Этнографический уголок Русская изба

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этнографический уголок «Русская изба»

(из опыта работы Туговой Лидии Анатольевны, учителя

русского языка и литературы МБОУ «Марьяновская школа»

Красногвардейского района Республики Крым)

Народная педагогика несет в себе мощный потенциал, способный возродить лучшие традиции школы. Такая педагогика исходит из основания. Воспитания детей и молодежи должно вестись на базе народной мудрости, историко-культурных традиций народа, в тесном единстве педагогических воздействий на детей как со стороны образовательного учреждения, так и семьи.

Мы живем в сложное время. И хотя оно никогда не было простым, сегодня наиболее остро ощущается «беспорядок внутри себя». Забыли люди вековечные заповеди, душу свою истерзали и не заметили, как потеряли свою память, свою историю - то, в чем, по философским словам А. Пушкина, «обретает сердце пищу, - любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

Вот уже тридцать четыре года я живу и работаю в Крыму и наблюдала, как мало внимания уделялось возрождению национальных традиций русского народа. Задумалась : а почему мы, учителя русского языка и литературы, не придаем необходимого значения именно русской культуре, народным традициям русского народа ?

Я много думала над тем, что многое сложившееся веками русского уклада жизни, памятное и дорогое уходит: это уважительное отношение к старшим, почтение и долг перед родителями, колыбельные песни, русские народные сказки, поговорки, пословицы, веселые застольные игры, вышитые рушники и масса других милых сердцу действий и вещей. Каждый из нас обнаруживает, что их отсутствие обделяет нас не столько предметно, сколько душевно, вселяет в нас неуверенность в завтрашнем дне, выводит из жизненного равновесия.

И тогда, несколько лет тому назад, я поставила перед собой задачу : создать этнографический уголок - музей «Русская изба» с целью умения возрождать и нести в себе те духовные и культурные ценности, которые веками воспитывались в человеке - это любовь к Родине, к матери, к другим близким людям; преданность и творческий подход к своему любимому делу; знакомить учащихся с тем, как осмыслялся дом в народной культуре, с его атрибутами.

Многие экспонаты этнографического уголка привезены мной из Нижегородской и Московской областей, собраны детьми. «Русская изба» пополняется предметами быта до настоящего времени. Здесь лапти, самотканые рушники, прялка, гончарные изделия, фарфор, деревянные матрешки, солонки, чашки, ложки хохломской и полховско - майданской росписи и другие экспонаты.

Предметы быта, одежда служат реквизитом для спектаклей, подготовленных литературно - драматическим кружком «Поэзия и театр».

На базе этнографического уголка проводятся уроки - экскурсии, многие внеклассные мероприятия. Учащиеся, обращаясь в далекое прошлое своих предков, соприкасаются с обстановкой, дающей представление о дореволюционном времени их жизни; расширению кругозора; развитию логического мышления; улучшению письменной и устной речи. Работа учащихся в этнографическом уголке - наглядный пример межпредметных связей, когда литература как учебный предмет взаимодействует с историей, устным народным творчеством, живописью и так далее.

На уроке по теме «Фольклор» дети, рассматривая прялку, представляют труженицу -пряху. Этот образ проявляется и в игрушке, и в росписях, где сцена прядения такой же торжественной, как чаепитие и праздничное катание. Образ труженицы-пряхи нашел отражение не только в народном творчестве, но и в поэзии А.Пушкина, И.Никитина.

Для эмоционально - эстетического представления образа труженицы-пряхи зачитываю отрывки из русских народных сказок, сказок Пушкина, прослушиваем музыкальные фрагменты народных песен.

Содержание таких уроков на базе этнографического уголка помогает в воспитании чувства уважения к истории народа, бережного отношения к его традициям.

Для проведения экскурсии есть два отряда экскурсоводов, куда входят учащиеся 8-10 классов. Ими накоплены большой интересный материал, разработано несколько экскурсий. Вместе с учащимися составляю тексты экскурсий, которыми пользуются дети.

Таким образом этнографический уголок «Русская изба» - это не только эффективная форма самостоятельной творческой работы учащихся, но и лаборатория, дающая им больше возможности проникновения в прошлое русского народа, помогающая воспитывать в себе устойчивые моральные и нравственные качества.


© 2010-2022