План-конспект урока по литературе по теме: «И. А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор)»

Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературе по теме: «И.А. Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор)»

Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Понять глубину личности И.А. Гончарова.

  2. Сформировать понятие "обломовщина».

  3. Развитие навыков работы с художественным текстом: пересказ, анализ художественного текста, объяснение значения приема в раскрытии художественного образа.

  4. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на студентов путем обращения к "вечным" темам, связи времени.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • обучения - информационно-развивающий

  • преподавания - диалоговый

План урока:

  1. И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

  2. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация умений и знаний.

  3. Новая тема. Слово учителя.

    1. И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для студента могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

  1. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор).

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «"Обломов" появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

1-я и 4-я части романа - его опора, почва. Взлет во 2-3-й частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» - так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

Вопросы:

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?

  2. Во сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?

  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?

  4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?

  5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

  6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя - легион…»?

  7. Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

  8. Есть ли у Обломова цель (покой, бездействие), созидание (свой мир гармоничный, без фальши), духовность (любовь к близким, умение дружить)? Почему герой выбирает бездействие?

  9. Что же погубило такого хорошего человека? Из каких людей состоит общество? К чему они стремятся? Что ценят? Есть ли место в их жизни духовности, гармонии? Кому нужны лучшие качества героя?

  10. Кто его ценит и любит? (Штольц, Пшеницына Агафья Матвеевна) Что можно посоветовать герою в такой ситуации? (человек сам себе нужен).

  1. Вывод по роману: Обломов умирает, но проблема Обломова - проблема целостности человека остается. Современные писатели пытаются ее разгадать и решить.

  2. Домашнее задание.

  3. Выставление оценок. Выводы.

Обломов умирает, но проблема Обломова - проблема целостности человека остается. Современные писатели пытаются ее разгадать и решить.

Цитаты из романа:

Информация: Обломов, Илья Ильич - помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений.

Жизнь есть поэзия.

Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку.

Всё знаю, всё понимаю - но силы и воли нет.

Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве.

Страсть надо ограничить: задушить и утопить в женитьбе.

Это не жизнь, это какая-то... обломовщина.

Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей.



























© 2010-2022