Конспект урока на темуБезличные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе

Безличные предложения

Цель урока:

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей




Ход урока.

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Сегодня нам предстоит большая работа. Чтобы она была результативной, необходим соответствующий настрой. Давайте обратимся к словам, которые станут эпиграфом нашего урока.

Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.

-Вы согласны с этим высказыванием? Как вы его понимаете?

Давайте проведём сегодняшний урок под этим девизом.

Для работы на уроке на разделимся на группы.

  1. Проверка знаний.

  1. Объектом изучения в 8 классе является простое предложение.

- Что нового вы узнали о простом предложении на уроках? (Простые предложения бывают двусоставными и односоставными)

2. Определение вида односоставных предложений. Каждая группа получает карточки с предложениями. Группа 1 находит определённо-личные предложения, определяет, чем выражено сказуемое.

Группа 2 находит неопределённо-личные предложения, называет формы выражения сказуемого.

Предложения для работы.

  1. С утра похолодало.

  2. Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день…

  3. В траншее его уже ожидали.

  4. Сегодня его с утра знобит.

  5. Приучайте себя к сдержанности и терпению.

  6. Нет ни ржи, ни тропки.

  7. В лес дров не возят.

  8. Не позволяй душе лениться!

  9. Сегодня же меня здесь не будет.

  10. Шумим, братец, шумим…

  11. Нам теперь стоять в ремонте.

  12. А там, далеко, из-за чащи лесной, какую-то песню поют.

  13. В небесах торжественно чудно.

  14. Из песни слов не выкинешь.

  15. В холле покрашено.

Участники групп зачитывают выбранные предложения, обосновывают условия выбора.

- Какие предложения имеют обобщённое значение?

- Какие предложения вы не выписали? Почему? Можем ли мы назвать лицо, выполняющее действие в этих предложениях?

3. Определяется тема урока. Запись темы.

III. Изучение нового материала.

- Что вы уже знаете об этих предложениях? (Это односоставные предложения с главным членом сказуемым).

1. Я сейчас прочитаю вам четверостишие из стихотворения А.А. Фета. А вы закройте глаза и представьте описанное в стихотворении.

Прозвучало над сонной рекой,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей густой,

Засветилось на том берегу.

-Какую картину вы представили? Что услышали?

-Что помогло увидеть картину грозы?

-Что важно в этом предложении? (Действия)

- Чем выражены сказуемые? (Повторение знаний о личных и безличных глаголах)

Итак, в данном предложении сказуемое выражено безличной формой личных глаголов. Какими ещё частями речи могут быть выражены сказуемые в безличных предложениях?

Продолжаем работу в группах. Анализируем оставшиеся предложения, заполняем таблицу.

Примеры

Способ выражения сказуемого

Прозвучало над сонной рекой,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей густой,

Засветилось на том берегу.

Безличная форма личных глаголов

С утра похолодало.

Сегодня его с утра знобит.

Нет ни ржи, ни тропки.

Сегодня же меня здесь не будет.

Нам теперь стоять в ремонте.

В небесах торжественно чудно.

В холле покрашено.



  1. По итогам заполнения таблицы составляем схему

Способы выражения сказуемого в безличном предложении




Безличная безличный слово безличная слова краткое

форма глагол нет форма категории причастие

личного глагола состояния в форме

глагола быть среднего рода

в отрицательных

предложениях

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какое это предложение? Чем в нём выражено сказуемое?

  1. Подведение итогов изученного.

-Что обозначаю сказуемые в безличных предложениях? (Состояние природы, состояние окружающей среды, состояние человека, волеизъявление)

4. Справка.

В безличных предложениях мы сталкиваемся с интереснейшим явлением - с сохранением в языке архаичных представлений, с отражением в нём наивного, донаучного мышления, согласно которому некие высшие силы активно вмешиваются в нашу жизнь. В языке сохранились выражения: От сердца отлегло. И принесло ж его в такое время.

IV.Закрепление.




  1. Составьте безличные предложения по предложенным картинкам.

Конспект урока на темуБезличные предложенияКонспект урока на темуБезличные предложения

Конспект урока на темуБезличные предложенияКонспект урока на темуБезличные предложения

  1. Работа с упражнением 224.

- Какова тема текста.

- Определите стилистическую принадлежность текста.

- Найдите безличные предложения, определите их значение.

- Укажите, какие выразительные средства языка используются в описании грозы.

V. Итог урока.

ИГРА «ДА - НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение - это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

Д.з.

§ 23. По любой из репродукций в учебнике составить 6-8 безличных предложений.



© 2010-2022