Урок по русскому языку на тему Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями (7 класс)

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ  с наречиями   Образовательные цели урока: ·        Формирование понятия слитного или раздельного написания НЕ с наречием; ·        Формирование выбора написания приставок НЕ и НИ в отрицательных наречиях ·        сопоставить данное правило с правилами написания НЕ  с другими частями речи (местоимением и прилагательным); ·        Формирование умения оценки языкового материала с точки зрения его нормативности.   ·        Приобретение умения и навыков сопос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями(7 класс)Тема: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями

Цели урока для учащихся: в результате занятия учащиеся смогут

  • Определять, слитно или раздельно пишется НЕ с наречием;

  • Различать выбор написания приставок НЕ и НИ в отрицательных наречиях

  • сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи (местоимением и прилагательным);

  • приобрести умения и навыки сопоставления, обобщения

Цели урока для учителя

1. Образовательные:

1) формировать представление о правилах слитного и раздельного написания не и ни с наречиями;

2) вырабатывать умение использовать правила слитного и раздельного написания не и ни с наречиями.

  1. повторить правописание отрицательных местоимений;

  2. проверить знания, полученные при изучении темы «Раздельное, слитное и дефисное написание наречий»

2. Развивающие:

-развивать практическое и творческое мышление, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательные:

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, презентация, проектор, компьютер для учителя, 2 ноутбука для учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я, меня зовут Ольга Николаевна. На уроке у вас присутствуют гости. Давайте друг другу улыбнемся и начнем наш урок.


  1. Тест по теме «Слитное и раздельное написание наречий»

Ребята, на предыдущих уроках вы знакомились с раздельным и слитным написанием наречий. Проверим, как вы усвоили данную тему. У вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите вверху ваше имя и фамилию, выбираем ответы и обводим в кружочек.

Т Е С Т «Правописание наречий»
1 вариант

1. Какие наречия пишутся раздельно.

а) по...переменно

б) ударить с...боку

в) не победить в...одиночку

г) в...право

д) с...разбегу

е) тот...час

ж) в...правду важный

з) по...одиночке

и) сдал во...время

к) на...лету

2. Какие наречия пишутся слитно.
а) (до)ныне д) (в)обмен и) (без)толку н) (на)лету
б) (до)светла е) (в)начале к) (без)удержу о) (на)утёк
в) (до)нельзя ж) (в)двойне л) (без) отказа п) (на)двое
г) (до)смерти з) (в) упор м) (без) оглядки р) (на)ощупь

3. Какие наречия пишутся раздельно.
а) (не)спроста д) (в)сердцах и) (под)силу н) (с)разбегу
б) (не)кстати е) (в)общем к) (по)одиночке о) (с)молоду
в) (не)откуда ж) (в)потёмках л) (по)очерёдно п) (до)тла
г) (не)надолго з) (в)одиночку м) (по)середине р) (за)границей

4. Какие наречия пишутся раздельно.

а) В…перед

б) Во…первых

в) Без… удержу

г) В…припрыжку

д) С…начала осени

е) В…высь подняться

ж) Говорить в…растяжку

з) В…конец разобидеться

и) На…век расстаться с друзьями

к) (в) глубь океана

л) (во) время прийти

м) (в) высь подняться

Т Е С Т «Правописание наречий» 7 класс
2 вариант

1. Какие наречия пишутся слитно.
а) (не)хотя д) (до)суха и) (без)разбору н) (на)бегу
б) (на)чеку е) (на)прокат к) (в)рассрочку о) (по)напрасну
в) (на)цыпочках ж) (не)охота л) (на)вылет п) (в)последствии
г) (в)трое з) (по)двое м) (на)трое р) (на)угад

2. Какие наречия пишутся раздельно.
а) (в)разрез д) (на)вырез и) (на)ходу н) (на)зло
б) (в)пятером е) (на)троих к) (по)четверо о) (на)чистоту
в) (в)присядку ж) (в)одиночку л) (на)перевес п) (в)тайне
г) (на)завтра з) (по)утру м) (на)выпуск р) (в)брод


3. Какие наречия пишутся слитно.

а) На…днях

б) На…перерез

в) Без…оглядки

г) Во…время прийти

д) Строить планы на…утро

е) Уйти в…конец коридора

ж) В…век компьютеризации

з) Взлететь в…высь небесную

и) отойти (по) дальше

4. Какие наречия пишутся слитно.

а) играть в...открытую

б) на...совесть

в) в...последствии

г) уйти без...спросу

д) сказать по...существу

е)беседовать в...полголоса

ж) испугаться до...смерти

з) говорить на...чистоту

и) поднять на...смех

к) работать на...износ

л) за...рубежом

м) по...маленьку

н) за...границей

о) по...совести

п) в...припрыжку

ОТВЕТЫ:

1 вариант 2 вариант

1) в, д, к. 1) а, б,г,д,е,ж,л,м,о,п,р.
2) а, б, в,е,ж,о,п. 2) е, ж,и,к,н,о,п,р

3) д,е,ж,з,и,н,р. 3) б, г, и

4) в, д, к 4) в, е, з, м, п.

  1. Взаимопроверка


  1. Мотивация

А теперь давайте попробуем составить предложения со следующими парами слов:

Вверх- в верх (Мы на парашюте поднялись вверх. Они затащили глыбу в верх пирамиды.)

Вначале - в начале (Вначале подумай, а потом говори. В начале урока учитель отметил присутствующих)

Вдали - в дали (Вдали белеет парус. В дали моря сверкают огоньки. )

Навстречу - на встречу (Я иду навстречу маме. Я иду на встречу с другом.)


  1. Актуализация знаний (мотивация) Ребята, давайте с вами вспомним,

  • Когда в отрицательных местоимениях пишется НЕ, а когда НИ? (В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, а без ударения - приставка ни-): некого спросить - никого не встретить, нечего бояться - ничего не узнать.

  • Когда в отрицательных местоимениях НЕ и НИ пишутся раздельно? Если в косвенных падежах имеются предлоги, то тогда не и ни являются частицами, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некого - не от кого, никого - ни от кого, некому - не к кому, никому - ни к кому.


  1. Сообщение темы и цели урока

- Откройте тетради, запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями».

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться, какая перед нами стоит учебная задача? (узнать условия слитного и раздельного написания Не и НИ с наречиями; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ и НИ).


  1. Работа над темой урока

Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями

Итак, что нам нужно знать, чтобы определить, слитно или раздельно пишется НЕ с наречием.

  1. Определить, к какой группе относится это слово.

  2. Без НЕ не употребляется = слитно(невдомек, ненароком)

  3. Отрицательные наречия = слитно (незачем, некуда)

  4. Наречия на -о(-е) слитно или раздельно (особое правило) (нехорошо; не хорошо, а плохо) Мы к нему еще вернемся

  5. Остальные наречия и слова категории состояния = раздельно( не по-моему, не оттуда, не жаль)


  1. Чтение теор. материала с.38-39

  • А теперь откройте учебники на стр.38. , читаем с карандашом параграф и отмечаем то, о чем мы с вами еще не говорили.

  • Есть вопросы?

--Как же образуются отрицательные наречия?

--когда мы пишем НЕ, а когда НИ?

--Когда мы пишем слитно не с наречием на -о(-е)? с примерами

--Когда мы пишем раздельно не с наречием на -о(-е)?


  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

-Соедините части слов, записанные в два столбика


  1. вовсе не 1) да

  2. не 2) довать

  3. недол 3) ливый

  4. неле 4) строит

  5. неправ 5) а злой

  6. него 6) да

  7. невеж 7) соко, а низко

  8. не ту 8) красиво

  9. не вы 9) по

10) не добрый 10) го

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

- Объясните правописание не с разными частями речи.

- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?


  1. Релаксация (под ф/запись «шум моря)».

- А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы - на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите

свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

  1. Закрепление

  1. Тест saharina.ru/tests/test.php?name=test278.xml

(2 ученика за компьютером)

  1. Упр. 444 (1 ученик у доски списывает пословицы, объясняя написание отрицательных местоимений и отриц. наречий)

  1. Два глаза весь мир видят, а друг друга никогда.(наши глаза видят все и всегда, только себя не видят.)

  2. На прошедший дождь нечего пенять.( На прошедший дождь нечего пенять! Смысл этой пословицы в том, что на то, что сделано уже не надо пенять, нужно жить дальше и решать проблемы по мере их поступления!)

  3. Переехал реку и волна нипочём.(в значении сказуемого) (смысл поговорки заключается в том, что иногда трудно пересилить собственное чувство страха преодолеть преграду. Но если ты соберешь свою волю и прогонишь страх прочь, то тебе будет по силам совершить то, что казалось непреодолимым.)

  4. Один глупый бросил алмаз в море тысячи умных никак не достанут. (Иногда, умные глупее глупых людей. даже глупый человек не бросит в воду алмаз, а тысячи умных поверили ему)

  5. Ни о ком не будешь думать, тебя никто не вспомнит.(Если мы хотим, чтобы о нас помнили и думали, мы должны помнить и думать о других )

Слова образованные путем перехода из одной ч.р. в другую: глупый, умный. Подобные примеры :столовая, добрый, первый, присутствующие и др.


  1. Способы образования наречий

Ребята, а теперь вспомним, какими способами образуются наречия?

повторение - упр. 445

Подвижно - неподвижно

Бесполезный - бесполезно

Прежний - по-прежнему

Тайный - тайно

Хорошие - хорошо

Хорошо - нехорошо

Иной - по-иному

Свой - по-своему

Зимний - по-зимнему

Бесследный - бесследно

Редко - нередко

Наш - по-нашему

Грамотно - неграмотно

Растроганный - растроганный

Великодушный - великодушно

Прелестный - прелестно

Тактичный- тактично

Убедительно - неубедительно

  1. Творческое задание

А теперь давайте посмотрим за окно и составим предложения с описанием природы, используя наречия.

(Сегодня на улице тепло. Солнце светит ярко, неярко. Медленно падает снег. Ветер негромко колышет деревья. )


  1. Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Над чем я должен работать еще…?

Домашнее задание стр.38-39, упр. 466

Спасибо большое всем за работу на уроке! Все молодцы!


© 2010-2022