Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».

Цели: 1) познавательные: - приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;

-формирование представления об особенностям стиля автора;

-подготовка к написанию мини-сочинения;

2) развивающие: -развитие образного мышления;

- приобщение к творчеству поэта;

3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;

- привитие любви к русской поэзии.

Ход урока.

  1. Беседа учителя.

Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.

Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.

-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.

( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).

- Как можно охарактеризовать это время?

(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).

- В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.

КАРТОЧКА.

Основные принципы символизма.

- Основная поэтическая категория - символ.

-Многозначность символа.

- Особая музыкальность стиха.

- «Я» - в центре всего (эгоцентризм).

- «Двоемирие».

- Поэзия символизма - выражение души поэта.

- Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.

( Ученик делает сообщение для класса).

- Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.

КАРТОЧКА.

- Культ мгновения.

- Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.

- Ведущая тема - тема света, тема постоянного движения.

2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмонта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Учитель читает стихотворение.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

- Какие картины возникли в вашем воображении?

(Закат солнца. Высокая башня….)

-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?

(Повторы).

-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).

- Повтор - очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?

(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

- В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

- Ещё какие-то особенности вы заметили?

(Часто употребляется личное местоимение «я»).

- Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).

-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.

- Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

- Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).

- Да, переносное значение - это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.


3. Лингвистический анализ текста.

- С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

- А кто подразумевается под «Я»?

(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

- Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

- Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

- Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?

(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

- Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

- Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней - к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

- А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий - это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

- В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений - выше шёл - ясней рисовались).

- Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали - значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта - они яснее.

… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

- Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

- Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение - циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

4) Чтение стихотворения учащимся.

- Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.

- Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.

- Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

- Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.

- Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала - Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».


5) Написание мини-сочинений.

Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.

Темы сочинения.

  1. Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»

  2. Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.

  3. Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.



4,9 / 5 (13)
загрузить
© 2010-2018