Контрольная работа по литературе 18 века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Контрольная работа по древнерусской литературе и литературе 18 века

  1. Вставьте пропущенное определение.

А) _____________ - историческое повествование, которое велось по году.

Б) В _____________ рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами, воинских подвигах, княжеских междоусобицах.

В) ____________ - произведения, рассказывающие о жизни святых, государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были рассмотрены как образцовые.

Г) __________ - произведения, рассказывающие о путешествиях.

Д)___________ - произведения ораторского искусства.

2. Соедините героя известного вам произведения и название жанра этого произведения.

1) Великан Святого А)Житие

2) Князь Олег Б) Летопись

3) Князь Александр Невский В) Историческая песня

4) Евпатий Г) Воинская повесть

5)Царь Иван Васильевич Д) Былина

3. Узнайте историческую личность, назовите произведение.

1) Она восходит на железные ступени, тихо и величаво; взирает на бесчисленное собрание граждан и безмолвствует... Важность и скорбь видны на бледном лице её... Но скоро осенённый горестию взор блеснул огнём вдохновения, бледное лицо покрылось румянцем, и она вещала...

2) - разумный монарх, он правит по просьбе народа, призвавшего его в трудный момент жизни Новгорода. Он готов примириться с Вадимом Храбрым даже после мятежа.

  1. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожёг и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: «Пойдём, и победим _____ ,и захватим его».


  1. И помчался во град Рязань, и увидел город разорён, государей убитых и множество народа полёгшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И вскричал он в горести души своей, распаляя в сердце своём. И собрал небольшую дружину... и погнались вслед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы...


  1. И наступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И оттого разболелся и умер он... и было всех лет княжения его тридцать и три.


  1. - Потемкин, послушай, как ты служил своему государю Александру Николаевичу, послужи так и мне. Я тебе прибавлю чин. Дам награды. Ты будешь мой первый любимец... Потёмкин, я прикажу тебя расстрелять или повесить...


  1. Возговорит православный царь:

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,

А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».

8) Понесло-то его ко Стекольному государству,
Что к тому ли шведскому королевству,

Не купчинушка по городу гуляет,

Что никто-то купчину не узнает,

Узнавал его только гетман земли шведской...

9)Главное же: у него является своё. Не потому набожен, что среди набожных живёт. Он впереди других. Его ведёт призвание. Никто не принуждает к аскетизму - он становится аскетом и постится среды, пятницы, ест хлеб, пьёт воду, и всегда он тихий, молчаливый, в обхождении ласковый, но с некоторой печатью. Одет скромно. Если же бедняка встретит, отдаёт последнее...

4. Магический прямоугольник.

В этом магическом прямоугольнике зашифрованы имена героев произведений древнерусской литературы и литературы 18 века, реальные исторические личности. Ваша задача - назвать имена, вспомнить произведение и его жанр. Читаться имена могут слева направо, справа налево, по горизонтали и вертикали, «ломаться» под прямым углом.

д

н

а

с

к

А

О

р

В

а

Б

е

л

л

р

л

т

ы

й

й

е

ю

а

д

Й

и

и

г

р

и

и

Р

т

г

Р

м

к

м

и

а

С

е

а

Р

ф

а

п

в

е

5. О каком произведении идет речь?

1) В этом произведении можно увидеть характерное соединение трагических сцен со сценами комическими. Исследователи считают, что это произведение является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора, которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение, когда её там могли увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.

2) Это произведение было создано в 10-е годы XII века Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря.

3)Это произведение о новгородской вольнице было создано Н. М. Карамзиным, выдающимся историком и писателем, при этом изображение героини существенно отличается от характеристики, данной автором в «Истории государства Российского»

4)Данное произведение - свидетельство того, что житийный жанр продолжил свою литературную жизнь и в XX веке.

II. Письменные ответы.

Выберите среди предложенных заданий одно, дайте развернутый письменный ответ.

  1. В чем особенность произведения «Повесть временных лет»? Кто её создатель? Чем она интересна современному читателю?

  2. Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царём.

И спустился он с горы высоки,

И подъехал он к богатырям ко святорусским -

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они ко силушке татарскоей,

Припустили коней богатырскиих.

Стали бить-то силушку татарскую.

Притоптали тут всю силушку великую...

  1. Какие качества характеризуют человека, посвятившего
    свою жизнь служению Богу и Руси?

  2. Сопоставьте выступления на вече двух ораторов - князя Холмского и Марфы Борецкой. Как они понимают вольность и свободу? Чьи аргументы более убедительны для новгородских горожан и читателей повести Н.М. Карамзина «Марфа -посадница, или покорение Новгорода»


© 2010-2022