Перечень тем учебно-исследовательских работ по литературе для учащихся 10-11 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО

ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация

ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе»

п/п

Темы

учебно-исследовательских работ

по предмету

Класс

Комментарии

1

Цветовые образы в произведениях писателей XIX века.

10

Коллективный. Рассчитан на весь учебный год. Объект исследования - тексты

произведений А.Н.Островского («Гроза»),

И.С.Тургенева («Записки охотника»), Ф.М.Достоевского («Преступление инаказание»), Л.Н. Толстого («Война и мир»), А. П.Чехова («Ионыч», Человек в футляре»). Оформление результатов исследования в сборник статей, адресованный следующим поколениям десятиклассников. Книга для школьной библиотеки. Участие в конкурсе ученических исследовательских проектов, который проводится 2 раза в год в гимназии и 1 раз в год на муниципальном и региональном уровнях.

2

Роль цветописи в рассказах И.С.Тургенева «Записки охотника».

10

Групповой проект. На примере одного рассказа (по выбору учащихся). Возможно продолжение работы в 11классе в рамках изучения творчества И.А.Бунина, А.И.Куприна. Обмен результатами исследования на уроке «Образ Родины» в творчестве Тургенева. Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века»

3

Состояние мира и его цветовое воплощение в романе Достоевского «Преступление и наказание».

10

Возможно продолжение работы над жёлтым цветом на уроках по изучению романа

Толстого «Война и мир» (Болконский впервые увидел Наташу именно в жёлтом платье. Почему Толстой так «одевает» свою

любимую героиню?). Презентация на уроке «Художественные особенности романа Достоевского «Преступление и наказание». Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».

4

Платок Катерины и мармеладовская шаль.

10

Возможно продолжение проекта в рамках изучения романа Толстого «Война и мир». Сопоставить белый цвет платка Катерины с белым цветом нарядов Элен Курагиной. Презентация на уроке по выявлению авторского отношения к героиням

(Островский- Катерина, Достоевский-Соня Мармеладова). Участие в конференции. «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».


5

Наташа и Андрей.

Цветопись отношений.

10

Групповой проект. Проект-исследование в рамках диалога с текстом.

6

Наташа и Соня. Цветоваая гамма нарядов героинь.

10

Групповой проект. Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Обмен результатами исследования для ответа на вопрос «Разрыв с князем Андреем - вина или судьба Наташи Ростовой?». Урок - дискуссия. Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».

7

Наташа и Элен. Цветоваая гамма нарядов героинь.

10

Групповой проект. Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Обмен результатами исследования на уроке «Мысль семейная в романе Толстого». Дискуссия. Искренность, чистота помыслов Наташи и лживость Элен, опасность попасть в порочный круг её влияния. Участие в конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».

8

Наташа и Борис Друбецкой. Цветопись отношений.

10

Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Умение Наташи видеть окружающих людей в цвете. «Ум сердца» героини. Участие в

конференции «Цветовые образы в произведениях писателей XIX века».

9

Наташа и Пьер. Цветопись отношений.

10

Проект-исследование в рамках диалога с текстом.

10

Цветовые детали в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре».

10

Проект-исследование в рамках диалога с текстом. Цветопись «футлярной жизни». Публичное выступление с последующим общеклассным обсуждением.

11

Цветовые детали в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

10

Участие в конкурсе ученических исследовательских проектов, который проводится 2 раза в год в гимназии и 1 раз в год на муниципальном и региональном уровнях.

12

Диалог героев произведений писателей 19 и 20 веков.

10

Урок-защиты проектов. Коллективный.

Объект исследования-прозведения писателей XIX и XX веков. Публичное выступление с последующим общеклассным обсуждением.

Проводится в 10 классе в конце I полугодия.

Участие в конкурсе

13

Свет естественный и свет искусственный в рассказе В. Распутина «Женский разговор».

10

Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор».

14

Две правды в рассказе В.Распутина «Женский разговор».

10

Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор». Урок в рамках «Диалога культур», проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н. Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).

15

Картины природы в рассказе В. Распутина

10

Объект исследования-рассказ В. Распутина

«Женский разговор». Урок в рамках «Диалога



«Женский разговор».


культур» проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н .Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).

16

Речь Вики и Натальи

10

Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).

17

Проблема поколений в рассказе В. Распутина «Женский разговор».

10

Урок в рамках «Диалога культур», проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н.Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).

18

Художественная деталь в рассказе В. Распутина «Женский разговор».

10

Урок в рамках «Диалога культур», проводится в классе с углубленным изучением литературы после изучения творчества А.Н. Островского. Презентация с использованием мультимедийных средств или публикация статьи в отдельный сборник критических работ старшеклассников (по выбору учащихся).

19

Наталья и Кабаниха.

10

Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор» и драма А.Н.Островского «Гроза».

20

Вика и Катерина.

10

Объект исследования-рассказ В.Распутина

«Женский разговор» и драма А.Н.Островского «Гроза». Презентация на читательской конференции.

21

Жанровые возможности рассказа. Сценарий по рассказу В.Распутина «Женский разговор».

10

Творческий. Презентация на читательской конференции.

22

Женщина-лидер или царица?

10

Объект исследования-рассказ В. Распутина «Женский разговор». Презентация на читательской конференции.

23

Проблема истинных и мнимых ценностей.

10

Объект исследования-роман И.А. Гончарова

«Обломов» и повесть Г. Бакланова «Непорочное зачатие». Презентация на читательской конференции.

24

Евгений Базаров и С.Довлатов (геройрассказчик). Мысли и поступки героев.

10

Объект исследования-роман И.С.Тургенева

«Отцы и дети» и цикл рассказов С. Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции.


25

Одежда героев

(Кирсановы, Базаров и Довлатов - геройрассказчик).

10

Объект исследования - роман И.С.Тургенева

«Отцы и дети» и цикл рассказов С.Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции.

26

Чемодан, необходимый героям Довлатова и Тургенева для путешествия по дороге жизни .

10

Объект исследования-роман И.С.Тургенева

«Отцы и дети» и цикл рассказов С.Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции

27

Базаров и Довлатов (геройрассказчик). Мысли героев о России.

10

Объект исследования-роман И.С.Тургенева

«Отцы и дети» и цикл рассказов С.Довлатова «Чемодан». Презентация на читательской конференции.

28

На полюсах Добра и Зла. (Традиции Достоевского в произведениях писателей второй половины XX века.)

11

От диалога с текстом к диалогу культур.

Произведения Ч. Айтматова («Плаха»),

В. Астафьева («Печальный детектив», «Людочка»), В.Распутина («Пожар»). После изучения творчества Ф.М.Достоевского вызывают особый интерес, убеждают в том, что свет культуры XIX века не ослабевает, проходя сквозь годы, десятилетия, века.

29

Состояние мира в романе

Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Ч. Айтматова «Плаха»

(Моюнкумы и «жёлтый

Петербург»)

11

Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха». Презентация с использованием мультимедийных средств.

30

Р. Раскольников и Авдий Каллистратов. Мысли и поступки героев.

11

Объект исследования - роман

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха».

31

Мотив веры и безверия

11

Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха». Презентация с использованием мультимедийных средств.

32

Соня Мармеладова и Авдий Каллистратов. Проблема идеала.

11

Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч.Айтматова «Плаха». Публичное выступление с последующим общеклассным обсуждением.

33

Соня Мармеладова и Людочка. Поединок с судьбой: победа или поражение.

11

Объект исследования - роман Достоевского

«Преступление и наказание» и рассказ В.П.Астафьева «Людочка». Презентация с использованием мультимедийных средств.

34

«Двойники» Раскольникова и «архаровцы».

11

Объект исследования - роман Достоевского

«Преступление и наказание» и повесть В.Распутина «Пожар». Презентация с использованием мультимедийных средств.

35

Сошнин и Раскольников.

Мысли и поступки героев.

11

Объект исследования - роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и роман В.П.Астафьева «Печальный детектив». Презентация с использованием мультимедийных средств.

36

Раскольников и Бостон.

Мысли и поступки героев.

11

Объект исследования - роман

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и роман Ч. Айтматова «Плаха».

Публичное выступление.

ЛИСТ САМОЭКСПЕРТИЗЫ

Перечень тем учебно-исследовательских работ по литературе для учащихся 10-11-х классов разработан полностью. Определены информационные ресурсы, выявлены возможности для реализации исследовательской деятельности по литературе для учащихся 10-11 классов с углубленным изучением предмета. Учащимся можно предложить коллективные формы исследовательской работы по темам: «Цветопись в произведениях писателей XIX века», «Диалог героев произведений писателей XIX и XX веков», «На полюсах Добра и Зла (традиции Достоевского в произведениях писателей второй половины XX века)». В рамках коллективного проекта определены темы индивидуальной, групповой учебно-исследовательской работы для свободного выбора учащихся.

Изучены рекомендации для оформления продукта в соответствии с темой стажировки, рекомендации к презентации образовательного продукта.

Оформлен продукт в соответствии с рекомендациями, подготовлена презентация образовательного продукта.

Разработка перечня учебно-исследовательских работ по предмету помогла на практике обратиться к новым педагогическим технологиям, выявить особенности учебно-исследовательской деятельности как образовательной технологии, направленной на реализацию ФГОС среднего(полного)общего образования.

© 2010-2022