Полихудожественное развитие детей дошкольного возраста

Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира. Прикоснуться к этому, можно только через художественно - творческую деятельность ребенка. Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полихудожественное развитие

детей дошкольного возраста

Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними.

Как приблизиться к интересам ребенка?

Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира. Прикоснуться к этому, можно только через художественно - творческую деятельность ребенка.

Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности - важнейшая задача воспитания.

Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.

Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена ​​требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся:

  • развитие способности ребенка к самостоятельному активному освоению мира;

  • стимулирование у него стремления к самореализации;

  • формирование творческой активности во всех сферах деятельности.

Умение находить новые, нестандартные решения проблем - это важное качество в условиях современного мира и, именно, дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующее звено образовательной системы.

Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б. Юсов определяя его как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».

Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.

Отдельные виды художественного творчества не сущест­вуют сегодня изолированно друг от дру­га, что выражается не только в появле­нии новых синтетических жанров искус­ства, но и интегративности художествен­ного мышления, в расширении художест­венной сферы. Совершенствуются при­емы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы ху­дожественной сферы.

Таким образом, проблема полихудожественного развития является актуальной в наше время. Мы решили направить свою работу в этом направлении.

Главная задача направления - развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников и совершенствование предоставляемых им природой умений (слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться), формирование художественно-эстетической компетенции, творческой индивидуальности ребенка.

Опираясь на полихудожественный подход в формировании творческих способностей дошкольников, объединяющий различные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и другие, воспитатель должен дать представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Полихудожественное воспитание - это личностно ориентированное планомерное привлечение детей к различным видам искусств в их взаимодействии, результатом которого является формирование комплекса эстетических свойств личности, полихудожественного сознания и способности к полихудожественной деятельности, обеспечивающих готовность к художественно-творческой самореализации и художественно-эстетического самосовершенствования.

Сущность работы основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности предлагаемого художественного материала, на создании в группе условий, которые будут способствовать полихудожественному развитию ребенка.

Должное внимание в начале работы было уделено среде, в которой растет и развивается ребенок. Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально развивать у детей полипространственное воображение: широту, объем образных представлений, фантазию, которые с точки зрения теории "полихудожественного развития" Б.П.Юсова являются непременным условием развития творческого потенциала ребенка. Именно целесообразно организованная среда обеспечивает основное педагогическое условие - интегрированный подход к освоению искусства.

Побуждая детей к самостоятельной художественной деятельности, была создана особая эстетическая среда.

В пространствах групп нашли свое место различные зоны детской активности:

  • мобильный мини-музей;

  • фонотека;

  • библиотека;

  • мастерская;

  • творческий уголок т.д.

Каждый центр активности наполнен развивающим, наглядно-дидактическим и практическим материалом, который предоставляет детям возможность самовыражения и самореализации.

Последовательность учебно-воспитательной работы младших дошкольников в различных видах художественной деятельности выглядит следующим образом:

- воспитание эмоционально-чувственной сферы;

- усвоение элементарной информации;

- овладение умениями и навыками;

- творческая самореализация ребенка.

Одним из наиболее эффективных средств полихудожественного развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых - дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Полихудожественное развитие детей дошкольного возрастаПолихудожественное развитие детей дошкольного возрастаПолихудожественное развитие детей дошкольного возрастаПолихудожественное развитие детей дошкольного возрастаПолихудожественное развитие детей дошкольного возрастаПолихудожественное развитие детей дошкольного возрастаПолихудожественное развитие детей дошкольного возрастаИнтеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • способствует формированию у дошкольников эмоционально - ценностного эстетического отношения к миру;

  • развивает эмоционально - чувственную сферу ребенка и его художественно - образное мышление как основу развития творческой личности;

  • способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

  • воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

Интеграция разных видов художест­венно-эстетической деятельности в младшем дошкольном возрасте имеет естествен­ный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятель­ность детей с опорой лишь на конкрет­ную деятельность, без подкрепления лю­бого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, про­игрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое дейст­вие. В силу возрастных особенностей ребёнок младшего дошкольного возраста легко перевоплоща­ется, активно общается и быстро вклю­чается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художест­венной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизаци­ей и пр.).

Интеграция видов художественной деятельности на­иболее эффективно обеспечивает пот­ребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обес­печивает высокий творческий потенци­ал; привносит в деятельность детей раз­нообразие и новизну.

Содержание интегрированных занятий мы выстраивали с учетом следующих принципов:

  • принцип гуманизации - принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого - педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.

  • принцип целостности образа мира - принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.

  • принцип интегративности - принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

Наработаная система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности.

Нами были апробированы различ­ные варианты интеграции занятий худо­жественно-эстетического цикла с детьми младшего дошкольного возраста.

а) занятия по рисованию, аппликации и лепке проводятся на основе одной те­мы (одного образа) последовательно друг за другом, что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий про­межуток времени;

б) одно занятие объединяет два (реже три) вида изобразительного искусства;

в) на одном занятии дети знакомятся с произведением одного вида искусства и аналогичную тему раскрывают в технике другого (или других) видов искусства.

На интегрированных занятиях в младшей группе различные изобразительные материалы, всевозможная бумага инициируют «свободное творчество» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками». И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают техники рисования кистью и красками. Наиболее рациональной формой явилось рисование нетрадиционными техниками. Использование нетрадиционных техник рисования (пальцем, ладошкой, тычками) позволило нам научить детей не бояться листа бумаги, располагать изображение на всем листе.

Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Дети младшего дошкольного возраста не способны долго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживает интерес детей к занятиям музыкой и рисованием. Занятия динамичны, часто меняются позы детей, их движения, что отвечает их возрастным потребностям.

Важную роль в создании положительного эмоционального состояния детей на интегрированных занятиях играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенности в успехе детей.

Подобные формы обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста способствуют развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых и рождается творческая, гармонически развитая личность.

В ходе непосредственной работы по проблеме, были определены эффективные формы, методы и приемы полихудожественного развития:

  • искусствоведческие беседы;

  • прием акцентирования частей;

  • метод оживления детских эмоций;

  • метод адекватных эмоций;

  • прием «погружения»;

  • экскурсии и наблюдения;

  • интегрированные занятия;

  • художественная литература;

  • методика восприятия различными органами чувств;

  • слушания музыкальных произведений;

  • художественно-дидактические игры;

  • игры-ассоциации, этюды;

  • инсценировка произведений.

Деятельность педагога в сфере искусства чрезвычайно сложная, еще сложнее она становится при внедрении интегративного образования, что вызывает необходимость не просто значительного профессионального роста, но и широкой художественной эрудиции и высокого педагогического мастерства, формирования готовности к изменениям, непрерывного образования и самообразования. Именно от педагога, от его профессионализма, мировоззрения и личностных качеств зависит успех или неудача при внедрении любой педагогической системы, теории, концепции.

Опираясь на полихудожественный подход в формировании креативных способностей дошкольников, воспитатель должен дать представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Это не может стать результатом кратковременной специально организованной однонаправленной деятельности, а требует значительно большего времени, посвященного различным видам познавательной, художественной, конструктивной, коммуникативной деятельности, создание интегрированного по содержанию и процессу пространства познания дошкольником мира, чтобы помочь ему понять жизнь во всей красоте его ценностей, значений, смыслов. Важнейшими результатами освоения художественной деятельности в дошкольном возрасте является осознание ребенком себя субъектом творчества, художником, способным не только воспроизводить полученные впечатления, но и интерпретировать их, обогащать.

Рекомендации для педагогов,

по внедрению успешного полихудожественного развития детей:

  • современный подход к организации полихудожественной деятельности предусматривает прежде всего - создание условий, художественных центров, работая в которых, дети имеют возможность реализовать свои способности не ограничивая себя во времени;

  • дети должны ждать встречи с педагогом творческим и художественно-эрудированным, когда они получают удовольствие и радость от совместного труда с ним;

  • язык, на котором мы разговариваем должен быть эмоционально окрашен, наполнен образными элементами;

  • учитывайте индивидуальные особенности ребенка, это является важным фактором его творческого успеха;

  • для развития интересов и способностей детей расширяйте спектр изобразительных материалов;

  • углубляйте художественное мировоззрение детей, их эстетическое, познавательное, морально-этическое отношение к красоте и добру в произведениях искусства;

  • поощряйте желание ребенка творить, поддерживайте его инициативу;

  • предоставляйте ребенку выразить свою точку зрения при ознакомлении с произведениями искусства;

  • используйте творческие задания, которые понятны и интересны детям;

  • привлекайте родителей к полихудожественному воспитанию ребенка;

  • применяйте доступные художественные произведения, близкие жизненному опыту детей, с четкой композицией и интересным сюжетом;

  • поддерживайте желание овладевать новыми техническими приемами, средствами художественной выразительности каждого вида искусства;

  • поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность, экспериментирование.














© 2010-2022