Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. (Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы КЗО СЗШ № 135 Александровой Ирины Александровны)   Информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни, потребность в компьютерных технологиях постоянно возрастает. От уровня информационной культуры молодого поколения зависит научный, технический, социально-экономический потенциал государства. Поэтому школа не может ост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы.

(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы

КЗО СЗШ № 135 Александровой Ирины Александровны)


Информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни, потребность в компьютерных технологиях постоянно возрастает. От уровня информационной культуры молодого поколения зависит научный, технический, социально-экономический потенциал государства. Поэтому школа не может оставаться в стороне от новых реалий современной жизни. В то же время информационные технологии открывают широкие возможности для всесторонней активизации личностно-ориентированных коммуникативных форм обучения. Использование компьютера в процессе преподавания любого предмета, в том числе русского языка и литературы, формирует информационное пространство, повышает заинтересованность учащихся, делает результат обучения более эффективным. Поэтому освоение и использование в процессе обучения компьютерно-ориентированных технологий становится насущной необходимостью в современной школе.

В связи с этим национальная доктрина развития образования XXI века определяет такие приоритеты:

- использование современных информационных технологий в практике учебно-воспитательного процесса;

- формирование высокого уровня информационной культуры каждого члена общества.

Всем известна зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести полученные знания через определенное время. Форма лекционной подачи учебного материала и пассивного слушания учащимися неэффективна, т.к. она дает всего 5% усвоения информации от полного объёма. Если материал подается в звуковом виде, то человек запоминает около 1/4 информации. Если информация подается визуально - около 1/3. При комбинированном влиянии (зрительном и слуховом) уровень запоминания повышается до 1/2. Наиболее эффективно усваивается та информация, которая приобретается человеком через несколько органов чувств: зрение, слух, голос, чувства и т.п. Чем больше каналов в процессе усвоения информации было активизировано, тем лучше и крепче она запоминается. Поэтому важное место среди информационных технологий занимает мультимедиа.

Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, в
которых одновременно используется несколько информационных пространств: графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты, качественное звуковое сопровождение.

ЦМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - это CD и DVD диски и Интернет-ресурсы.


В своей деятельности мы активно используем разнообразные приёмы работы с цифровыми образовательными ресурсами. Расскажем о некоторых из них.

1.Тексты представляют собой биографии выдающихся писателей и поэтов, а также отрывки из их произведений. Они могут быть использованы как учителем, при подготовке или проведении урока, так и учениками для подготовки сообщений.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы«Большая энциклопедия Кирилла и

Мефодия» является любимым электронным

пособием детей.

Оно содержит:

  • 83500 энциклопедических статей

  • 23400 мультимедиа-иллюстрации

  • 755 аудиофрагментов

  • 530 видеофрагментов

  • 1600 цитат из первоисточников

Словари:

  • «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (80000 слов)

  • «Пословицы русского народа» В.И.Даля (32000 пословиц)

  • Всемирный биографический словарь (28000 словарных статей)

  • Сборник афоризмов (10000 афоризмов)

  • «Толковый словарь иностранных слов» Л.П.Крысина (25000 слов)

  • Викторины. Туры для любознательных

  • Помощник любителя кроссвордов

2. Аудиофрагменты и аудиокниги наиболее простые в применении ЦОРы и представляют собой записи эталонного исполнения художественного произведения профессиональными дикторами. Аудиокниги пришли на смену грамзаписям литературных произведений. В известной степени они являются звуковыми аналогами книги. С одной стороны, они облегчают восприятие художественного текста, заменяя чтение слушанием, с другой, ограничивают это восприятие, так как любое озвучивание текста не может быть нейтральным по отношению к его осмысливанию.

3. Иллюстрации включают фотографии и портреты разных писателей и поэтов, а также иллюстрации художников к произведениям. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.

1. При подготовке презентаций для объяснения учебного материала, используя возможности инструментария Power Point, учитель может вносить свою корректировку в выбираемые объекты: делать необходимые на его взгляд подписи, вырезать части фотографий или, наоборот, составлять комбинации из нескольких иллюстраций.

2Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы. Использовать презентации с фотографиями и рисунками для закрепления материала. Это могут быть те же фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, можно проводить сравнение нескольких объектов изучения, викторины.



3. Использование тематических иллюстраций на уроках развития речи. Нами собран материал по темам: «Времена года» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), «Животные», «Птицы», «Живопись», «Портрет», «Архитектура», «Памятники», «Подводный мир» и.т.д.

Один тематический блок можно использовать на разных уроках и в разных классах. Например, презентация «Васнецов В.М.» используется, когда изучают сказки, былины, «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Слово о полку Игореве», при описании картины «Алёнушка».

4. Подготовка учащимися презентаций для более наглядного представления докладов, рефератов, отчётов по проектной деятельности. В этом случае школьники сами подбирают иллюстративный материал, составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев, проявляя свои творческие возможности. Знакомство с программой Power Point происходит в 6 класса. В начале года был объявлен конкурс презентаций, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. С огромным интересом ученики создавали свои презентации, вовлекая в свою работу и родителей.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы



4. Слайд-шоу - подборка слайдов на заданную тему, где каждое изображение сопровождается пояснительным текстом. Данные изображения так же могут быть использованы на разных этапах обучения.

5. Видеофрагменты представляют собой учебный фильм. Использование в обучении литературы средств реализации наглядности, в частности видеофрагментов, даёт возможность более глубокого усвоения материала посредством полисенсорной активности обучаемого. Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение. В сочетании с компьютерными технологиями использование видеофрагментов выводят их на качественно новый уровень: возможность сделать паузу, копировать кадр, увеличивать фрагменты кадра, сопровождать его текстом, выносками, создавать собственные объекты на основе кадра - всё это с одной стоны облегчает работу с видеофрагментами, а с другой стороны, даёт возможность их разностороннего использования. Материалы видеосюжетов содержат:

  • информацию о жизни и творчестве писателей и поэтов;

  • фрагменты театральных постановок и киноэкранизаций;

  • заочные экскурсии по местам, связанных с жизнью и деятельностью поэта или писателя.

Такой иллюстративный материал учащиеся хорошо запоминают и анализируют. Эти сюжеты можно вставлять в презентацию, подготовленную учителем для проведения урока, как на этапе объяснения учебного материала, так и при закреплении.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы

6. Кроме CD и DVD дисков литературного содержания, мы используем диски (ENCYCLOPEDIA CHANNEL), которые обеспечивают осуществление межпредметных связей. Это прежде всего диски по искусству, представляющие либо коллекции различных музеев мира, либо энциклопедии по истории искусств. Отличительной чертой данных ресурсов является не только богатство иллюстративного материала, из которого учитель самостоятельно может выбрать то, что ему необходимо в своей работе, но и разного уровня аннотации к нему.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы



Эрмитаж, Санкт-Петербург

ENCYCLOPEDIA CHANNEL

7. Технология опорных схем (алгоритмов) по русскому языку и по литературе представляет собой ещё один вариант применения ИКТ на уроках. Эти опорные схемы более совершенные, ёмкие, анимированные. Использоваться могут на ряде уроков с различными целями: например, сначала объяснение нового материала, потом его закрепление, затем проверка знаний, наконец, систематизация и обобщение материала.

Мы используем хорошо известные приёмы, применявшиеся и ранее, но без компьютера.

  • «Шпаргалка» - составление в Microsoft Word опорных конспектов и схем (с целью развития навыков анализа и обобщения).

  • «Редактор» - правка деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости).

  • «Защита» - групповой опорный конспект темы или алгоритм орфографического правила и его защита.

  • «Грамотеи» - классная и "параллельная" олимпиады по русскому языку (тесты повышенной трудности).

Все эти приёмы носят, кроме дидактического, и соревновательный характер, что является отличным средством повышения интереса к урокам русского языка. Кроме того, всё на ту же мотивацию работает и тот факт, что в этом возрасте учащимся ещё непривычно работать за компьютером на уроках (не информатики) и их увлекает просто новизна процесса.

Многое из того, что сначала делал учитель и только демонстрировал ребятам, теперь постепенно перекладывается на детские плечи с соответствующей дидактической нагрузкой.

  • Создание опорных схем и алгоритмов.

  • Составление планов презентаций.

  • Создание экспресс-тестов по содержанию литературных произведений.

  • Составление вопросов, которые используются в «Брейн-ринге», «Поле чудес», «Счастливом случае» и т.д.

8. Компьютерный вариант курса обучения русского языка по методике Т.Я. Фроловой. Часть 1. Орфография. / Н.И.Сиденко Часть 3. Синтаксис. / Г.И.Гудим

В 2007 году было создано электронное пособие в виде слайдовой презентации в двух вариантах: компьютерной (мультимедийной) версии и версии для показа через DVD-систему. Визуальная информация: графика, анимация - расширяет возможность подачи теоретического материала: схем, таблиц, алгоритмов. Это облегчает восприятие и запоминание орфографических и пунктуационных правил. Рисунки, видеоэффекты, рифмованные правила оживляют сложный учебный материал, необходимый для запоминания.

Слайды могут использоваться на всех этапах работы. Возможны различные формы контроля знаний, проверки и самопроверки умений и навыков учащихся.

Каждая учебная тема имеет несколько разделов: запомни, повтори и запомни, спиши, вставь нужные буквы, проверь себя.

Рассмотрим подробно предложенный материал на примере одной темы: «Склонение имен существительных. Буквы е, и в окончаниях имен существительных. Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».

1. Учитель, используя слайды № 1,2, просит учеников вспомнить о склонении имен существительных и правописании мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы



2Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы. Слайды № 3, 4 позволяют закрепить и проверить учебный материал.



3. Орфографическая рифмовка , слайд № 5, позволяет закрепить правописание е, и в окончаниях существительных.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы



4. Из слайда № 6 ученики выясняют, как склоняются существительные на -ий, -ия, -ие; на - мя.

Закрепить навыки правописания учащимся помогут упражнения: «Орфографическая разминка», «Выборочно - распределительная работа», «Пунктуационно-орфографическая разминка.

В конце урока рекомендуется проверить уровень усвоения темы учащимися, предложив им работу «Спиши, вставь пропущенные буквы» с самопроверкой.

Таким образом, анимированные слайдовые схемы используются на уроках с различными целями: объяснение нового материала, закрепление, проверка, систематизация и обобщение материала. Для контрольных работ предлагается т интерактивное тестовое задание.

8. Интерактивное тестовое задание - подборка вопросов к определённому уроку, из которых может быть составлена тренажёрная или контрольная тестовая работа для обобщающих уроков с автоматической проверкой. Предлагаем перед изучением темы просмотреть все тестовые задания, чтобы по ходу изучения разобрать с учащимися имеющиеся задания. Интерактивные тестовые задания, особенно в начале работы с ними, целесообразнее разбирать со всем классом, демонстрируя через проектор и вызывая одного из учеников к компьютеру для выполнения таких заданий. При такой организации работы учащиеся смогут разобраться с разными типами заданий и с особенностями работы с тестовой системой. Если интерактивные тестовые задания используются для закрепления пройденного на уроке материала или для контроля знаний предыдущего урока, они могут выполняться как учениками за персональными компьютерами, так и одним из учащихся у доски, с демонстрацией задания на экран. Итоговые тестовые работы наиболее эффективно проводить в компьютерном классе. Если количество учащихся в классе, больше, чем количество имеющихся в наличии персональных компьютеров, спланировать работу необходимо таким образом, чтобы часть класса выполняла итоговые тестовые задания, а остальные школьники выполняли, например, работы в рабочих тетрадях. Интерактивные тестовые задания содержат разные типы заданий: с выбором единственного правильного ответа, задания с выбором правильного ответа из списка вариантов.

Преимущества программ-тренажоров и тестовых заданий в том, что каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь легко применяется принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых. Тестовые технологии дают возможность поэтапно контролировать знания учащихся.

Внеклассные мероприятия. При проведении внеклассных мероприятий мы тоже широко используем мультимедийные и компьютерные технологии.

  • Презентации

Работая по системе Иванова, класс разделен на экипажи. Каждую неделю они готовят классный час на определенную тему. Если выпадает знаменательная дата, то ребята готовят к ней презентацию. Таким образом, классный час становится более интересным и увлекательным.

Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работыМультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы





  • Видеофильмы о вреде курения, наркомании, преступности и т.д.

  • Летопись класса тоже в цифровом варианте.

Таким образом, мультимедийные и информационные технологии - это инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям, вовлечь учащихся в активный процесс получения знаний. Компьютерные технологии улучшают преподавание школьных предметов. Использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока.

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы показало:

- повышение интереса к изучаемому предмету;

- улучшение дисциплины на уроках;

- улучшение успеваемости по другим предметам;

- повышение внимания и улучшение памяти.

Творческий потенциал наших учеников огромен. Все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей.

Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.


Управление образования и науки городского совета Городской методический центр Школа №135



Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы











Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы





Мультимедийные и компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы. Приемы и методы работы. Обобщение опыта работы



















Обобщение опыта работы

учителя русского языка

и литературы сш № 135

Индустриального района

Александровой Ирины

Александровны



Днепропетровск

© 2010-2022