Устный литературный журнал Давно пора мне мир увидеть новый

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный литературный журнал

Рубрика: «Давно пора мне мир увидеть новый...»

Цель: - Углубленное изучение творчества М.Ю. Лермонтова, обращение к внепрограммным произведениям.

  • Привитие навыков художественного чтения

  • Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: - портреты поэта в разный период жизни,

  • Фотовыставка,

  • Грамзапись,

  • Газеты,

  • Репродукции картин,

  • Выставка книг,

  • Эмблемы участников.

Участники:

В программе:

  1. Путешествие по страницам творчества.

  2. Чтение стихов, отрывков из поэм.

  3. Инсценировка из драмы «Маскарад».

  4. Бальный танец.

  5. Песни и романсы

Чтец: Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей как в океане

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто! -

(1832).

Учитель: Идут годы, десятилетия. Мы вначале ХХІ века.

Сегодня 202 - летний Лермонтов снова с нами, и мы ощущали его как поэтаживого и глубокого современного.

«Потому что каждое лирическое признание поэта неизбежно наводит нас на глубокие размышления - смысле бытия, о взоимоотношениях людей, о добре и зле, о жизни и смерти, об истории, вечности», - писал И. Андроников.

Свой литературный устный журнал сегодня мы посвящаем юбилею М.Ю. Лермонтова.

Рубрикой нам послужат слова самого поэта, которые через столетия сближают его с нами:

«Давно пора мне мир увидеть новый»

«Не смейся над моей пророческой тоскою».

На ваших столах представлена программа, и вы, вместе с участниками сможете пролистать страницы нашего журнала.

Приятного вам просмотра!

Учитель: Первая страница журнала посвящается поэзия -

Поэзия Лермонтова.

«Я посвящаю снова стих небрежный»

Ученица: Творческий путь М. Ю. Лермонтова начался с обращения к лирике. Он создавал лирические произведения во все периоды своей короткой жизни. Лирика поэта не оставалась неизменной: она непрерывно наполнялась новым содержанием.

Чтец: Стихотворение «Русская мелодия» (1829)

Ученица: у пятнадцатилетнего ученика пансиона рождается предчувствие, что творческий путь будет оборван задолго до естественного конца. 1831 году это предчувствие Лермонтоввыразил так:

Настанет день - и миром осужденный,

Чужой в родном краю,

На месте казни - гордый, хоть презренный -

Я кончу жизнь мою.

Чтец: Стихотворение «не смейся над моей пророческой тоскою» (1837 г.)

Учитель: Одиночество поэта усиливало поиски «души родной».

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшея! - любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

(«Моя душа, я я помню с детских лет»).

В большинстве стихотворений любовь у Лермонтова является в трагическом облике.

Чтец: стихотворение «К»- «Прости! - мы не встретимся боле...»

Ученица: К 1840 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последние годы жизни поэт создал ряд произведений высокого совершенства.

Чтецы: 1. Стихотворение «Родина»

2. Стихотворение «Прощай, немытая Россия».

3. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Чтец: Отрывок из поэмы «Мцыри».

«Старик, я слышал много раз...»

Учитель: Пьесы в стихах, которые открывали талант Лермонтова как драматурга - это драмы «Странный человек» и «Маскарад».

«Маскарад» - это обличитель «двойной жизни» верхов России. Даже любовь здесь подчиняется законам света.

Пылкая любовь Арбенина к жене оказалась слабее интриг светского общества. Арбенин из любимого мужа превращается в палача.

Инсценировка сцены из драмы «Маскарад».

(Действующие лица: Арбенин, Нина, слуга)

Арбенин слуге: Что, барыня приехала домой?

Слуга: Нет-с.

А: А когда же будет?

С: Обещалась в двенацатом часу.

А: Теперь уже час второй,-

Не ночевать же там она осталась!

С: Не знаю-с.

А: Будто бы? Иди свечу

Поставь на стол, как будет нужно,

Я вскричу.

(Слуга уходит: он садится в кресло).

Он ждет себе..., а я...

Н: Ах, мой творец!..

А: Послушай ... нас одной судьбы оковы

Связали навсегда... ошибкой, может быть;

Не мне и не тебе судить.

(Сажает на колени ее и целует!).

Ты молода летами и душою,

В огромной книге жизни ты прочла.

Один заглавный лист, и пред тобою

Открыто море счастия и зла.

(Она ласково смотрит на него и проводит рукой по волосам).

Н: Ты странный человек! Когда красноречиво ты про любовь

Свою рассказываешь мне,

И голова твоя в огне,

И мысль твоя в глазах сияет живо,

Тогда всему я верю без труда,

Но часто...

А: Часто?

Н: Нет, но иногда!

А: Я счатстлив... я с тобой!...

А: Вот женщина! знаю я давно

Вас всех, все ваши ласки и упреки,

Но жалкое познанье мне дано,

И дорого плачу я за уроки!...

(Подходит к двери и слушает)

Что делает она: смеется, может быть!...

Нет, плачет. Жаль, что поздно!...

Нет, плачет. Жаль, что поздно!

(Уходит).

  • Учитель представляет учеников, сыгравших роли.

  • Учитель: Второя страничка нашего журнала посвяшена музыке - Лермонтов и музыка. И пройдет она в форме тест-опроса.

(на экране появляется название второй страницы)

Лермонтовские стихи, положенные на музыку, создают новое ощущения. Благодаря русским композиторам они вошли в скровищницу классической музыки. Если вы сможете правильно ответить на вопросы, то получите возможность еще раз прослушать песни и романсы на стихи Лермонтова.

Тест : «Белеет парус одинокий» впервые исполнил:

А) С. Лемешев.

Б) Е. Нестеренко.

В) И. Козловский.

3 «Лезгин» из какой оперы:

А) «Мцыри»

Б) «Демон»

В) «Беглец»

Учитель: (на фоне романса)

Подводя итог этой странице, хотелось бы добавить, что вы можете прослушать еще многие музыкальные произведения, которые помогут оценить музыкальность лермонтовских стихов.

Учитель: Мы переходим к следующей странице журнала - это

Лермонтов и живопись.

(На экране появляется название)

«Я хочу рассказать вам...»

Много говорили мы на уроках о Лермонтове - художнике. О том, как рано он начал рисовать, как брал уроки живописи у профессиональных художников, как много картин были посвящены Кавказу. В художественном наследии Лермонтова-13 картин маслом, 44 акварели, 50 рисунков на листах, 220 рисунков в альбомах и более 70 эскизов. Исследователь И. Андроников писал: «Если бы поэт профессионально занимался живописью, он мог стать настоящим художником».

Вопросы: 1. Где хранятся большая часть картин Лермонтова?

2. Когда впервые Лермонтов начал рисовать? В каком возрасте?

3. Основная тема картин Лермонтова?

4. В каком году был написан автопортрет поэта?

(Ответы: 1. Московский и Санкт-Петербургский литературные музеи.

2. В возрасте 3-4 лет.

3. Тема Кавказа.

4. В 1837 году.)

Чтец: Отрывок из поэмы «Демон» / после 3 вопроса /.

Учитель: Хотелось бы вспомнить слова И. Андроникова:

«Картины Лермонтова - это не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов».

«Любимые строки» - так назвали мы эту страницу. Сейчас гости должны, по желанию, прочитать самое любимое свое стихотворение из лирики Лермонтова, т.к. по обычаю нашего казахского народа гостям представляется самое почетное слово.

(Выступление гостей).

Учитель: поэзия, музыка, танец - сплетение этих понятий создает полную гармонию души.

В исполнении танцевальной группы мы предлагаем Бальный танец.

  • Бальный танец (под песню «Как упоительны в России вечера»).



© 2010-2022