Программа элективного курса для 9 класса Интенсивный русский в вопросах и ответах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Рязанова А.С.

_________________


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

Москаленко Т.В.

______________


РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №


« НАГОРНЕНСКАЯ Средняя школа »



ПРОГРАММА

Элективного курса


«Интенсивный русский в вопросах и ответах»


(углубленное изучение)


для учащихся 9 -х классов


Программу составила Коршко Лариса Юрьевна, учитель русского

языка и литературы, высшая квалификационная категория

(ФИО, должность, квалификационная категория учителя, составившего рабочую учебную программу)












2015 год




  1. Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование речевой и мыслительной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах общения, потребности в речевом самосовершенствовании; воспитание гражданственности и сознательного отношения к языку как духовной ценности.

Дополнительная образовательная программа с углубленным изучением русского языка для 9-х классов важна и актуальна в настоящее время, так как содержит разделы русского языка, выходящие за рамки учебной программы, но в то же время встречающиеся в заданиях ОГЭ, централизованного тестирования. Главная идея программы заключается в том, чтобы, используя уровневую дифференциацию, обеспечить достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Использование тестовой системы проверки знаний позволяет каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность - залог успешности человека.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Группа обучающихся состоит из 12 человек в возрасте 15-16 лет, с разным уровнем подготовки. Состав группы постоянный.

Форма занятий - групповая. Общее количество часов по программе составляет 35 часов (1 час в неделю). Программа рассчитана на полный учебный год.

2. Цель

Углубленно изучать русский язык с учетом желания родителей; формировать у девятиклассников умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развивать интерес к предмету, творческое мышление; овладевать навыками работы с тестами; подготовиться к ОГЭ.

  1. Задачи

  • Овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • овладеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;

  • выработать умение решать тестовые задания;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании лингвистического сочинения;

4. Содержание программы

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (10 часов).

Тема, идея, авторская позиция текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).

Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое, грамматические, синтаксические нормы. Изобразительно-выразительные средства языка. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль. Анализ типичных ошибок (2 час)

5. Тематический план

п/п

Тема занятия

Количество

занятий

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час)

1.

Значение курса, его задачи.

1

2. Текст. Сжатое изложение (10 часов)

2.

Текст. Тема и идея текста. Авторская позиция.

1

3.

Понятие «микротема». Микротемы исходного текста.

1

4.

Способы сжатия исходного текста. Исключение.

2

5.

Способы сжатия исходного текста. Обобщение.

2

6.

Способы сжатия исходного текста. Замена.

2

7.

Контроль усвоения материала. Написание сжатого изложения.

2

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов)

7.

Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения.

2

8.

Аргументация в сочинении на лингвистическую тему.

2

9.

Приемы ввода примеров из исходного текста.

2

10.

Вывод сочинения-рассуждения.

2

11.

Контроль усвоения материала. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов)

12.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

Орфография в приставках, корнях, суффиксах. Тестирование.

2

13.

Синтаксис словосочетания. Тестирование.

2

14.

Синтаксис простого предложения. Тестирование.

2

15.

Синтаксис сложного предложения. Тестирование.

2

16.

Лексика. Изобразительно-выразительные средства языка. Тестирование.

2

17.

Соблюдение лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка. Тестирование.

2

5. Заключение. Итоговый контроль Анализ типичных ошибок (2 часа)

18.

Итоговый контроль. Написание пробного ОГЭ. Анализ ошибок.

2

6. Методики и технологии обучения и воспитания

Основным методом обучения русскому языку данного курса является комплексный анализ текста. Данный способ обучения учащихся дает сознательные и прочные знания, а также обеспечивает уровень языковой и лингвистической компетенции. Усвоение материала курса через последовательное решение учебных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Тексты подобраны средней степени трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. В ходе коллективного диалога анализируются различные аспекты исходного текста, проводится обобщение полученных результатов, формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Поощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственного мнения. Постепенное осложнение текстов стимулирует развитие самостоятельности учеников.

В программе немаловажная роль отводится тематическим тестам, применяется трехуровневый дидактический материал; дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса является его неотъемлемой частью, позволяющей обеспечить достижение всеми учащимися обязательного уровня лингвистической подготовки и создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности и желание.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

7. Условия реализации программы

Материально-технические условия: помещение хорошо освещенное,

проветриваемое; оборудование - доска, парты, стулья, необходимые инструменты.

Мотивационные условия - использование заданий занимательного характера; наличие системы поощрения.

Научно-методические условия: учебно-дидактические материалы,

Программа, сопроводительный материал для учителя и учащихся.

8. Предполагаемые результаты, критерии их оценки

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;

  • лексические явления в языке;

  • грамматические явления в языке.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста,

  • аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;

  • последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

  • уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

Для тематического контроля усвоения материала используются форма сжатого изложения, сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, тестовых заданий.

К заданиям теста приведены четыре ответа: А, Б, В, Г. Только один из этих ответов верный. Учащийся должен отметить тот из них, который он считает правильным. Если к заданию не даны ответы, то свой ответ учащийся записывает в отведенном для этого месте.



9. Литература

Список литературы для учителя.

1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А.ГИА. Русский язык: сборник заданий - М., «Экзамен», 2015

2. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С - М., «Экзамен», 2015

3. Егораева Г.Т. ГИА. 9 кл. Русский язык. Тренировочные тестовые задания - М., «Экзамен», 2015

4. Козлова Т.И. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи - М., «Экзамен», 2015

5. Козлова Р.П, Чеснокова Тесты по русскому языку: 8-9 кл. - М., 2015

6. 1september.ru/

fipi.ru/

Список литературы для учащихся.

1.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 9 кл.: пособие для учащихся - М., Просвещение, 2015

2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 кл. - М., «Экзамен», 2014

3. Материалы сайта ФИПИ.

fipi.ru/

ege.edu.ru/




© 2010-2022