Урок Рассуждение 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел: Текст. Типы речи.

Урок № 5.

Тема: Рассуждение.

Цели урока:

Учащиеся

- узнают, что такое рассуждение и что текст-рассуждение отвечает на вопрос почему? И состоит из частей: тезис, доказательства и вывод.

- научатся определять части текста-рассуждения и доказывать, что предложенный текст является текстом-рассуждением.

- будут развивать речь, мышление, внимательность, память.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие и сообщение целей урока.

  1. Основная часть урока.

    1. Повторение.

Проверка выполнения упражнения домашнего задания.

Работа по вопросам по теме «Описание»:

  1. О чём обычно говорится в тексте-описании?

  2. На какой вопрос отвечает текст-описание?

  3. Наличие, каких слов подтверждает, что текст является описательным?

  4. Приведите примеры.

    1. Актуализация знаний.

Согласны ли вы со мной, что чтение - лучшее учение? Объясните: почему?

Как вы думаете: вы сейчас говорили, повествуя или описывая?

    1. Формирование новых знаний.

То, что вы сейчас говорили, является рассуждением. Когда человек размышляет над чем-то и говорит об этом вслух, мы говорим, что он рассуждает. Рассуждение, это когда мы ищем ответ на вопросы…

Рассуждение - это тип речи, в котором передаётся взаимная связь явлений и событий, причинные отношения между ними. Рассуждение отвечает на вопрос почему?.

Схема текста-рассуждения

  • Тезис (то, что надо доказать).

Почему?

Потому что…

  • Обоснование: доказательства (примеры). Что из этого следует?

Поэтому…

  • Вывод.

    1. Закрепление знаний и развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения 145.

Прочитайте части текста-рассуждения.

  1. Тезис. Воду надо беречь. Она настоящая драгоценность.

  2. Доказательства. Без воды не было бы жизни на Земле. Чтобы наша планета всегда оставалась голубой, надо заботиться о водоёмах. Верные помощники в этом - леса. Они обязательно должны расти по берегам рек и озёр, потому что деревья сохраняют и накапливают влагу, которая потом питает водоёмы.

  3. Вывод. Беречь воду - значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы.

(По А.Болдыревой, С.В.Черкизовой)

Укажите, какие слова повторяются. Для чего они служат?

Озаглавьте текст. Докажите, что данный текст не является повествовательным и описательным. Докажите, что это текст-рассуждение.

Выполнение упражнения 146.

Прочитайте. Нет ничего на свете дороже слова Родина!

Это твой родной дом, ласковые и добрые руки матери, заботливый и суровый голос отца, задушевные беседы с бабушкой.

Это твоя школа, родные лица друзей, любимая учительница. И такая знакомая дорожка от дома к школе, которая манила тебя запахом осенней листвы.

Много стран есть на свете. Но любимая - одна! Это Родина твоя.

Найдите тезис, доказательства, вывод. Озаглавьте текст.

Докажите, что данный текст является рассуждением.

*** Сравнение текстов

Тип текста

Повествование

Описание

Рассуждение

Вопрос

Что произошло?

Какой?

Почему?

Схема

- завязка

-развитие события

- кульминация

- развязка

- признак

- признак

- тезис

- доказательства

- вывод


  1. Заключение урока.

    1. Рефлексия.

Что я узнал(а).

Что такое рассуждение, что текст-рассуждение отвечает на вопрос почему? И состоит из частей: тезис, доказательства и вывод.

Чему я научился(лась).

Определять части текста-рассуждения и доказывать, что предложенный текст является текстом-рассуждением.


    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Лист оценивания

В графе «Повторение» ставятся «+» за выполнение упражнения домашнего задания и по количеству отвеченных вопросов.

В графе «Актуализация» ставится «+» при участии.

В графе «Формирование» ставятся «+», если принимал участие в формулировании выводов.

В графе «Закрепление» ставится «+», если задания выполнены.


Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

участие

участие

Упр 145

Упр 146

Сравнение текстов



Оценка «5»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

участие

участие

Упр 145

Упр 146

Сравнение текстов

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценка «3»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

участие

участие

Упр 145

Упр 146

Сравнение текстов

+

+

-

-

-

+

-

+

Оценка «2»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

д/з

вопр

вопр

участие

участие

Упр 145

Упр 146

Сравнение текстов

-

-

-

-

-

-

-

-

Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше, чем на «3», но хуже чем на «5».


    1. Домашнее задание: выполнение упражнения № 153; знать, что такое рассуждение, из каких частей состоит текст-рассуждение; уметь распознавать все три типа текстов, определять научный и художественный стили речи.

Литературные источники:

  1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атамұра» 2015. С.41-43.

  2. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра» 2015.

  3. «Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.






© 2010-2022