Организация поиска дополнительной информации при изучении раздела Синтаксис (проектная деятельность)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация поиска дополнительной информации при изучении темы «Синтаксис»


1. Название проекта: «Знакомые незнакомцы».

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература.

3. Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный (3 месяца).

4. Класс: 8

5. Цель проекта: изучить грамматические и стилистические особенности употребления односоставных предложений.

6. Задачи проекта:

1) найти произведения устного народного творчества, а также поэтические тексты русских поэтов, в которых содержатся односоставные предложения;

2) рассмотреть особенности употребления односоставных предложений в разных текстах;

3) развивать умения отбирать и систематизировать материал для наблюдения;

4) совершенствовать навыки работы с научной и справочной литературой;

5) совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Планируемый продукт: учебные задания для проверки усвоения темы «Односоставные предложения».

8. Руководитель проекта: Картюшева А.В.

9. Аннотация проекта.

Односоставные предложения - одна из тем, трудных для усвоения учащимися. Самостоятельная работа учащихся по освоению этого раздела синтаксиса позволяет вызвать интерес к этому языковому явлению и способствует его усвоению.

10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

10.1. Планирование работы

Учитель

Ученики

Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.

Разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (Отвечая на этот вопрос, формулируем проблему, цель и задачи проекта.)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта.)

Шаг 3. Кто это будет делать? (Назначение ответственных, формирование групп.)

Шаг 4. Всё ли у нас есть для решения проблемы? Что ещё необходимо? (Выявление имеющихся и недостающих ресурсов.)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Перечисление основных этапов работы.)

Шаг 6. Что нужно сделать на каждом шаге? (Построение развёрнутого плана работы.)

Шаг 7. К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы.)

Разбейтесь на группы и решите, над какой из подтем вы будете работать.

1. Особенности односоставных предложений в русских народных пословицах.

2. Односоставные предложения в поэзии М.Ю. Лермонтова.

3. Односоставные предложения в произведениях Н.В. Гоголя.

4. Односоставные предложения в стихотворениях А.А. Фета.

10.2. Реализация проекта

Учитель

Ученики

Оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.

1. Актуализация теоретического материала по синтаксису односоставных предложений.

2. Отбор необходимого материала по теме проекта.

3. Исследование отобранного материала, обработка результатов.

Тема «Особенности односоставных предложений в русских народных пословицах»

Материал для наблюдений

Не шути с огнем - обожжешься.

Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять.

Глазами плачет, а сердцем смеётся.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

С глаз долой - из сердца вон.

В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

Как ни вертись собака, а хвост позади.

Тема «Односоставные предложения в поэзии М.Ю. Лермонтова»

Материал для наблюдений

Кинжал

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время - не стоит труда.

А вечно любить невозможно.

Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастья, ни славы.

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои

Лазурно - глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится.

Желанье

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Тема «Односоставные предложения в произведениях Н.В.Гоголя»

Материал для наблюдений

Отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?.. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. …

….Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..

Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа.

Отрывок из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Ужасно как хочется есть! Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, чёрт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких - нибудь четверть часа посидел - и всё обобрал. А при всём том страх хотелось бы с ним ещё раз сразиться. Случай только не привёл. Какой скверный городишко! В овощенных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло.

Отрывки из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.

- Что за лестница! - шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!

… «Что за картина! Что за чудная живопись! - рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»

Тема «Односоставные предложения в стихотворениях А.А.Фета»

Материал для наблюдений

Шепот. Робкое дыханье...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..


Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...

Я и думать забыл про холодную ночь,-

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Буря на небе вечернем...

Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум -

Буря на море и думы,

Много мучительных дум

Буря на море и думы,

Хор возрастающих дум -

Черная туча за тучей,

Моря сердитого шум.

Не избегай; я не молю...

Не избегай; я не молю

Ни слез, ни сердца тайной боли,

Своей тоске хочу я воли

И повторять тебе: «люблю».

Хочу нестись к тебе, лететь,

Как волны по равнине водной,

Поцеловать гранит холодный,

Поцеловать - и умереть!

В лунном сиянии

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В темном молчании!

Пруд как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии.

Можно ль тужить и не жить

Нам в обаянии?

Выйдем тихонько бродить

В лунном сиянии!

Вопросы для организации исследования:

1. Какие виды односоставных предложений использует поэт?

2. Какова их изобразительно-выразительная роль?

3. Какова структура таких предложений?

10.3. Презентация проекта

Учитель (жюри)

Ученики

Принимает отчёт; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение; подводит итог обучения.

Представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

К намеченному сроку ребята объединяют подготовленную информацию в одну папку.

Представляют результаты работы в виде

- раздаточного материала в форме тестовых заданий (печатный вариант)

- презентация-тест (электронный вариант)

- тест в гугл-форме (интернет-вариант)

Учитель предлагает участникам остальных групп выполнить подготовленное задание.

10.4. Осмысление и оценка проекта

Учитель (жюри)

Ученики

Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, возможности дальнейшей работы.

Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

Примерный вариант вопросов для обсуждения:

- Что было самым трудным в работе над проектом?

- Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?

- Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?

- Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?

- Что нуждается в доработке?

- В чём вы до сих пор испытываете затруднения?

- В чём вы стали более уверенны?

- Что было наиболее значимым из того, о чём узнали и чему научились?

11. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, словари и справочная литература, проекционная аппаратура для презентации.

12. Результаты проектной деятельности

В ходе работы над проектом учащиеся в полной мере знакомятся с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; демонстрируют умения различать типы односоставных предложений, определяют роль односоставных предложений в тексте художественного произведения, активно используют их в речи; демонстрируют умение формулировать цели и задачи работы, планировать деятельность и распределять обязанности. Работа над проектом способствует углублению как предметных знаний, так и развитию исследовательских умений, формированию информационной и социальной компетенций.

Литература

Для учителя

1. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ А.Г. Нарушевич / Под редакцией Н.А. Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 78 с. - (Мастер-класс.)

2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М. А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005. - 80 с. (Метод, биб-ка).

4. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. - М.: Русское слово, 2011. - 112 с.

5. Леонтович А., Саввичев А. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2014. - 160 с.

8


© 2010-2022