- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кранго И.Л. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа элективного курса
для обучающихся 11 класса
« Культура языка и сферы его общения».
Разработана Кранго И Л. Косенович Г.Р.
Учителями русского языка и литературы
2015-2016 г.
.Пояснительная записка.
Обоснование и актуальность данного курса
.Концепция модернизации российского образования на современном этапе
подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое
развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение
наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его
дифференциации и индивидуализации, содержание курса и предполагает
дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и
культуроведческой компетентностей. Предлагаемые занятия помогут обогатить речь
учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.
В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как
«живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях
недостаточно, поэтому учащиеся умеют пользоваться языком в ограниченном
числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления,
заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует
этическими, коммуникативными ошибками. это приводит к тому, что учащиеся
приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области
речеведения.
Исходя из этого , был составлен материал занятий и направлен на формирование
коммуникативных, организационных, социальных компетенций. Он решает важную
задачу филологического образования в школе - формирование навыков грамотной
устной и письменной речи, приводятся в систему и дополняются знания учащихся,
полученные при изучении речеведческих тем в 5-9-х классах,
Программа элективного курса составлена в соответствии с--------------------------------------
Актуальность программы заключается в том, что культура речи - это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.
Научность.Культура речи - лингвистическая дисциплина. Культура речи - умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданноесредство.
Доступность.Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.
Системность.Курс строится от частных вопросов к общим (качество идеальной речи).
Практическая направленность.Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.
Обеспечение мотивации.
Во-первых, развитие культуры речи, во-вторых, успешная сдача ЕГЭ.
Инвариативность. Программа применима для учащихся 10 - 11 классов.
Предполагаемые результаты.
Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи и сфере общения, Учащиеся должны усвоить знания норм языка, сформировать умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.
Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся, успешной сдаче ЕГЭ.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с нормами русского литературного языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области культуры речи, знакомит с работой корректора - работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющее
Обоснование создания курса
основное предназначение элективного курса - научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Цели :
- научить школьников практически владеть государственным языком Российской
Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в
производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения;
- формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
- формирование информационных умений и навыков;· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
Задачи :
- обобщить речеведческие знания учащихся;
- закрепить навыки грамотной ситуативной речи;
- активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах
общения.
Учащиеся должны знать:
-
Понятие «речевой этикет».
-
Нормы русского речевого этикета
-
Раскрывать особенности русского речевого этикета.
-
Элементы речевого этикета и способы их реализации на разных языковых уровнях.
-
Основные понятия, определения, термины, связанные с современным русским речевым этикетом.
Учащиеся должны уметь:
-
Практически применять нормы речевого этикета.
-
Отличать и анализировать различные этикетные средства.
-
.Давать самостоятельную оценку языковому поведению окружающих людей и литературных героев.
-
Пользоваться словарной и справочной литературой по данной теме.
Принципы, лежащие в основе курса:
1. Научность: практические задания основаны на владении теоретической
базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий
речевой культуры.3
2. Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из
которых является частью общей структуры; последующий блок
дополняет общую картину языкового явления.
3. Природосообразность: сведения по курсу преподносятся с учетом
готовности класса их воспринимать.
4. Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-
языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение
к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.
5. Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие
учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и
совместной работы с деятельностью в составе групп.
6 Творческий характер заданий: например, интерпретировать языковые
явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой
текст в соответствии с речевой установкой .
Ожидаемый результат (ЗУНы).
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного
русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка.
Учащиеся должны приобрести навыки: находить в письменной речи все виды речевых ошибок и исправлять
их
выявлять изобразительно-выразительные средства в текстах,
узнавать их
работать со словарной статьей.
Методические рекомендации к курсу
Данный курс рекомендуется для учащихся 11-х классов, которые интересуются
языком, работают над развитием речевого аппарата, стремятся выразить себя в слове, проявить
свои творческие способности.
Программа данного курса берет за основу развитие связной культурной речи учащихся путем
усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой
речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.
Углубляется работа над понятиями «стилистика», «культура речи», «речевые нормы»,
«текст». В ходе работы учащиеся убеждаются в том, что на характер
высказывания всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в
речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных высказываний. Такая работа
позволяет приблизить учебную речевую деятельность школьников к речевой практике, сделать
более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.
Опора на понятие «текст» открывает богатые возможности для формирования у
школьников умения развивать мысль в тексте, оформлять ее в соответствии с замыслом,
демонстрировать свои творческие способности.
Результат работы курса - публичные выступления учащихся, приобретение
информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую
ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка
для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать
свои творческие способности
На занятиях элективного курса «Язык в сферах общения» рекомендованы формы
работы,
расширяющие традиционную классно-урочную систему: лекция, практикум,
семинар,
самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с
использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ.
Используемый учебно -методический комплект
Виды и формы работы:
практические занятия
лекции
сообщения учащихся
лингвистические игры
анализ текстов
анализ языковых единиц
работа со словарями, словарной статьей
работа с терминологией
тестирование
Виды и формы контроля:
тестирование
анализ текстов
редактирование текстов
контрольные работы
зачетные работы
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №4» на 2015/2016 учебный год на изучение
элективного курса по русскому языку отводится 1 час в неделю, на весь курс 11
класса 35 часов в год ,в том числе на практические работы - ч, тесты- ч.. Программа состоит
из двух разделов : 1 раздел: «Культура языка» ( 17 часов) и 2 раздел :
« Сферы общения языка» ( 18часов).
.Содержание программы.
1 раздел. « Сферы общения языка»
Введение
Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях
Тема 1. Этикет в сфере общения.
«Вежливые» слова. Русский речевой этикет - приветствия.
Тема 2.
Толерантное общение. Теория и практика спора.
Тема 3. Язык общения с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления.
Тема 4. Эпистолярное общение. Структура письма. Виды писем: деловые, частные,
письма в газету;
по цели высказывания: дружеские, любовные, письма - поздравления, письма -
пожелания,
письма - информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и
вечном».
Тема 5. Язык СМИ.
Язык рекламы.
Тема 6. Сфера молодежного общения.
Жаргонизмы и школьный сленг. Недопустимость использования
жаргонизмов в литературном языке.
Тема 7. Культура общения по телефону.
Мобильный этикет.
Тема 8.
Культура общения по телефону.
Мобильный этикет.
Тема 9. Решение речевых задач.
Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ.
Тема 11. Автобиография, резюме как разновидности делового общения
Тема12. Деловая переписка, заявление, объявление , особенности оформления
Тема 13. Язык профессиональной сферы общения.
Тема 14. Употребление диалектизмов и жаргонизмов. Преодоление диалектных
ошибок в речи.
Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной
среде.
Тема 16 Смешение речевых средств различных сфер
общения как недостаток речи
2 раздел « Речевая культура личности. Речевой этикет.».
Тема 1. Формулы речевого этикета.
Тема2. Речевой этикет современной молодежи.
Тема3. Виды коммуникативных неудач (нарушение речевого этикета).
Тема4. Речевое общение , ситуации речевого общения.
Тема5. Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой
культуры.
Тема6.Речевая агрессия и пути ее преодоления.
Тема7. Экология речи. Чистота языка. Закон о защите русского языка.
Тема8. Основные требования к речи : правильность, точность, ясность,
логичность, чистота, выразительность.
Тема9. Словарный запас человека и источники его пополнения..
Тема 10. Культура диалога. Правила ведения речи.
Тема11. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы,
этикетные выражения.
Тема12.Культура критики в речевом общении.
Тема13. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.
Тема14. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.
Тема 15. Особенности сетевого этикета (нетикет)
Тема16. Эргономика среды как составная часть речевого этикета.
Тема17. Роль невербальных средств в общении, их этикетная функция.
Тема18. Виды норм русского литературного языка
.Учебно- тематическое планирование элективного курса на 2015\2016 г.
№ п\п
Наименование разделов и тем
Количество часов( в том числе теоретических и практических работ)
Кол. тестовых работ
Кол. практических работ
Кол. котрольных работ
Учебник
1
Сферы общения языка»
17
2
« Речевая культура личности. Речевой этикет.».
18
3
Итого
35
Календарно-тематическое планирование
« Сферы общения языка»
№ п\п
Кол. часов
Темы , разделы изучаемого материала
Формы проведения
Дата по плану
Дата фактическая
1
1
Введение
Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях
05.09
05.09
2
1
Этикет в сфере общения.
«Вежливые» слова. Русский речевой этикет - приветствия.
10.09.
10.09.
3
1
. Язык общения с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления.
18.09.
18.09.
4
1
Эпистолярное общение. Структура письма. Виды писем: деловые, частные,
письма в газету;
по цели высказывания: дружеские, любовные, письма - поздравления, письма -
пожелания,
письма - информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и
вечном».
25.09.
25.09.
5
1
Язык СМИ.
Язык рекламы.
02.10
6
1
Сфера молодежного общения.
Жаргонизмы и школьный сленг. Недопустимость использования
жаргонизмов в литературном языке.
09.10
7
1
Культура общения по телефону.
16.10
8
1
Мобильный этикет.
23.10.
9
1
Решение речевых задач.
30.10.
10
1
. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ.
13.11.
11
1
Автобиография, резюме как разновидности делового общения
20.11.
12
1
Деловая переписка, заявление, объявление , особенности оформления
27.11.
27.11.
13
1
Язык профессиональной сферы общения
04.12
14
1
Употребление диалектизмов и жаргонизмов. Преодоление диалектных
ошибок в речи.
11.12
15
1
Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной
среде.
18.12
16
1
Смешение речевых средств различных сфер
общения как недостаток речи
25.12
17
1
Заключение Языковая лингвистика
15.01.
« Речевая культура личности. Речевой этикет».
№ п\п
Кол. часов.
Темы , разделы изучаемого материала
Формы проведения
Дата по плану
Дата фактическая
1
1
Формулы речевого этикета.
22.01
2
1
. Речевой этикет современной молодежи.
29.01.
3
1
. Виды коммуникативных неудач (нарушение речевого этикета).
05.02.
4
1
Речевое общение , ситуации речевого общения.
12.02.
5
1
Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой
культуры.
19.02.
6
1
Речевая агрессия и пути ее преодоления.
26.02
7
1
Экология речи. Чистота языка. Закон о защите русского языка.
04.03
8
1
Основные требования к речи : правильность, точность, ясность,
логичность, чистота, выразительность.
11.03.
9
1
Словарный запас человека и источники его пополнения..
18.03
10
1
Культура диалога. Правила ведения речи.
01.04
11
1
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы,
этикетные выражения.
08.04.
12
1
Культура критики в речевом общении
15.04.
13
1
. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.
22.04.
14
1
Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.
29.04.
15
1
Особенности сетевого этикета (нетикет)
06.05
16
1
Эргономика среды как составная часть речевого этикета.
13.05.
17
1
Роль невербальных средств в общении, их этикетная функция.
20.05
18
1
. Виды норм русского литературного языка
27.05.
Используемый учебно-методический комплект.
1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для
учителя
2 Зарецкая Е.Н.Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2001телей. - 2-е изд., испр. и д
3. Какорина Е. Язык средств массовой коммуникации. - Газета «Русский язык»№46, 1999оп. - М.: Прос20. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006вещение, 1923
.4 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.,
"Педагогика"
, 5. Петрановская Л. Учимся вести переговоры.- Газета «Русский язык»,№ 30, 200
6. Поварнин С. С. Резниченко О., Суняйкина Т. Речь современной молодежи: этический аспект.- Журнал
«Педагогический вестник Кубани» ,№ 3(41),2007.
7. Редакционная статья. Языковое общение. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.
8. Розанова Н. Язык в общении. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.
9. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд.,
10. Саляев В.А. Об основных этапах эволюции арготического слова. - Журнал «Русский язык в
школе», №6, 1985.
11. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб.
заведений. - М.: Дрофа, 1996.
12«Русский язык» Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. - СПб., 2002.Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.
13Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М., 1991.
14Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.
15Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. - М
16Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.
17Львова С.И. Речевой этикет. - М., 1
18Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. - Челябинск, 2000 г.
19Скворцов Л.И. Культура языка - достояние социалистической культуры. - М., 19
20Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.
21.Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.
22.Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000.
23Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. - М., .
24Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.
25Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
26Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М., 2006.
27Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. - М., 2002.
.
Приложение
А Н К Е Т А
для обучающихся на курсе
1. Почему ты выбрал этот курс?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_________________________
2. Так ли важно соблюдать речевые нормы?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Что, по-твоему, обозначает понятие «культура речи»?
______________________________________________
4. Чему ты хочешь научиться, посещая элективный курс?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А Н К Е Т А
для окончивших курс
1. Полезен ли был для тебя курс?
___________________________________________________________
2. Чему ты научился за это время?
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Оправдались ли твои ожидания?
___________________________________________________________
4. Будешь ли ты следовать правилам и соблюдать речевые нормы?
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Напишите рекомендательное письмо, обратитесь к тем, кто еще не выбрал этот
курс.______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________