Урок-игра по литературе в 6 классе «Люблю, где повод есть, пороки пощипать. .. » ( по творчеству И. А. Крылова)

Предлагаю разработку нестандартного итогового урока (урок-игра) по изучению басен И. А. Крылова с использованием интерактивных методов, что позволяет активизировать социальную компетентность учащихся и их продуктивную творческую деятельность. На таком уроке дети учатся делать выбор, принимать решение, стимулируется творчество учеников, формируется умение видеть проблему и находить пути ее решения. Басни И. А. Крылова занимают значительное место в русской литературе, так как открывают широкие и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родниковский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия» Симферопольского района АР Крым


6 класс




Урок-игра по литературе

« Люблю, где повод есть, пороки пощипать…»



Учитель русского языка

и литературы,

специалист высшей

категории,

старший учитель,

учитель-методист,

заслуженный учитель АРК

Бондарчук Анжелина

Витальевна





Цель:

обучающая: систематизировать знания учащихся о творчестве И. А. Крылова,

выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых

басен;

развивающая : развивать творческие способности учащихся (выразительное чтение басен, инсценирование, создание иллюстраций);

воспитательная: воспитывать эмоциональную сферу учащихся при выразительном чтении и инсценировке басен; воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, фотография памятника И. А. Крылова в Летнем саду Санкт-Петербурга, выставка книг с произведениями русского баснописца, выставка рисунков учащихся, детские игрушки, костюмы зверей.


Ход урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова русский народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. Очень ярко проявился талант Крылова в баснях. Басни писали и до Ивана Андреевича, но он писал так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год на уроках литературы мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний урок проведём в виде игры, которая позволит выявить команду лучших знатоков басен.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель читает стихотворение М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.


Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

По мере продолжения рассказа учителя шестиклассники, переодетые в костюмы животных, занимают позиции вокруг сидящего на стуле ученика, изображающего И. А. Крылова. Таким образом перед присутствующими возникает «памятник » Крылову, о котором дальше пойдет речь.

Двое учащихся рассказывают о памятнике в Летнем саду.

В 1855 г, после двухгодичного сбора народных денег, в Летнем саду Санкт- Петербурга был воздвигнут памятник И. А. Крылову. Бронзовый баснописец сидит в глубокой задумчивости на высоком пьедестале в спокойной, непринужденной позе с непокрытой головой. Его летнее пальто расстегнуто. На коленях он держит раскрытую книгу и как будто читает ребятишкам басни.

Таким запечатлел его талантливый скульптор П. Клодт, победивший в конкурсе. Пьедестал памятника украшен рельефными бронзовыми фигурками различных животных - персонажей басен Крылова. Скульптор задумал показать сами басни. Точнее - их героев.

Вначале Клодт вместе с художником Агиным стал рисовать эскизы животных. Для этого ему нужны были живые звери. С царской охоты прислали волка, дядя из Новгорода - медведя, художник Боголюбов с острова Мадера прислал забавную макаку. Потом появились осёл, журавль, лисица, овца, ягнята. Все они жили в клетках в мастерской. Когда работы были закончены, всех животных передали в зверинец. У скульптора остались только кот, петух и Журя. Но и сегодня вы их можете увидеть всех вместе. Правда, бронзовых в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Затем учитель предлагает ребятам в течение урока вспомнить все, что им известно о баснях И. А. Крылова и героях, играя, инсценируя, проявляя свои творческие способности, еще раз поговорить о том, в чем ценность литературного наследия великого баснописца. Напоминает, что урок будет проходить в форме соревнования, в котором будут состязаться две команды учащихся класса по 5 человек. Следить за соревнованием будут члены жюри, оценивая достижения учащихся в определенных номинациях.


  1. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Номинация «Литературная разминка»

Учитель выразительно читает отрывки из басен и стихотворений, а команды работают с сигнальными карточками: если отрывок из басни, поднимают зеленые карточки, если - из стихотворения, соответственно, - красные.


  1. Лев пестрых невзлюбил овец.

Их просто бы ему перевести нетрудно,-

Но это было бы не правосудно-

Он не на то в лесах носил венец,

Чтоб подданных душить, но им давать расправу;

А видеть пеструю овцу терпенья нет


  1. Лягушка, на лугу увидевши Вола,

Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:

Она завистлива была.

И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.


  1. Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

Живой, по-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.


  1. Чижа захлопнула злодейка-западня:

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А голубь молодой над ним же издевался.


  1. Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.


  1. Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.


  1. И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


  1. По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас…


  1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в краю далеком?

Что кинул он в краю родном?

Ключ: отрывки из басен - 1,2,4,6,8

Чаще всего дети безошибочно на слух определяют отрывки из басен и стихотворений. Похвалив учащихся, можно предложить им поработать с понятиями теории литературы, с которыми они знакомы еще с начальных классов.

Номинация «Карта жанра»

С этой целью формулируется следующее задание: восстановить схему жанра «басня», выбрав нужные элементы, закрепленные на отдельных листах на доске; подготовить рассказ о нём. Создается своеобразная «карта жанра». (Правильные ответы выделены голубым цветом.)

Урок-игра по литературе в 6 классе «Люблю, где повод есть, пороки пощипать...» ( по творчеству И. А. Крылова)

После создания «карты жанра» обсуждаются отдельные литературные термины:

  • Что такое басня?

Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

  • Как объяснить значение слова иносказание?

Иносказание - выражение иного, другого, скрытого смысла

  • Что такое аллегория?

Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за ягненком - беззащитный человек.

  • Как вы понимаете выражение «мораль басни»?

Мораль - это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Номинация « Домашнее задание».

Команды на предыдущем уроке получили задание приготовить пантомиму «Немое кино» по предложенным басням, и их инсценировку.

В это время учащиеся другой команды, сидящие за партами, записывают в тетради названия басен, которые они узнали. Затем происходит озвучивание.

(Для домашнего задания лучше предложить ребятам хорошо знакомые басни: « Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Зеркало и Обезьяна», « Мартышка и очки», «Демьянова уха», «Листы и Корни» и др.)

Номинация « Лучший знаток басен Крылова»

Учитель читает отрывки из басен И.А.Крылова, учащиеся обеих команд говорят, из какой они басни.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть вредна, гнусна.

«Ворона и Лисица»

А жаль, что незнаком

Ты с нашим Петухом.

«Осел и Соловей»

Чтоб музыкантом быть,

Так надобно уменье.

«Квартет»

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся!

«Волк и Журавль»

Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,

Все ваша музыка плоха!

«Кукушка и Петух»

То к темю их прижмет,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет.

«Мартышка и очки»

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела…

«Стрекоза и Муравей»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

«Лебедь, Рак и Щука»

«Смотри-ка, говорит, кум милый мой !

Что это там за рожа?»

«Зеркало и Обезьяна»

Голодная кума залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

«Лисица и виноград»

«Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит,-

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

«Свинья под дубом»

Номинация «Литературная дуэль»

Капитаны команд последовательно произносят цитаты из басен Крылова, ставшие крылатыми выражениями. Побеждает тот ученик, который последним называет цитату.

Приводим возможный перечень цитат из басен И.А.Крылова:

А Васька слушает да ест…

«Кот и Повар»

А ларчик просто открывался.

«Ларчик)

А Моська, знать, сильна, коль лает на Слона.

« Слон и Моська»

Кукушка хвалит Петуха за то,

что хвалит он Кукушку.

« Кукушка и Петух»

У сильного всегда бессильный виноват.

«Волк и Ягненок»

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

« Квартет»

Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши!

«Стрекоза и Муравей»

Да только воз и ныне там!

« Лебедь, Щука и Рак»

А жаль, что не знаком ты с нашим Петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился.

«Осел и Соловей»

Если голова пуста, то голове ума не придадут места.

«Парнас»

Избави, Бог, и нас от эдаких судей!

« Осел и Соловей»

Орлам случается и ниже кур спускаться,

Но курам никогда до облак не подняться.

«Орел и куры»

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

«Зеркало и Обезьяна»

Сильнее кошки зверя нет!

« Мышь и Крыса»

Демьянова уха

«Демьянова уха»

Медвежья услуга

« Пустынник и медведь»

Мартышкин труд

«Обезьяна»

Слона-то я и не приметил

« Любопытный»)

Слон и Моська

«Слон и Моська»

Номинация «Иллюстратор басни»

Этот фрагмент урока, на наш взгляд, обязателен. Учитывая возраст шестиклассников, смело можно утверждать, что учащиеся всегда с энтузиазмом рисуют собственные иллюстрации к басням Крылова. Как правило, рисуют даже те дети, которые не обладают ярко выраженными художественными способностями. Но их настолько увлекает мир произведений И. А. Крылова, герои и ситуации, в которые те попадают, что получаются неплохие детские работы.

Кроме того, мы имеем возможность поработать над развитием устной монологической речи учащихся. Поэтому в зависимости от уровня подготовки ученического коллектива можно предложить представить рисунок каждому участнику команды или подготовить двух представителей команд, которые и проведут экскурсию, рассказывая о рисунках своих одноклассников.

Номинация «Презентация героев басен» (с помощью игрушек).

Шестиклассники показывают игрушки (героев басен) и рассказывают о том, какие черты характера людей высмеивает автор. Количество рассказчиков зависит от количества игрушек. Но уместна эта форма работы в том случае, если хотя бы большая часть героев изученных басен будут охарактеризованы. Предлагаем возможный вариант такого выступления.

1ученик

В.Г Белинский назвал басни И.А.Крылова «маленькими комедиями» в стихах. Они раскрывают перед читателями яркие картины жизни русского народа в прошлом.

2 ученик

Великий баснописец высмеивал человеческие пороки. Героев своих басен он взял из русских народных сказок и показал человеческие пороки.

3 ученик

Плутоватая Лиса - хитрый, изворотливый человек, общение с которым нам не только не приносит удовольствие, но часто огорчает нас своим неприятными последствиями

4 ученик

Жадный, наглый Волк. Это образ циничных людей, пользующихся своей властью, унижающих достоинство тех, кто слабее.

5 ученик

Глупая Ворона - наивный, ограниченный человек, которого легко обмануть.

6 ученик

Несчастный Ягненок - слабый человек, страдающий от произвола и власти более сильного.

7 ученик

Высокомерный Осел - человек весьма ограниченный, но осмеливающийся судить о том, в чем совершенно не разбирается.

8 ученик

Неблагодарная Свинья - человек неблагодарный, не имеющий ценить того, что помогает ему жить.

9 ученик

Обезьяна - человек, любящий злословить, но не замечающий собственных пороков.

10 ученик

Лебедь, Рак и Щука - люди, не умеющие уступать и находить компромисс. Поэтому их совместная деятельность и не приносит желаемого результата.

11 ученик

С самых ранних лет мы читали басни Крылова, смеялись над хитрыми лисицами, трусливыми зайцами, косолапыми мишками, высокомерными мартышками, наивными моськами. Потом научились узнавать в них смешные, низкие черты и подлые страстишки людей.

12 ученик

Но я твердо уверен, что каждый из нас, читая, инсценируя басни Крылова, понимает, что нельзя быть хитрым, лицемерным, коварным и жестоким. Напротив, басни учат нас лучшим человеческим качествам: взаимопониманию, человечности, стремлению помочь другому.

Номинация «Творческая страничка».

Учащиеся читают басни собственного сочинения.

Далее предлагаем наиболее удачные, на наш взгляд, работы шестиклассников.


Жадная Лиса

По лесу бежала Лиса. Вдруг видит: стоит яблоня, вся усыпанная сочными плодами. Жалко Лисе стало делиться с другими зверями вкусными яблоками, и она вырыла у дерева яму, чтобы никто не мог полакомиться. Только кумушка управилась, к ней подошел Волк. Серый возвращался с рыбалки, нес свежую рыбку. Улов сегодня был замечательный! Лисонька слюнки проглотила и сладким голосочком попросила Волка угостить ее. Серый хорошо знал коварство Лисы, но сказал: «Конечно, угощу! А ты чем меня отблагодаришь?» «А у меня, куманек, есть такие сочные, такие спелые яблочки! И только для тебя!» Волк согласился полакомиться плодами лесной яблоньки. Лиса бросилась к дереву…и провалилась!

Не будь жадным! Не копай яму другим! Можешь сам в нее попасть!

Э. Хаирова

Белочки

Жили в лесу две Белки-подружки. Одну звали Стрелка, другую - Рыжуха. Каждую осень Стрелка старательно готовилась к приближающейся зиме. Собирала орехи, грибы, ягоды и складывала в дупло. А Рыжуха в это время беззаботно веселилась. Зимой она обращалась за помощью к своей подружке. Конечно, Стрелка жалела ее и делилась запасами.

Однажды Стрелка все-таки решила проучить подружку. Когда та обратилась за помощью холодной зимой, Стрелка отказала. Ей было очень трудно это сделать, но пришла пора наказать лентяйку. Рыжуха обиделась и расплакалась. А Стрелка пообещала накормить и согреть ее, если Рыжуха исправится. Белочка согласилась и поблагодарила подружку. Так они и живут вместе в этом лесу, и каждый год готовятся к зиме вместе.

Вот такой должна быть настоящая дружба!

О. Барыльникова

Петушок - Золотой гребешок

Жил на свете Петушок с золотым гребешком. Над всеми насмехался, своим красивым гребешком хвастался. Надоел он курочкам своим хвастовством, и решили они его проучить. Ночью, когда Петушок крепко уснул, курочки окрасили его гребешок в яркий красный цвет. Да такой краской, которая никогда не смоется. Утром Петушок увидел свое отражение в воде и застонал от горя. Но потом успокоился и понял: не надо было хвалить себя.

Пусть другие тебя хвалят! И не смейся над другими - тебя самого засмеют!

Э. Булатова

Дуб и Гриб

В лесу возле старого раскидистого Дуба вырос маленький Гриб. С первого дня он начал ворчать: « Под этим Дубом так тесно и неудобно, ничего не видно, да и Солнышко меня своими лучами не согреет!» Мудрый старый Дуб не обиделся, он ответил: «Рядышком нам будет веселее!» Но Гриб не унимался: « В этой тесноте и шляпку расправить негде!» Дуб только посмеивался и защищал маленького соседа от непогоды, прятал от грибников. Но неблагодарный Гриб все ворчал и ворчал.

Однажды его увидела Белка, которая готовила запасы на зиму. Она схватила Гриб и потащила к себе в дупло. « Ну, вот и все!»- подумал старый мудрый Дуб. Ему стало очень грустно и одиноко. А что произошло с Грибом, вы, конечно, догадались сами.

Нельзя быть неблагодарным эгоистом и думать только о себе!

А. Нежмединова

Аист и Жаба

Жили на болоте Аист и Жаба. Однажды Аист попросил соседку посмотреть, что застряло у него в зобе. Жаба испугалась: «Нет, ведь ты меня съешь!» Аист уговаривал ее, убеждал, что они столько лет живут по соседству, значит, надо помогать друг другу. Пожалела глупая Жаба хитрого Аиста и решила ему помочь. А тот не растерялся и проглотил глупышку!

Нельзя быть доверчивым! Слишком много вокруг коварства!

Н. Нежмединова

Номинация «Вопросы на засыпку»

Учащимся обеих команд задаются вопросы. Если команда не может ответить, вопрос переходит к другой.


  1. Сколько очков купила Мартышка?

С полдюжины, т.е. 6 штук

  1. От кого Ворона получила сыр?

От Бога

  1. Как далеко находился Ягнёнок от Волка?

За сто шагов вниз по ручью.

  1. На чём играла Мартышка в квартете?

«Я - прима». Значит - 1-ая скрипка

  1. Что съел Васька у Повара?

Пирог, курёнка, жаркое

  1. Сколько тарелок с ухой съел Фока?

4 тарелки

  1. На каком дереве сидела Ворона?

На ели

  1. Каков возраст Ягнёнка?

Еще отроду нет году

  1. Кто была соседкой Моськи?

Шавка

  1. Сколько времени добиралась Лисица до винограда?

Пробившись попусту час целый

Номинация «На закуску!»

Задание на внимание предлагается обеим командам: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

Не только солнца я препятствую лучам,
Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
Стою и твёрд, и прям.
Как будто б ограждён ненарушимым миром.
Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.
Хотя б уж ты в окружности росла,
Густою тению ветвей моих покрытой,
От непогод бы я быть мог твоей защитой;
Но вам в удел природа отвела
Брега бурливого Эолова владенья.
Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

Ключ: в отрывке нет буквы Ъ

Пока члены жюри подводят итоги, готовят дипломы лучшим знатокам басен Крылова, учитель проводит завершающую беседу

  1. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы:

* Устарели ли сегодня басни И. А. Крылова? Аргументируйте свой ответ.

* Что нового вы узнали на уроке?

* Какие выводы для себя сделали?

* Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Крылова «К другу моему».

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе,-

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе,-

Чин человека;- в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой…


И.А. Крылов. «К другу моему». 1973 г.


  • Так какова, по мнению Крылова, самая главная ценность? (Быть человеком)

  • Какие пороки человека любил «пощипать» русский баснописец? ( Лень, хвастливость, высокомерие, ханжество, подлость, жестокость, лицемерие и т.д.)

  • А какими качествами (добродетелями) должны обладать мы с вами, чтобы с гордостью носить имя Человек?



© 2010-2022