Сказка-повесть «Ромашки для Маши» 5 глава

"Описание материала: Описание материала исоверкано для оригинальности. Для прочтения осмысленного текста необходимо скачать прикреплённый файл. Ромашки для ягод. варенье сварит мама. Моё любимое. Машав беседку, слушала пение птиц и думала. Ее мечта - поехать в Москву - стала еще крылатей. Васильевнасложной темы «Не с писатьраздельно. Маша написания не с существительными и прилагательными. - Эврика! - воскликнула Маша. - Две темы, а правило почти одно и то же. У сейчас получится вот такое правило. Слушай, употребляется с не-может -Муся! эта часть правила - Если к прилагательному относятся слова далекоинтересом. - А теперь потренируюсь. Маша знала истину, что знания -это умения и навыки. В учебнике девочка карандашиком выполнила несколько упражнений, объясняла вслух, почему пишется слитно или раздельно
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ромашки для Маши.

5 глава.

Увлеченная своими занятиями, Маша не заметила, что уже созрела её любимая вишенка. Деревце стояло румяное, нарядное у самого крыльца. Веточки наклонились к земле от спелых вишен. Маша сорвала несколько ягод.

- Спасибо, вишенка. А какое вкусное варенье сварит мама. Моё любимое.

Маша пошла в беседку, слушала пение птиц и думала. Ее мечта - поехать в Москву - стала еще крылатей. Маша упорно шла к цели.

- Что же мне еще надо выучить? - сказала вслух девочка.

Она вспомнила, как Антонина Васильевна говорила ей, что надо серьезно заняться изучением сложной темы «Не с существительными и прилагательными».

- Да, - задумчиво проговорила Маша, - это правило я знаю плохо.Всегда путаю, когда писать не с существительными слитно, а когда раздельно.

Маша читала параграф вслух. Её кошечка Муся уселась рядом, слушала Машу и мурлыкала. Девочка нашла много общего в правописании слитного и раздельного написания не с существительными и прилагательными.

- Эврика! - воскликнула Маша. - Две темы, а правило почти одно и то же. У меня сейчас получится вот такое правило. Слушай, Муся!

Не с существительными и не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно:

Во-первых, если слово не употребляется без не. Например, ненастье, нерадивый,невзгоды.

Во-вторых, если существительное и прилагательное с не-может быть заменено синонимом без не - или близким по значению выражением. Например, неправда (ложь), нелживый (правдивый), независимость (свобода).

Не с существительными и не с полными краткими прилагательными пишутся раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а. Например, не правда, а ложь; не решительный, а робкий; не громкий, а тихий. Маша обратилась к кошечке, которая пела нежно песни.

-Муся! Вот эта часть правила - новая. Если к прилагательному относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, то такие слова пишутся раздельно. Например, нисколько не самостоятельный человек, вовсе не внимательный ученик.

Маша быстро запомнила это правило, потому что хорошо поняла всё то, что читала. Изучала с интересом.

- А теперь потренируюсь.

Маша знала истину, что знания -это умения и навыки. В учебнике девочка карандашиком выполнила несколько упражнений, объясняла вслух, почему пишется слитно или раздельно то или иное слово. Эти слова она написала на лепестках ромашек.

(не)вежливый

(не)

добрый

(не) лепый

ничуть (не) интересный

вовсе (не)добросовестный

(не) решительный

(не) наглядный

1









(не) робкий, а смелый

ничуть (не) добросовестный

далеко (не) удачный ответ

(не) вежливый, а грубый.

(не) мелкий, а глубокий

вовсе (не) интересный

совсем (не) решительный

2







(не) отложный

(не) вежество

(не) настный

Пищ.вой

(не) серьезность

(не) внимательность

(не) весёлый

(не) счастье

Лиц.вой

3







А задания были такие:

В какой ромашке все слова пишутся только слитно?

В какой только раздельно?

В какой ромашке слова с не пишутся и слитно, и раздельно?

Маше захотелось написать рассказ или сказку. Она вышла из беседки, прошлась по саду,

её поприветствовал Дружок, соседский щенок. Он подбежал к забору. Маша протянула ему руку, погладила его. Дружок стал махать хвостом, что означало: готов к общению.



- Дружок, хочешь, сочиню сказку о тебе и твоём хозяине Юрке.

Дружок, конечно, не возражал. Маша вернулась в беседку.

- Юрка, Юрка, - с сожалением проговорила Маша. - Тебе бы тоже надо заняться учебой.

Юрка был одноклассником Маши. Способный мальчик, но ленивый, поэтому у него были неприятности в школе и дома.

- А ведь Дружок должен ему помочь, - твердо сказала Маша.

И вдохновенно принялась за работу. Через 2 часа она подошла к соседскому забору и звонко крикнула:

- Юра! Иди сюда и позови Дружка.

- Некогда, - отмахнулся Юрка.

- Юра! Пожалуйста, прошу тебя! Послушай, что я написала.

- Ладно, давай, но только быстро.

Маша стала читать сказку, которую она сочинила на одном дыхании.

Юра шел в школу. По дороге к нему привязался щенок.

- Что дома не сидится? - полусонным голосом спросил Юра.

Щенок смотрел на него добрыми глазами, которые спрашивали: " Почему ты такой грустный, Юра?" Юра разговорился с ним и назвал его Дружком.

- Да вот, Дружок, не хочу идти в школу и получать "2" по русскому языку за невыученное правило.

- А может, что-нибудь придумаем? - говорили глаза Дружка.

- А что можно придумать? - буркнул Юра.

- А давай вместе выучим правило!- воскликнул Дружок.

Юра посмотрел на часы. До начала первого урока оставалось еще полчаса, а идти до школы пять минут. Мальчик сел на лавочку возле дома, где росли стройные березки. Он открыл учебник, стал читать " Слитное и раздельное написание не с существительными и прилагательными."

- Какая скука! - зевая, проговорил Юра. Дружок, в отличие от Юры, внимательно слушал, затем радостно сказал:

- Давай составим рифмы, чтобы лучше запомнилось это правило.

Щенок на минуту задумался и тут же стал декламировать:

Не хочу быть невеждой

И не буду невежей.

Устраню неурядицы -

И все наладится.

Уйдет ненастье,

Хочу ведь счастья.

Я буду учиться на "5",

Хочу много знать!

Юра улыбнулся, обнял Дружка и проговорил слова, которые без не- не употребляются.

- А теперь ты сочиняй, чтоб только слова с не писались и слитно, и раздельно, - предложил Дружок.

- Ладно, Дружок. Только я еще раз прочитаю правило.

Юра впервые стал внимательно читать тему. Ему было неловко перед щенком, который смотрел на него доверчивыми глазами. Мальчик старался.

Через несколько минут он сказал Дружку: " Слушай".

Ты меня, Дружок,

Избавил от недуг,

Огонь в душе зажёг.

Я был нерешительным,

Верил небылицам,

Но я могу быть сильным -

Ты будешь мной гордиться.

- Спасибо за добрые слова! - сказал Дружок Юре.

- Нет, тебе спасибо, Дружок, ты мне сильно помог. Я побегу.

Юра с сияющим лицом забежал по звонку в класс. Начался урок. Антонина Васильевна попросила Юру привести свои примеры слитного и раздельного написания с не -. Юра уверенно прочиталто, что они сочинили с Дружком и объяснил, что слова невежда, невежа, ненастье, неурядица, недуг пишутся слитно, потому что без не- не употребляются. А не приятель пишется в данном случае раздельно, так как перед словом есть отрицательная частица. Слово нерешительным пишется слитно, так как это прилагательное можно заменить синонимом робким, и у этого слова нет противопоставления с союзом а и таких слов: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Антонина Васильевна была довольна ответом Юры, она поставила ему "5".

Это была первая отличная оценка по русскому языку. Юра пулей вылетел из школы. Дружок поджидал его все 5 уроков. По сияющему лицу Юры щенок все понял.

- Молодец! Так держать! - громко сказал Дружок Юре.

Все это время, когда Маша читала сказку, Юрка удивленно смотрел на нее, а потом сказал!

- Ну и ну! Ты делаешь успехи, Машка!Писательницей хочешь стать?

- Да нет, Юр, я хочу в Москву поехать.

- А при чем тут Москва? - засмеялся Юрка.

- А вот если я выучу все правила, то и Москву увижу, - радостно сказала Маша.

- Считай, что ты уже в Москве, если такие сказки пишешь, - поддержал Машу Юрка.

А потом серьёзно сказал:

- Вот бы мне, правда, взяться за ум.

- Юр, давай я тебе буду помогать в учёбе. Только ты придумай себе стимул. У меня он есть, поэтому я хочу выполнить то, что наметила. Мне интересно изучать грамматику. Возьми эту сказку, ромашки, сделай задания, но прежде выучи по учебнику правила. Вот тебе учебник русского языка для 5 и 6 классов и пособие. Жду тебя через час, а потом поедем на речку.

- Не знаю, получится ли у меня.

- Получится, получится! Юра, ты только верь в это! Маша вспомнила притчу о вере. - Слушай внимательно.

В одном городе долго не было дождей, наступила засуха. И тогда священник предложили всем прийти в храм и молиться.

Много людей пришло помолиться, чтобы Бог послал дождь. Пришел и маленький мальчик, в руках у него был зонтик. Все стали смеяться над ним, и тогда мальчик сказал:

- А мы же будем молиться, и обязательно пойдет дождь.

По Юриному лицу было видно, что притча произвела на него сильное впечатление.

- Пойду заниматься, - сказал Юра бодрым голосом и убежал.

Он пришёл не через час, а через два. Маша проворчала:

- Юра, ты недисциплинированный. Я тебя жду уже битый час.

- Зачем битый час? Занялась бы чем-нибудь полезным.

Юра, размахивая руками, стал громко рассказывать Маше, как он усадил своего Дружка и учил вместе с ним правила и как Дружок убегал, а он догонял щенка и приводил на место.

- Я его отчитывал, как ученика. Представляешь, Маш, -улыбаясь, говорил Юра. - Теперь давай на речку.

- Нет! - строго сказала Маша.- Поедем, если ты объяснишь, как пишется недисциплинированный.

- «Недисциплинированный» пишется слитно. Это прилагательное, так как отвечает на вопрос «какой?». Употребляется без не -, значит, это слово можно писать и слитно, и раздельно. В предложении нет противопоставления с союзом а. Это прилагательное можно заменить синонимом - не подчиняющийся дисциплине, не соблюдающий порядок.

- Молодец, Юра!- радостно похвалила мальчика Маша. И всё же надо подбирать синонимы без не-.

- Вот ты, Маша! Не можешь, чтобы не придраться!.

Юра задумался на минуту, а потом сказал:

- Недисциплинированный. Подбираю синоним, нарушающий дисциплину.

- Вот теперь правильно. Поехали быстрее на речку. А вечером расскажешь мне, как учил правило вместе с Дружком.

Был яркий солнечный день. Юра и Маша ехали по тропинке через поле. Им было радостно видеть красивый травяной ковёр, голубое небо с белыми облаками, похожими на огромные корабли.

- Какое кругом волшебство!- воскликнула Маша.

Они остановились почти у речки, где на лугу островками цвели ромашки. Девочка нарвала букет ромашек и сплела венок. Через некоторое время они купались в реке, а затем отплыли подальше и увидели заросли жёлтых кувшинок, но срывать эту красоту не поднялась рука. Юра и Маша переглянулись. Они думали одинаково: надо беречь эту красоту, потому что природа дарит радость.

На обратном пути Маша остановилась на минуту возле ромашкового поля, подошла к цветам и что-то им прошептала. Юре ничего не сказала.

Вечером Маша внимательно слушала Юру. Он без запинки рассказал тему «Не- с существительными и прилагательными».

- Ну как?- взволнованно спросил мальчик.

- Сейчас дам рецензию на твой ответ. Он по теме, правильный, полный.Ты, Юра, ничего ни упустил, привел примеры, причём не из параграфа. Твой ответ был последовательным, и говорил ты правильным литературным языком.

- Юра, ты получаешь «пятёрку», - похвалила Маша Юру.

- Как? - удивился мальчик.

- Да, вот так можно учиться. Смотри, пойдёшь в школу, чтобы ты меня не подвёл, Юрка!

- Маш! А ты знаешь, почему я пришёл к тебе через 2 часа. Я ведь учил, как пишутся глаголы с не-.

- И как? - заинтересованно спросила Маша.

- Всегда раздельно (не был, не ходил, не учил, не хотел), кроме слов, которые без не-, не употребляются. Например, ненавидеть, неистовствовать, невзлюбить. Знаешь, мне было трудно разобрать, где какая часть речи. Потом я повторил, что существительные отвечают на вопрос кто? что?; прилагательные - какой? чей?, а глаголы - что делать? что сделать?. И ещё Маш, знаешь, что я открыл?.

- О! Ещё один Колумб,- иронично проговорила Маша. - Что же?

- Слова любой части речи пишутся слитно, если без не- не употребляются. Например, ненастье, неуклюжий, нелепо,

- Молодец! - улыбнулась Маша, - делаешь успехи.

- Не хвали, а то нос задеру! - засмеялся Юра. - Но это ещё не всё!.

- Юра! Ты сегодня с сюрпризами.

Мальчик сиял:

- Да, Маша, я тебе порадую. Думаешь, почему я задержался?

Учил такое правило, которое вообще не знал. Это местоимение. Юра залпом рассказал его:

- Если не- и ни- отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно, например, ни у кого, не с кем, А ещё я ромашки нарисовал. Юра отдал Маше ромашки.

- Какие красивые! Как ты аккуратно написал задания, старался. Спасибо, Юра.

Юра опять засмущался:

- Маша, ты выполнишь эти задания?

- В какой ромашке все отрицательные местоимения пишутся раздельно ? В какой только слитно? И в какой и раздельно, и слитно?



(ни) кого

(ни) чего

не(с)кого

ни(в)

чем

не(с)кем

ни(о)чем

папа

ннн

(ни) кем

1





ни(к) чему

ни(на)кого

ни(в)чем

не(на)кого

ни(для) чего

ни(о)чем

ни(от)кого

2

(не) чем

(ни)

чего

(не) чего

(не)

кем

(ни) кого

(ни) чему

(ни) кому

3







- Юр, сейчас повторю это правило. Я не помню его. Могу и ошибки сделать. Она, прочитав параграф, легко стала рассказывать Юре:

- Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не и ни. Они выражают отсутствие чего - либо: предмета, признака, количества. Приставка не всегда ударная, приставка ни безударная.

Эту часть правила Маша проговорила несколько раз, чтобы лучше запомнить. Девочка сделала задания правильно. Теперь Юра похвалил Машу. Ему понравились примеры, которые привела Маша. Это были пословицы: Кто оторвался от друзей, тому не на кого рассчитывать. Глуп совсем тот, кто не знается ни с кем. Не с кого спрашивать, когда сам виноват.

- Юра, я запишу сейчас эти пословицы в свой дневник. В них мудрость народная. Мне нравится вникать в смысл пословиц, они приглашают к размышлениям, к наблюдениям, к анализу своих поступков.

Маша стала Юре объяснять орфограммы:

- Местоимения не с кого, не на кого, ни с кем пишутся раздельно, так как ни и не отделяются от местоимением предлогами ( на, с).

- Юра, - сказала Маша, - наша учительница Нина Петровна говорила, что отрицательные местоимения с не- и ни- пишутся или в одно слово, или в три. Почему я ее не слушала...

Также Маша объяснила, в каком случае пишется не-, а в каком ни-.

-Ни с кем. Пишу и, потому что без ударения, не с кого, пишу е, потому что под ударением.

Юра внимательно слушал, кивал головою. Ему было интересно с Машей изучать грамматику.

-Маша! А еще я повторил правописание не с наречиями и причастиями.

- Так мы это не учили, Юр! Не перебивай! - строго сказал Юра Маше. -

В пособии я нашел вот такую, таблицу. Смотри!

Маша внимательно рассматривала и читала написанное.

- Знаешь, Маш, я понял, что у существительных, прилагательных и наречий одно правило.

- И почему? - удивленно спросила Маша.

- А потому! Ведь прилагательные образованы от существительных, а наречия от прилагательных. И поэтому у них одинаковые зависимые слова: отнюдь, вовсе, далеко, ничуть и другие. Ты ошиблась, посчитав, что к существительным они не относятся. Например, далеко не правда, вовсе не ложь. Эти существительные пишутся раздельно, так как у них есть зависимые слова.

Маша не верила своим ушам.

- Неужели Юра знает больше, чем я?- подумала она и опустила глаза.

- Маша! А еще ты не повторила, как пишутся не с причастиями. Ты забыла, что мы учимся по учебникам С. И. Львовой и В. В. Львова. Эту тему мы изучали в 6 классе. Надо помнить, что не с краткими причастиями всегда пишутся раздельно. Например, задания не выполнимы, примеры не решены, стихи не написаны. А не с полными причастиями пишутся раздельно, если есть зависимые слова в отличие от существительных, прилагательных и наречий. Например, не скошенная вчера трава, сегодня не прекращающийся дождь.

- Юра, ты такой умный? Молодец! Что на тебя повлияло?

- А ты забыла уже? Кто мне говорил верить в себя, верить по - настоящему? Мне помогла притча. А еще я придумал себе стимул,

- Скажи, Юр, какой?

- Нет, пока помолчу. Чуть попозже скажу.

Маша не стала настаивать.

- Юра, хватит сегодня заниматься. Спасибо тебе.

- Тебе тоже огромное спасибо за этот день.

Юра убежал домой, а Маша, как обычно, написала письмо Королю цветов, в котором подробно рассказала, какой замечательный день был у нее сегодня. Когда была поставлена точка в последнем предложении, прилетел голубь и взял письмо Маши.

© 2010-2022