Урок русского языка в 5-8 классах по теме «Лексика»

Данный урок разработан для обобщающего повторения изученного материала по теме «Лексика». На уроке в игровой форме повторяются понятия синонимов, антонимов, фразеологизмов, диалектных слов. Урок способствует развитию памяти, логического мышления и творческих способностей учащихся, а также воспитывает чувство дружбы и ответственности. Такая форма работы позволяет замотивировать учщихся и привить им любовь к русскому языку. На уроке используются такие интерактивные методы, как мозговой штурм. Инди...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

с. Казинка Андроповского района











УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-8 КЛАССАХ

ТЕМА УРОКА:

«ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Морозова Валентина Александровна









2014 год

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Программа-презентация

  4. Жетончики для жеребьёвки и подсчёта результатов



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучающие:

  1. В игровой форме повторить материал, изученный по теме «Лексика»:

  • Синонимы

  • Антонимы

  • Омонимы

  • Устаревшие слова

  • Заимствованные слова

  • Неологизмы

  • Диалектизмы

  • Профессионализмы

  • Жаргонизмы

  • Развивающие:

  • Развитие памяти

  • Развитие логического мышления

  • Развитие творческих способностей

  • Воспитывающие:

  • Воспитание чувства дружбы

  • Воспитание чувства ответственности







ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Совсем недавно мы закончили изучение материала по теме «Лексика», и сегодня наша задача - повторить и обобщить всё, что мы знаем по этой теме. Но делать мы это будем необычно: у нас - урок-игра.

- Прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь.

1) Слова, недавно вошедшие в употребление. (Неологизмы)

2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. (Заимствованные.)

3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные.)

4) Слова, вышедшие из активного употребления. (Архаизмы).

5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. (Профессионализмы.)

6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы.)

7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. (Термины).

1 слайд

Для того, чтобы начать игру, давайте разделимся на две команды.

Деление класса на две команды

Переход ко 2 слайду (щелчок мыши)

2 слайд

А теперь всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова. Играя, вы сможете: проверить свои знания по теме «Лексика», проявить сообразительность и эрудицию, получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

  1. Игра:

Итак, первое задание: ответьте на вопросы, которые вы видите на экране (одна команда отвечает на вопросы первого столбика, другая - на вопросы второго)

Переход к 3 слайду (щелчок мыши)

3 слайд

Ответы на вопросы:

1 команда

2 команда

Слово

Слово

От одного слова

Живое слово

Благодаря хромому слову

Слово

Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы.

Переход к 4 слайду (щелчок мыши)

4 слайд

На все вопросы ответ один - слово:

Слово молвит - соловей поёт.

Слово дано людям - животным немота.

От одного слова да навек ссора.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

Хромое слово - кривая речь.

Слово - серебро, молчание - золото.

Раздать жетоны за правильные ответы!

Слова, их значения, словарный состав языка изучает наука лексикология.

Переход 5 слайду (щелчок мыши)

5 слайд

Все вы знаете, что словарный состав языка очень велик, и среди слов есть синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова и неологизмы, диалектные и заимствованные слова, профессионализмы и жаргонизмы. Вот о них-то мы и поговорим на сегодняшнем уроке. А ещё у нас будут две весёлые переменки.

Итак, ребята, вспомните, какие слова мы называем синонимами?

Ответ (слова одной части речи, которые пишутся и произносятся по-разному, но обозначают одно и то же)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «синонимы»

Щелчок по определению

Ссылка на синонимы - овал

6 слайд

Задание для первой команды: переведите с русского на русский предложение «Врач назначил пациенту инъекции», то есть к каждому слову предложения подберите синоним.

Отвечают (Доктор прописал больному уколы)

Щелчок мыши - проверка

Переход к 7 слайду (щелчок мыши)

7 слайд

А теперь такое же задание для второй команды.

Отвечают (Над зеркальной гладью водоёма стоял прекрасный дом)

Щелчок мыши - проверка

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Ссылка на весёлую переменку

17 слайд

А теперь нам пора сделать переменку.

Перед вами - стишок-нелепица. Ваша задача - исправить ошибки. Красные строчки для первой команды, синие - для второй.

Отвечают

1 команда

2 команда

Злой кабан точил клыки,

Пароход давал гудки,

Соловей сидел на ветке,

Дикобраз томился в клетке,

Кошка хвостик свой ловила,

Маша физику учила,

Ёж гонялся за мышами,

Чиж летал под облаками,

Рак усами шевелил,

Стол накрыт к обеду был,

Чайник булькал на костре,

Мальчик прыгал во дворе.

Дать жетоны. Команде, ответившей первой, дополнительный жетон!

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Вспомните теперь, какие слова мы называем антонимами?

Отвечают (слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному и имеют противоположные значения)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «антонимы»

Щелчок на определение

Ссылка на антонимы - овал

8 слайд

Сейчас ваша задача - правильно и быстро ответить на вопрос (спрашивать по поднятой руке)

Ответ (добро - зло, девица - молодец и др.)

Щелчок мыши

Ответ (великан - лилипут)

Щелчок мыши

Ответ (острый - тупой)

Щелчок мыши

Ответ (грустный - весёлый)

Щелчок мыши

Ответ (открыть - закрыть)

Щелчок мыши

Ответ (плюс - минус, умножить - разделить и др.)

Щелчок мыши

Ответ (чёрный - белый)

Щелчок мыши

Ответ (горячий - холодный)

Щелчок мыши

Ответ (одеваться - раздеваться)

Не забывать раздавать жетоны (можно за количество названных пар антонимов и за помощь другой команде)!

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Ребята, вспомните, какие слова мы называем омонимами?

Отвечают (слова одной части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные значения)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «омонимы»

Щелчок на определение

Ссылка на омонимы - овал

9 слайд

Сейчас в таблице будут высвечиваться значения слов-омонимов. Ваша задача - назвать эти слова (отвечают по очереди)

Ответ (операция)

Щелчок мыши

Ответ (мандарин)

Щелчок мыши

Ответ (орден)

Щелчок мыши

Ответ (надуть)

Щелчок мыши

Ответ (имя)

Щелчок мыши

Ответ (марка)

Щелчок мыши

Не забывать про жетоны!

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Мы на уроках говорили о том, что словарный состав языка очень подвижен. Одни слова уходят из употребления - устаревают, другие, наоборот, появляются. Сейчас мы поговорим об устаревших словах. Какие слова мы будем называть устаревшими?

Отвечают Устаревшие слова - слова которые вышли из употребления.

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «устаревшие слова»

Щелчок на определение

Ссылка на устаревшие слова - овал

10 слайд

Итак, историзмы - слова, которые ушли вместе с предметами, которые они называли. На экране вы видите картину. Сейчас будут появляться стрелки к устаревшим предметам. Ваша задача - сказать их названия - слова-историзмы (отвечают по очереди)

Ответ (кольчуга)

Щелчок мыши

Ответ (колчан)

Щелчок мыши

Ответ (булава)

Щелчок мыши

Ответ (шишак)

Щелчок мыши

Ответ (наручи)

Щелчок мыши

Ответ (поножи)

Не забывать про жетоны! Давать жетоны за помощь другой команде!

Переход к следующему слайду (щелчок мыши)

11 слайд

Кроме устаревших слов-историзмов, есть ещё устаревшие слова-архаизмы. Это слова, которые когда-то называли предметы, существующие до сих пор. Сейчас первая команда назовёт слова-архаизмы к тем словам, которые появятся на экране в первом столбике, а вторая команда, наоборот, назовёт слова современного русского языка, соответствующие словам-архаизмам во втором столбике.

Отвечают

1 команда

2 команда

Очи

Чело

Перст

Уста

Щёки

Плечи

Шея

Правая рука

Не забывать раздавать жетоны ( и за помощь другой команде)!

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

А теперь пора отдохнуть!

Ссылка на весёлую переменку

18 слайд

Мы употребляем слова, значения которых знаем. Совсем не так дело обстоит с маленькими детьми. Они могут употреблять слова, значений которых не знают, придавая им особый, свой смысл, например «папаха» у них значит «толстый папа», «пилотка» - «жена пилота» и т.д. Сейчас на экране будут появляться слова, значения которых вы должны определить в детском понятии и дать пояснения своим ответам (почему так?) (отвечают по поднятой руке)

Ответ (жена кувшина)

Щелчок мыши

Ответ (бараны в детстве)

Щелчок мыши

Ответ (учительница, дающая пояснения)

Щелчок мыши

Ответ (спортсменка, сидящая на вёслах в лодке)

Щелчок мыши

Ответ (хозяйки, несущие из магазина тяжёлые сумки)

Щелчок мыши

Ответ (маленький сынок пони)

Щелчок мыши

Не забывать про жетоны!

Ответы могут быть другими, давать жетоны и за дополнительный ответ!

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Мы говорили о том, что словарный запас языка постоянно пополняется новыми словами. Часть этих слов - заимствованные из других языков. Какие слова мы называем заимствованными?

Отвечают (заимствованные слова - это слова, пришедшие к нам из других языков)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «заимствованные слова»

Щелчок на определение

Щелчок на заимствованные слова - овал

12 слайд

Заимствованные слова всегда можно определить по каким-либо признакам.

Сейчас вы попытаетесь назвать как можно больше слов по данным на экране признакам: первая команда работает с первым столбиком, втора - со вторым. Жетоны получаете по количеству названных слов.

Щелчок мыши

Отвечают

1 команда

2 команда

Биология

Телевизор

Аквариум

Автомобиль и др.

Магнитофон

Хронограф

Психолог

Библиотека и др.

Не забывать про жетоны! Давать жетоны по количеству названных слов и за помощь другой команде.

Ссылка на 5 слайд

Вспомните, какие слова мы называем неологизмами.

Отвечают (неологизмы - это новые, ещё малоизвестные слова)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «неологизмы»

Щелчок на определение

Щелчок на неологизмы - овал

16 слайд

На экране у нас предложение, а внизу - неологизмы. Вставьте, пожалуйста, подходящий неологизм в предложение (задание выполняется командами по очереди).

Благодаря навигатору я быстро добрался до места.

Щелчок мыши

Всю нужную информацию я перекинул на винчестер.

Щелчок мыши

Установленный дома модем обеспечивает выход в интернет.

Щелчок мыши

Взамен потерянного телефона я попросил на Новый год у родителей смартфон.

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Вспомните, какие слова мы называем диалектизмами.

Отвечают (диалектизмы - это слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «диалектизмы»

Щелчок на определение

Щелчок на диалектизмы - овал

13 слайд

Найдите в предложении диалектизм и определите его значение (задания выполняются попеременно)

Ушкан затаился, услышав лай собак. (Ушкан - заяц).

Щелчок мыши

Щелчок мыши

За окном шёл сильный лепень. (Лепень - дождь со снегом).

Щелчок мыши

Щелчок мыши

В воскресенье мама испекла порожник. (Порожник - пирог без начинки).

Щелчок мыши

Щелчок мыши

Ранок был солнечный. (Ранок - утро).

Щелчок мыши

Щелчок мыши

Ишшо сэлый щугунок шшей на ямки пасодишь - и у пещку. (Ещё целый чугунок щей на ухват посадишь - и в печку).

Щелчок мыши

Щелчок мыши

Наш фтарагодник очинь брухачий. (Наш двугодовалый телёнок очень бодливый).

Не забывать про жетоны! Давать жетоны по количеству названных слов и за помощь другой команде.

Ссылка на 5 слайд

Какие слова мы называем жаргонизмами?

Отвечают (жаргонизмы - это слова, принятые в определённой профессиональной, социальной, возрастной группировке)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «жаргонизмы»

Щелчок на определение

Щелчок на жаргонизмы - овал

14 слайд

Все вы в своей речи пользуетесь школьным жаргоном. А всегда ли вы точно определяете значение сказанных вами слов. Объясните значения школьных жаргонизмов. (отвечают по очереди).

Кент -модный парень

Щелчок мыши

Рамс- ссора, конфликт

Щелчок мыши

Обломиться - получить неожиданно плохой результат

Щелчок мыши

Меня плющит - мне нездоровится

Щелчок мыши

Торчать- быть в восторге

Щелчок мыши

Точить- кушать, есть

Щелчок мыши

Шифроваться- скрывать что-либо

Щелчок мыши

Забить стрелку- назначить драку

Не забывать про жетоны! Давать жетоны по количеству названных слов и за помощь другой команде.

Ссылка на 5 слайд

А что же такое профессионализмы?

Отвечают (профессионализмы - это слова, которые преимущественно употребляются людьми одной профессии)

Дать жетон команде, которая ответит первой правильно!

Щелчок на «жаргонизмы»

Щелчок на определение

Щелчок на жаргонизмы - овал

15 слайд

По группе слов определите профессию людей.

Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение. (Отвечают - альпинист). Щелчок мыши

Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера. (Отвечают - корреспондент).

Щелчок мыши

Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон. (Отвечают - администратор).

Щелчок мыши

Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара. (Отвечают - экспедитор).

Щелчок мыши

Методичка, факультатив, элективные курсы, аттестация. (Отвечают - преподаватель).

Щелчок мыши

Мышьяк, сверло, маска, мосты. (Отвечают - стоматолог).

Не забывать про жетоны! Давать жетоны по количеству названных слов и за помощь другой команде.

Ссылка на 5 слайд

5 слайд

Ребята! Вы очень хорошо знаете словарный состав языка, а потому без труда можете общаться, писать сочинения.

Ссылка на 19 слайд -

19 слайд

И сейчас для вас самое трудное задание: составить текст по картинкам, которые будут появляться на экране. Дополнительный жетон получит та команда, у которой текст будет более развёрнутым. Можете при составлении текста пользоваться черновиком. На это задание вам отводится 3 минуты.

Оцениваем ответы, раздаём жетоны.

Переход к 20 слайду (щелчок мыши)

20 слайд

  1. Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы повторили материал темы «Лексика». Результаты игры показали, что вы достаточно хорошо усвоили материал данной темы. Молодцы!

Награждение.

© 2010-2022