная работа

Прикладное творчество - искусство создания бытовых предметов, имеющих практическое назначение и вместе с тем обладающих художественно-эстетическими качествами.

Декоративно - прикладное искусство - вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека.

В единстве того есть сущность и специфика. К этому искусству относят произведения, выполненные из самых различных материалов ( традиционно- из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла)

(Сообщение ученика. Индивидуальное задание.)

4. Слово учителя.

Русский народ безгранично талантлив. Он мастер на все руки и творчество его многогранно. Русские умельцы украшали свои изделия необычными узорами. Сегодня мы уделим внимание изделиям, украшенным хохломской росписью.

5. Работа над стихотворением П. Синявского «Хохлома».

Хохломская роспись - алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи- перелески шелковые всплески

Солнечно- медовой золотой листвы.

У красы точеной - сарафан парчовый

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

У: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какие картины вы себе представляли, слушая стихотворение?

- О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П. Синявский?

А.( чтение стихотворения учителем)

Б) анализ стихотворения

6. Работа над новым материалом.

Искусство хохломы- это гордость русской культуры. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, которое находится в центре России- на Волге, искусные мастера делали посуду из липы, березы, осины, расписывали ее дивными узорами и отправляли в другие города по крупнейшим ярмаркам.

У: А что такое «ярмарка»? (место, где устраивают выставку распродажу различных товаров)

-Итак, отправляемся на ярмарку. Звучит народная песня «Коробейники», под нее к доске выходит ученица в русском народном костюме.

7. Чтение стихотворения ученицей. Ученица читает наизусть стихотворение, обращая внимание на предметы Хохломы, находящиеся на выставке- ярмарке.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставки, розетки, чашки.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые,

Нет изделий краше

Хохломы нашей.

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома.

У: все предметы, которые вы увидели на ярмарке, одним словом называют : «Хохлома». Вслушайтесь в это слово: «Хох-ло-ма». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «Ох». Она нас радует и восхищает. Ученица читает наизусть стихотворение, обращая внимание на предметы Хохломы, находящиеся на выставке- ярмарке.

8.Знакомство с историей появления хохломы.(легенда).(раздаточный материал Работа в парах. Чтение текста учащимися. На каждой парте текст легенды.)

1)Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый художник-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пше…ую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он ее угостил, и вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.

2). Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Знал мастер, как из простой деревя_ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя_ым порошком, покрывал льня_ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огне_ыми красками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей

У: Объясните правописание выделенных слов.

9. Творческая работа ( вставить слова с -н- и -нн- в прилагательных)

текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды: ( вставьте слова на изученную орфограмму.)

• (…………………) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (……………….). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины , чтобы древесина не впитывала в себя (…………………..) масло. Посуда становилась похожей на (………………….). Затем ее покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (………………….).

Ключ: Деревянную, водяным, льняное, глиняную.

Текст на каждой парте, учащиеся работают в парах.

10.Презентация. Просмотр слайдов.

У: Посмотрите, насколько разнообразна хохломская посуда. Этой посудой пользовались наши предкии, и, соответственно, названия нам эти не знакомы: братина,ставец, ендова, поставок.

Название и назначение посуды Хохломы

Ставец- старинная посуда из двух равновеликих частей ( крышки и тулова) для дух блюд.

Скопка́рь - русский деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя ручками,

имевшими вид головы и хвоста птицы. Скопкари были распространены на Руси с древности до середины XIX в.

Бра́тина - русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую. В нар

одном быту были распространены медные и деревянные братины.

Ендова́ - больших размеров праздничная посуда в средневековой Руси. Имела округлую форму с широким горлом и носиком-сливом (рыльцем). В ендове к столу подносились напитки, разливавшиеся по чаркам. Деревянные ендовы зачастую вырезались из корней, украшались яркой росписью.

Поставок- сосуд для хранения

Особенности орнамента, приема создания посуды.

Полу́да - алюминиевый порошок для серебрения хохломской посуды.

Прием - технический способ выполнения росписи, лепки и т. Д. Так, например, жостовская роспись включает в себя ряд следующих друг за другом приемов (замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка и привязка).

Осочка - один из элементов хохломской росписи, имеющий вид узких, заостренных травинок.

Травка - главный хохломской растительный узор.

Криу́ль - ведущий стебель в хохломской росписи. По обе стороны стебля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, завитки, усики, ягоды.

Кудри́на - хохломской затейливый узор в виде пышных завитков; распространенный прием хохломской росписи.

Пряник - хохломской мотив в виде ромба, в середине которого находится символ солнца, а из углов растут пучки трав, словно косы. У хохломичей этот пряник называется «косовик».

В ходе просмотра слайдов включаются в работу учащиеся,2-3 человека. Они поясняют значение названия хохломской посуды.

11.Практическая работа. Собираем рабочий материал для сочинения.

У: Знакомство с особенностью хохломского орнамента состоялось. А теперь составляем рабочий материал, который поможет написать сочинение.

"Золотая хохлома»

Работа в парах. На партах лежат листы-таблички с заданием, иллюстрациями хохломской посуды. Учащиеся заполняют таблички.

(смотри приложение)

12. Творческая работа.

У: выберите для описания одно изделие хохломской росписи и внимательно рассмотрите его, затем составьте словосочетания «прилагательное+ существительное», передающие различные признаки предмета, обращая внимание на цвет, форму, узоры, фон. Устно опишите понравившийся вам предмет.

План описания.

1) Какое изделие решили описать и почему?

2) Внешний вид ( назначение, материал, форма).

3) Отдельные детали ( рисунки, цвет).

4) Ваше отношение к предмету.

13.Заключение.

У: Как вы думаете, ребята, почему несмотря на то, что с появления хохломы прошло уже много лет, а изделия продолжают иметь большой спрос?

Ответ: сверкающая золотом посуда и мебель может украсить не только крестьянскую избу,но и нашу современную квартиру, создавая в доме тепло и уют, ведь она отражает красоту природы, красоту мастерства

- Вот эту мысль, а также все знания, полученные на уроке, вы используйте в написании сочинения- описания предмета Хохломы.

14. Д/З: написать сочинение «Чудо-посуда», «Пламенная Хохлома», используя план. Итог. Оценки.

15. У: А закончим урок словами В. Бокова:

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне.

_ И вам, ребята, спасибо за урок!



Приложение к уроку.№1

Изображение Хохломы

Название и назначение

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы



Ставец- старинная посуда из двух равновеликих частей ( крышки и тулова) для дух блюд.

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Скопка́рь - русский деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя ручками,

имевшими вид головы и хвоста птицы. Скопкари были распространены на Руси с древности до середины XIX в.


Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Бра́тина - русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую. В народном быту

были распространены медные и деревянные братины.

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Ендова́ - больших размеров праздничная посуда в средневековой Руси. Имела округлую форму с широким горлом и носиком-сливом (рыльцем). В ендове к столу подносились напитки, разливавшиеся по чаркам. Деревянные ендовы зачастую вырезались из корней, украшались яркой росписью.

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Бра́тина - русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую. В народном быту

были распространены медные и деревянные братины

Приложение к уроку.№2 Словарик Золотой Хохломы

Слово

Значение

Хохлома

село

хохлома

посуда

Орнамент (лат. ornamentum - украшение)

узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов.

Декор

совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов

Осочка

один из элементов хохломской росписи, имеющий вид узких, заостренных травинок.

Травка

главный хохломской растительный узор.

Криу́ль

ведущий стебель в хохломской росписи. По обе стороны стебля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, завитки, усики, ягоды.

Кудри́на

хохломской затейливый узор в виде пышных завитков; распространенный прием хохломской росписи.

Пряник

хохломской мотив в виде ромба, в середине которого находится символ солнца, а из углов растут пучки трав, словно косы. У хохломичей этот пряник называется «косовик».



Приложение к уроку.№3

Практическая работа в парах. « Словарь хохломской росписи»

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Основные цвета росписи(цвета природы)


Какие чувства символизируют эти цвета



Элементы травного орнамента, ведущий элемент орнамента хохломы.





Узор, рисунок. Что необычного



Внешний вид(назначение, материал, форма)





Талантливость мастера, ваше отношение к предмету, чувства.






Практическая работа в парах. « Словарь хохломской росписи» КЛЮЧ

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Урок по русскому языку (6 класс) на тему Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества-золотой хохломы

Основные цвета росписи(цвета природы)

Красный, золотой, зеленый. черный

Какие чувства символизируют эти цвета

Красный-радость, золотой- тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый- цвет жизни, природы; черный- торжественность


Элементы травного орнамента, ведущий элемент орнамента хохломы.

Осочки, завитки,капельки, кустики.Травка, ягодки, цветы-символы счастливой жизни.

Ведущий травный орнамент-стебель «криуль»

Узор, рисунок. Что необычного

Листья широкие, длинные, сочные, кудрявые, словно гнутся от ветра.

Роспись живая, изящная; ягодки на длинных стебельках обегают стенки сосуда; пламенные краски, нарядная роспись,золотые узоры; огненно-красная киноварь, цветочно-лиственный узор; незатейливый рисунок.


Внешний вид(назначение, материал, форма)

Расписные ложки, деревянная посуда, серебряный порошок, небольшое блюдо, старинная посуда, сосуд для хранения




© 2010-2022