• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна

Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна

Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока:  урок-игра, усвоение новых знаний Программа: Русский язык: программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (сост.: Е.П. Голобородько, Н.Г. Озерова, Г.А. Михайловская, В.И. Стативка, Л.В. Давидюк, Е.И. Быкова) Цели и задачи: - дать учащимся понятие о правописании слов с пол-, полу-; - сформировать навык правильного написания слов по данному       правилу; - способст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный предмет: русский язык 5 класс.

Раздел: Словобразование. Орфография

Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-.

Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний

Автор: Нечаева Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы Артемовского учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №11 им. Артема - многопрофильный лицей» Артемовского городского совета Донецкой области

Программа: Русский язык: программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (сост.: Е.П. Голобородько, Н.Г. Озерова, Г.А. Михайловская, В.И. Стативка, Л.В. Давидюк, Е.И. Быкова)

Оборудование: алгоритм, карточки-задания, Рудяков А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке» - К.: Грамота, 2013.

Цели и задачи:

- дать учащимся понятие о правописании слов с пол-, полу-;

- сформировать навык правильного написания слов по данному

правилу;

- способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы,

развивать навыки алгоритмизации;

- формировать умения и навыки связной речи, развивать интерес к

учению;

- формировать коммуникативную, информационную,

саморазвивающую и креативную компетенции;

- содействовать нравственному воспитанию.

Модель урока

I. Слово учителя о целях и задачах урока. Мотивация учебной деятельности.

В этот день я рада встрече со своими пятиклассниками и желаю, чтобы наша встреча прошла интересно, чтобы вы проявили свои способности, творчество. Давайте в полусерьезном, полушутливом тоне проведем урок под кодовым названием «Следствие ведут знатоки...»

II. Введение в тему урока

Каждый из вас на столе видит определенный предмет. Глядя на него, помогите определить мне тему урока. (На столах лежат предметы: пол­яблока, пол-ореха, пол-Европы, пол-Африки (вырезаны из карты), полконфеты, полмандарина, пол-лимона, пол-листа, отдельно сидит ученик, на столе которого лежит поллитровка(банка)).

III. Работа по теме урока

  1. Уч-ся называют предметы, учитель записывает слова в четыре столбика и просит обратить внимание на то, как записаны эти слова:

Пол-лимона пол-яблока пол-Европы полконфеты

Пол-листа пол-ореха пол-Африки полмандарина

Поллитровка (искл.)

В моем обращении к вам я употребила слова с полу-. Запишем их: полусерьезно, полушутливо. Обратить внимание, как пишутся слова с полу-

2. Составление алгоритма

Алгоритм

1. Если слово начинается с полу-,

Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна,

пиши слитно: полушубок

2. Если слово начинается с пол-, посмотри, есть ли после этого слова гласная,

Л или прописная буква:

Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна,Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна,

есть Л, гласная, прописная - нет

Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна,Учебный предмет: русский язык 5 класс. Раздел: Словобразование. Орфография Тема: Написание сложных слов с пол-, полу-. Тип урока: урок-игра, усвоение новых знаний Автор: Нечаева Надежда Николаевна,

пиши через дефис: пиши слитно:

пол-яблока, пол-лимона, полмандарина

пол-Европы. Исключения: поллитровка, но пол-литра.

3. Работа с учебником, упражнение № 487 (1)

- Сделайте выводы, правильно ли мы сформулировали правило и подтвердил ли наши выводы учебник?

4. Чтобы закрепить и запомнить правило, выполните задание № 2 упражнения № 487, прочитав шуточное стихотворение А. Хайта.

5. Составьте диалог с соседом по парте на изученное правило (взаимопроверка).

IV. Рефлексия:

1. Выполнение упражнения № 488 (устно) методом «Микрофон».

2. Выборочный диктант (по вариантам).

I вариант: выписать сова, которые пишутся слитно;

II вариант: - через дефис.

Пол-ананаса, полбанана, полвосьмого, пол-одиннадцатого, пол-Японии, полугодовой, полторта, полусапожки, полстены, пол-литра, пол-листа, полгорода, пол-Артемовска, пол чайной ложки.

3. Этимологическая работа.

Полушка - древнерусское слово, от полуха - половина, образованного посредством - уха от поль - «половина» - «мелкая медная монета в четверть копейки».

4. Словарный диктант - кроссворд. (По лексическому значению слова

уч-ся должны определить слово с пол- или полу- и правильно его

записать.)

1 .Закрытые туфли на шнурках, пуговицах (полуботинки).

  1. Слабое освещение (полусвет).

  2. Очень дешево (полцены).

  3. Емкость в 500куб.см (пол-литра).

  4. Легкая еда между обедом и ужином (полдник).

  5. Тусклое, слабое освещение (полутьма).

Зачитать, объяснить написание.

На карточках записаны опорные слова.

5. Творческие задания (работа в группах).

Уч-ся получают конверты с заданиями по написанию сочинений разных жанров.

  1. Сочинить лингвистическую сказку по данному правилу, используя начало: «В царстве-государстве под названием Грамматика жили-были слова, которые имели значение «половина» и начинались с пол- или полу-. Несчастная была у них судьба…».

  2. Сочинить юмористический рассказ «Как я собираюсь в школу», используя слова:

(полу)сонный, (пол)пасты, (полу)одетый, (полу)ботинки, (пол)чашки, (пол)котлеты, (пол)восьмого, (полу)пальто.

3. Сочинить рассказ-ужас, используя опорные слова: (пол)ночь, (полу)мгла, (полу)маска, (полу)свет, (полу)темный, (полу)тень, (пол)стены, (полу)живой), (пол)беды.

4. Сочинить рассказ-путешествие «В тропическом лесу», используя данные слова:

(Пол)года, (пол)страны, (полу)мрак, (полу)раздетый, (пол)кокоса, (пол) банана, (пол)реки.

  1. Проверка творческих работ.

V. Подведение итогов урока.

1. Выполнение упражнения № 492 (2,3) «Четвертый лишний»

2. Заполнение индивидуальной карточки (Рефлексия).

Приобрел (а) знания

+

-

Сформировал (а) умения

+

-

1. Теоретические знания о написании слов с пол-, полу

2.Умение создавать алгоритм по применению правила.

1. Находить слова на данное правило.

2. Правильно писать слова с пол-, полу-.


  1. Создавать творческие высказывания с использованием слов по применению данного правила.

Самооценка


Оценка работы в группе


Общий бал


Оценка учителя


VI. Домашнее задание: закрепить материал по учебнику на стр. 186 и алгоритму, выучить стихотворение А. Хайта, упр. № 490; творческое задание: составить шуточное стихотворение с использованием слов, начинающихся с пол-, полу-.

© 2010-2022