Разработка урока Понятие об односоставных предложениях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Понятие об односоставных предложенияхРазработка урока Понятие об односоставных предложенияхРазработка урока Понятие об односоставных предложенияхРазработка урока Понятие об односоставных предложенияхРазработка урока Понятие об односоставных предложенияхРазработка урока Понятие об односоставных предложенияхРазработка урока Понятие об односоставных предложенияхУрок 1.

Тема. Понятие об односоставных предложениях.

Цель: дать представление об односоставных предложениях, научить отли

чать односоставные от двусоставных предложений, использовать в

речи предложения с точной и лаконичной информацией;

развивать навыки орфоэпические и орфографические, умение наблю-

дать, анализировать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация к уроку.

Ход урока

І. Объявление темы и цели урока. (Слайд 1)

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Орфоэпическая разминка. (Слайд 2)

Поставить ударения в словах:

алфавит, арбуз, аргумент, аристократия, анатом, августовский, алкоголь, апостроф, арахис, атлас (альбом).

2. Орфографическая пятиминутка. (Слайд 3)

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму:

зак…пать яму, раскр…ить материал, нак…пить знания, вым…лить пощаду, нал…вить рыбы, прик…лоть брошь, зат…чить инструмент, зас…лить овощи, подб…дрить друга,

выбр…сить мусор, оп…здать на занятие, прим…рять платье.

(Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте для взаимопроверки: 1 ошибка - -1 балл). (Слайд 4)

3. Беседа с учащимися. (Слайд 5)

1) Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

2) Что такое грамматическая основа?

3) Что такое подлежащее?

4) Что такое сказуемое?

5) Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?

6) Как называются предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Речь - визитная карточка человека. Именно поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в том, чтобы его речь была грамотной, эмоциональной, убедительной. Наше сегодняшнее занятие - ещё один шаг к овладению искусством слова.

IV. Восприятие нового материала.

  1. Слово учителя. (Слайд 6)

Сравним предложения:

1. На выжженной земле мы сады посадим и дома построим.

1. На выжженной земле сады посадим и дома построим. (А.Сурков)

2. Еду они нам приносили из кухни лазарета.

2. Еду нам приносили из кухни лазарета. (М.Исаковский)

3. Я всюду родимую Русь узнаю.

3. Всюду родимую Русь узнаю.

(Н.Некрасов)

4. Была унылая пора.

4. Унылая пора! Очей очарованье!

(А.Пушкин)

Вопросы к учащимся:

  • Чем отличаются друг от друга данные предложения?

  • Что общего в предложениях второго столбца?

  • Как меняется смысловая нагрузка в этих предложениях?

Вывод: наряду с двусоставными предложениями используются предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее или сказуемое. Такие предложения

называются односоставными. (Слайд 7)

(Учащиеся записывают определение в тетради).

Односоставные предложения - это предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее или сказуемое.

2. Объяснения учителя.

Мы с вами уже выяснили, что в односоставных предложениях есть только один главный член - сказуемое или подлежащее.

По синтаксической функции главного члена односоставные предложения делятся на две группы: односоставные предложения с главным членом - сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные) и односоставные предложения с главным членом - подлежащим (назывные). (Слайд 8)


Односоставные предложения

С главным членом - сказуемым С главным членом - подлежащим

Определённо-

личные

Неопределённо-

личные

Обобщённо-

личные

Безличные







Назывные

3. Работа с учебником (§15).

1) Упражнение 144 (устно).

Найти предложения с одним главным членом.

2) Работа с таблицей (упражнение 150).

4. Тренировочные упражнения.

1) Списать предложения, выделить грамматические основы, определить вид предложений. (Слайд 9)

1. Время подвигов пламенных не уйдёт в забытье.

2. Жизнью честной и правильной славим время своё.

3. Несите твёрдою рукой святое знамя жизни новой.

4. Много вёрст в походах пройдено по земле и по воде.

5. Открой нам, Отчизна, просторы свои.

6. Над милым порогом качну серебряным тебе крылом.

7. Шесть лет войны запомнил шар земной.

8. Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь.

9. Такие молча входят в пекло схватки и молча совершают чудеса.

10. К борьбе, к работе, к бою зовём друзей с собою.

2) Слуховой диктант.

а - двусоставное предложение;

б - односоставное предложение

1. А рядом кто-то сидел, мечтал.

2. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.

3. Посреди московской суеты на бульваре продают мимозу.

4. Стук сосулек непрочных и веских.

5. Вновь к черёмухе душистой пчёлы ранние летят.

6. Шумят на просторе весенние воды.

7. Широкого моста последний пролёт.

8. Росная вечерняя прохлада.

9. Из полей тянуло гречишным мёдом.

10. Окно закроем, холодом и ветром вагон проветрив.

Ключ: 1 - а 6 - а (Слайд 10)

2 - б 7 - б

3 - б 8 - б

4 - б 9 - б

5 - а 10 - б

(Учащиеся осуществляют взаимопроверку)

V. Подведение итогов работы.

1. Вопросы к учащимся.

1) Что нового узнали сегодня на уроке?

2) Какие предложения называются односоставными?

3) На какие группы они делятся?

2. Оценивание работы учащихся по результатам взаимопроверки.

VI. Домашнее задание: читать учебник (§15), выполнить упражнение 151.




Разработка урока Понятие об односоставных предложениях




© 2010-2022