КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс Раздел2. Шифры и клады Урок 23 Тайна «Кортика»

КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс   Раздел2. Шифры и клады Урок 23   Тайна «Кортика».Всякий раз, когда мы говорим о произведениях хроникального характера, необходимо уделять особое внимание личности автора. Повесть по определению заключает в себе черты хроники. Поэтому, давайте подумаем, какое отношение к описываемым событиям мог иметь сам автор?                                                                                                              «Кортик» – самая настоящая приключенческая пове...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТЫ

Литература 5 класс


Раздел2. Шифры и клады

Урок 23

Тайна «Кортика».

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока

На данном уроке: учащиеся доказывают, что «Кортик» - приключенческая повесть, формулируют её признаки

II. Введение в тему.

1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.


- Давайте прочитаем рассказ капитана Григорьева о книге Анатолия Рыбакова (с.134-135).

- Формулируем, почему, на ваш взгляд, «Кортик», приключенческая повесть, используя текст вступления

(Герои разгадывают загадку, связанную с шифром; действие происходит в «романтическое и бурное время»)

- А каковы, на ваш взгляд, в принципе, признаки приключенческой повести? Давайте начнём с разбора определения. О чём нам говорит слово «повесть»? (От слова повествовать, рассказывать. Значит, речь идёт о каком-то рассказе. Скорее всего - о главном герое или событии.)

- Можно ли отнести к «повествовательному» жанру «Дети капитана Гранта», «Три мушкетёра»? Почему? (Их невозможно «рассказать», там много сюжетных линий, рассказ идёт как бы от нескольких лиц одновременно. По той же причине, наверное, «Остров сокровищ» - это тоже не повесть)

Информация для учителя:

Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом (новеллой) - с другой. Признаки - тяготение к «хроникальному» сюжету, линейное повествование (без «забеганий» вперёд и отступлений). Данное определение жанра характерно исключительно для российской литературоведческой традиции. В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман». В российском литературоведении жанровое определение «повесть» ведет свое происхождение от древнерусского отношения рассказчика к описываемым событиям: слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина - «весть о каком-то событии» - указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.

Сюжет практически всегда сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии (в отличие от романа), как правило, отсутствуют. Материалом для построения повести часто служит окружающая реальность, раскрывающаяся в виде последовательности событий (в этом отличие повести от рассказа или новеллы, в центре которых обычно лежит лишь одно событие). Названия повестей часто связаны либо с образом главного героя «Дубровский», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла).

- Мы составили представление о том, что такое повесть. Давайте еще раз запишем:

- «линейность» описываемых событий;

- одна сюжетная линия;

- цепь событий, постепенно раскрывающая концептуальный смысл произведения

- сюжет строится вокруг главного героя;

- названия связаны либо с образом главного героя, либо с ключевым элементом сюжета.

(записываем в виде кластера).

- Какую же смысловую нагрузку несёт слово «приключенческая»

(загадка, тайна, авантюрный сюжет, шифр, возможный клад, быстро (динамично) развивающиеся события)

- Рассмотрим название повести Анатолия Рыбакова и, исходя из новых сведений, сформулируем тему урока:

Тайна «Кортика».

III. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

- Всякий раз, когда мы говорим о произведениях хроникального характера, необходимо уделять особое внимание личности автора. Повесть по определению заключает в себе черты хроники. Поэтому, давайте подумаем, какое отношение к описываемым событиям мог иметь сам автор? Предполагаем ответы. (Вероятно, в чём-то это его детские воспоминания.) Была ли подобная история с автором в действительности? (Наверное, нет, поскольку это - художественное произведение).

Информация для учителя:

Анатолий Наумович Рыбаков (1911-1998). Окончив в Москве

среднюю школу, он пошёл на завод, работал грузчиком, затем шофёром. В 1934 году окончил автодорожный факультет транспортного института, семь лет работал инженером на автотранспортных предприятиях разных городов. С 1941 по 1946 год находился в армии. Будучи начальником автослужбы гвардейского стрелкового корпуса, А. Рыбаков участвовал в боях на различных фронтах, награждён орденами и медалями.

В 1948 году вышла в свет первая книга А. Рыбакова - повесть

«Кортик». За десять лет она была издана тридцать пять раз: на четырнадцати языках в нашей стране и на девяти языках за границей. По повести был снят кинофильм.

В 1956 году вышла повесть «Бронзовая птица», тоже получившая

широкую известность. Из этой повести можно узнать о новых приключениях Миши, Генки, Славы и их друзей.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) - решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


2. Работа с текстом во время чтения.

- Давайте вспомним главы 1-7 и ответим на следующие вопросы:

- Можно ли утверждать, прочитав первые главы, что повесть

«Кортик» соответствует приключенческому жанру?

- Какие «правила приключенческого жанра» вы обнаружили в главах повести А.Н. Рыбакова?

- В этой повести мы опять встречаемся с героем-подростком.

Расскажите о Мише. Попробуйте составить его литературный портрет. В чём его сходство с юными героями других произведений приключенческой литературы?

Работаем с фрагментом текста в режиме диалога с автором.

Глава 5. «Шалаш»

«…- А я домой вовсе не пойду, - объявил Миша. В (почему?) О (Наверное, хочет придать себе важности)

- Как так?

- Очень просто. Зачем мне? Завтра Полевой пойдет банду Никитского ликвидировать и меня возьмет. Нужно обязательно банду ликвидировать. П (Как вы думаете, Генка поверит Мише?)

Генка расхохотался: В (Почему?) О (Не поверил?)

- Кем же ты будешь в отряде? Отставной козы барабанщиком? П

- Смейся, смейся, - ответил Миша. - Меня Полевой разведчиком берет, велел еще ребят подобрать, но… - он с сожалением посмотрел на Генку, нет у нас подходящих. - Миша вздохнул. - Придется уж, видно, одному.

Генка просительно заглянул ему в глаза. В (Поверил ли в этот раз Генка?) О

- Ну ладно, - снисходительно произнес Миша, - притащи чего-нибудь поесть и мы подумаем. Только смотри никому ни слова, это секрет.

- Ура! - закричал Генка. - Даешь разведку! П

- Ну вот, - рассердился Миша, - ты уже орешь, разглашаешь тайну.

- Не буду, не буду! - зашептал Генка, сполз с дерева и исчез в саду.

В ожидании Генки Миша растянулся на дощатом полу шалаша и уткнул подбородок в кулаки. Что теперь делать? Не ночевать же на улице… Он вспомнил о кортике. Еще, пожалуй, кто-нибудь наткнется на него. Вот будет история!

Сквозь листву виден сад, низкорослые яблони, ветвистые груши, кусты малины, крыжовника. Почему на разных деревьях растут разные плоды? Ведь все это растет рядом, на одной земле. (А вот тут уже претензия на философию: в момент борьбы между красными и белыми, Миша недоумевает, почему на деревьях, растущих на одной земле, разные плоды)

(…)

В шалаш, запыхавшись, вскарабкался Генка. У него за пазухой большой кусок теплой, еще не доваренной говядины. В (почему недоваренной?) О

- Вот гляди, - зашептал он, - прямо из кастрюли вытащил. Там суп варился.

- С ума сошел! - ужаснулся Миша. - Ты же всех без обеда оставил.

- Ну и что ж! - Генка молодецки тряхнул головой. - Я ведь в разведчики ухожу. Пусть варят другую говядину… - и самодовольно захихикал.П

Миша жевал мясо, разрывая его зубами и руками. Ну и шляпа Генка! Влетит ему от отца. Папаша у него сердитый - высокий, худой машинист с седыми усами. И мама у него не родная, а мачеха. (А как бы вы поступили на месте Миши?)

- Знаешь новость? - спросил Генка.

- Какую?

- Так я тебе и сказал! В (Почему он так сказал?) О

- Дело твое. Только какой же из тебя разведчик? Там ты тоже будешь все от меня скрывать?

Угроза, скрытая в Мишиных словах, подействовала на Генку. Теперь, после похищения мяса, у него одна дорога - в разведчики. Значит, надо подчиняться. П (Генка хотел придать себе ещё важности, но у него не получилось)

- Сейчас у нас был один мужик из Носовки, говорит, что банда Никитского совсем близко.

- Ну и что же? - яростно разжевывая мясо, спросил Миша.

- Как - что? Они могут напасть на Ревск…»

IV. Анализ текста после чтения. Вывод.

Итог урока.

- Что мы можем сказать о характере Миши?

(Миша хитроват, может обмануть для личной выгоды, придать себе излишней важности, склонен к авантюрным выходкам, ещё не привык отвечать за свои поступки)

«Кортик» - самая настоящая приключенческая повесть. Все черты

жанра налицо: динамика развития событий, таинственная завязка,

мальчишка, ищущий приключения, столкновение героического и

низкого, а затем и шифр, и клад.

VI. Домашнее задание

К следующему уроку учащимся предлагается ответить

на вопросы: «Как вы думаете, почему повесть называется "Кортик"? Какую тайну мог, с вашей точки зрения, скрывать в себе кортик? Какую цену заплатил за него Никитский?».

© ООО Баласс, 2012

© 2010-2022