Словосочетание как основная единица синтаксиса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Словосочетание как основная единица синтаксиса

Словосочетание как основная единица синтаксисаБайырхан Ш.С.

Учительница русского языка и литературы

ОСШ «Шубар»

Тема: Словосочетание как основная единица синтаксиса.

Цель урока: повторить сведения о словосочетании;

сформировать навык выделения словосочетания из предложения;

дать понятие о видах связи слов в словосочетании;

научиться определять способ связи слов в словосочетании;

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Форма организации урока:практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока:таблицы,интерактивная доска,карточки

Ход урока

  1. Организационный момент.

Деление учеников на группы.

II. Проверка домашнего задания. Слайд №1

  • 1. Что такое грамматика?

  • 2. Из каких разделов состоит грамматика?

  • 3. Что изучает морфология?

  • 4. Сколько самостоятельных частей речи?

  • 5. Перечисляйте служебные части речи.

  • 6.Что изучает синтаксис?

III. Работа по карточке: Слайд №2

Из данных слов составьте словосочетание.

1 гр. - вечер, девочка, смеяться, встретить;

2 гр. - снег, говорить, собирать, спать, читать;

Вывод: Словосочетание:

IV. Работа в группах. Слайд №3. (карточка №1)

Задание: определите, что обозначают словосочетания. Распределите их в группу.

Предмет и его признак

1 парта

Действие и его признак

2 парта

Действие и объект действия,

3 парта

Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать громко, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой.

Способы связиВывод: Виды связи. Составление сообщения о синтаксисе, словосочетании.

Согласование

Главное и зависимое слова согласуется в роде, числе, падеже.

Какой? Чей?

Лучший (какой?) друг

Примыкание

Зависимое слова согласуется с главным по смыслу и выражается наречием. . Отвечает на вопросы обстоятельства.

Читать ( как?) громко

Управление

Зависимое слова стоит в определённом падеже,которое требует главное слово . Отвечает на падежные вопросы и обстоятельства.

Читать ( что?) книгу



V. Не является словосочетанием: Слайд №4

1.Сочетание подлежащего и сказуемого; Светит солнце.

2. Сочетание однородных членов; цветы и травы ,

3 Сочетание предлога и слова ; у колодца , в деревне,

VI. Творческая работа. Работа с текстом. Упр.16. с.17.

  • Задание . Сравните по В. Сухомлинскому и Н. Крупской.

1 ряд - В.Сухомлинский. 2 ряд - Н.Крупская. 3 ряд - вывод.

Скажите, какой общей мыслью объединяют эти два высказывания?

а ) Образуйте синонимическую пару, укажите вид связи.

Слайд №5 (карточка №2)

  1. Стоянка для автомобилей -

  2. Шёлковый платок-

  3. Полка для книг -

  4. Читать громко -

Б) Проверьте свои силы: Слайд №6 (карточка №3)

VII.Закрепление материала

В) ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ»: Слайд №7 Э/У.

Д) Упр.13, на с.15. Выпишите словосочетания.

VIII.Домашнее задание : Упр.12.на с.14.



© 2010-2022