Урок-путешествие по теме Причастие 7 класс

Для учителей актуальна сейчас и проблема новых технологий в преподавании русского языка. Мне показалось очень удачной план урока Е.А. Городной по повторению темы "Причастие". И я опираясь на этот план составила для себя тоже конспект урока на тему "Повторение и закрепление причастий". Тип урока - урок-игра. В уроке Городной предложен новый метод - работа с технологическими картами, а я подготовила карты-маршруты. Ребята на уроке участвовали очень активно, заинтересованно, творчески. Все с удовол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие на тему «Повторение и закрепление темы «Причастие».

Цель: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при закреплении темы «Причастие».

Задачи:

- закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков (нахождение причастий и причастных оборотов в тексте, постановка знаков препинания при причастном обороте);

- развитие письменной речи и творческих способностей через создание авторского текста.

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: презентация в программе PowerPoint, маршрутные листы, карточки.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие по местечкам нашего села.

- В русском языке есть свое село.

Район - части речи, село - особые формы глагола, реки - суффиксы, аржааны - приставки, озера - причастные обороты.

- И сейчас мы отправимся в путешествие в местечко «Причастие». Вспомним его особенности и проверим знания, полученные в селе Бай-Тал. Все исследования запишем в маршрутные листы. Запишите свою фамилию и имя в маршрутных листах.

- Итак, все готовы, мы начинаем.

1.Подготовка в путь. Поехали.

- Сейчас нам предстоит войти в наш автобус и совершить путешествие, но чтобы наше путешествие прошло успешно, мы дадим верное определение причастию и укажем его признаки. Первая станция называется «Река Хемчик».

Причастие - это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).


  1. Работа с предложением

- Теперь внимательно прочитайте предложение. Какова его основная мысль?

Поросшие лесом берега томили своим однообразием.

- Найдите в предложении причастие, выпишите его и укажите все признаки глагола и прилагательного.

Поросшие - причастие, обозначает признак предмета по действию, в форме СВ., невозвр., прош. времени, мн.ч., т.п.

- А теперь внимательно посмотрите на экран, проверьте себя по ключу и исправьте, если допустили ошибку.

- У кого все правильно? Поставьте себе плюс. Кто допустил ошибку, поставьте плюс.

- Будем считать, что мы прошли первую станцию удачно. Улыбнитесь. Перейдем ко второй станции. Вторая станция называется «Озеро «Мешкен-Хол».


  1. Основной этап.


  1. Страдательные и действительные причастия.

- Каждому из вас предстоит поработать экспертами. Погодные условия не очень благоприятные, идет дождь. Чтобы он закончился, необходимо вспомнить, какие причастия мы называем действительными, а какие - страдательными, а затем верно распределить реки - суффиксы.

- Укажите стрелками, на какую землю какие реки должны попасть:

- ущ- (-ющ-) суффиксы страдательных

- ащ- (-ящ-) причастий

- вш-

- ш-

-ем- (-ом-) суффиксы действительных

-им- причастий

-енн-

-нн-

-т-

- А теперь дайте определения:

1. Что такое действительные причастия?

2. Что такое страдательные причастия?

- У кого все правильно? Поставьте плюс. У кого неправильно, поставьте минус.

- Мы успешно прошли вторую станцию. Третья станция называется «Аржаан

«Шивилиг».


  1. Образование причастий с помощью суффиксов.

- Сейчас нам нужно образовать от глаголов причастия.

Задание. От данных глаголов образуйте причастия, выделите суффиксы.

Загорать-___________________________(действ., н.вр.).

Высушить__________________________(страд., н.вр.)

Адресовать _________________________(страд., пр.вр.)

Снять______________________________(действ., пр.вр.)

- Проверим - у кого все выполнено верно, поставьте плюс. Думаю, что у всех все получилось. Не забудьте оценить результаты своей работы, поставить плюс. Похвалите себя. Скажите: «Я молодец». Мы прошли третью стацию. И продолжим наше путешествие. Четвертая станция называется «Аржаан «Шындазын».


  1. Причастный оборот, нахождение его в тексте.

- Чтобы пройти четвертую станцию без препятствий, нам нужно найти из текста предложения с причастными оборотами.

- Прочитайте внимательно небольшой текст. Найдите причастные обороты и расставьте знаки препинания. Выпишите причастный оборот (1 ряд - из первого абзаца, 2 ряд - из второго.)

Самостоятельная работа с текстом.

Текст.

После драки на Скале Совет Маугли ушел из волчьего логова и спустился вниз, к пашням, где жили люди. Оттуда он побежал дольше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Тут начиналась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла маленькая деревушка, с другого края густые джунгли дугой подступали к самому выгону и сразу обрывались, словно срезанные мотыгой. По всей равнине паслись коровы и буйволы.

Маугли пошел дальше. Дойдя до деревенской околицы, он увидел большой терновый куст, загораживающий ворота. Маугли сел у ворот и, заметив вышедшего из них человека, вскочил на ноги, раскрыл рот и показал на него пальцем в знак того, что хочет есть.

(По Р. Киплингу.)

- Проверим выполнение работы по рядам. У кого все верно, поставьте себе плюс, у кого есть недочеты, поставьте минус, и продолжим наше путешествие.


  1. Написание не с причастиями.

- Сейчас вам предстоит выяснить, в каких случаях происходят такие перемены.

- Прочитайте текст, определите, в каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно.

Самостоятельная работа с текстом.

Текст.

(Не)осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь,

если они (не)вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только

понять (не)понятное, осознать (не)осознанное. И главное , расстаться с ничем

(не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой.

(Не)ослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учебе. Это путь открыт

любому.

- Проверка результатов выполнения с комментированием, после чего ученики ставят себе соответствующие плюсы.

- Молодцы, ребята! Наше путешествие можно считать удачным. Мы прошли еще одну станцию. Поаплодируем себе!

4.Заключительный этап.

  1. Возвращение.

- Нам предстоит возвращение на село. Это один из самых ответственных этапов путешествия. Чтобы мы быстро и без препятствий возвратились в село, нам нужно проявить свои творческие способности.

- Начало текста уже есть, вам осталось дописать этот текст. А чтобы рассказ был эмоциональным и интересным, используйте следующие причастия:

удивляющий, чарующий, светящийся, играющий, колющийся,

темнеющий, сверкающий, путешествовавший, горящий, впечатливший,

отдаленный.

Начало текста

Свершилось: на озере я, автобус наш на остановке, едем в просторы нашего села…


  1. Подведение итогов.

- Вот мы очень удачно, без препятствий возвратились домой. У всех очень хорошее настроение. Все отдохнувшие.

- Сдайте маршрутные листы. Я проверю.

- На уроке хорошо работали…


  1. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Путешествие на озеро Мешкен-Хол».

© 2010-2022