Рабочая программа элективного курса по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан







Рабочая программа элективного курса

для обучающихся 11 класса

« Культура языка и сферы его общения».





Разработана Кранго И Л. Косенович Г.Р.

Учителями русского языка и литературы









2015-2016 г.



.Пояснительная записка.

Обоснование и актуальность данного курса

.Концепция модернизации российского образования на современном этапе

подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое

развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение

наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его

дифференциации и индивидуализации, содержание курса и предполагает

дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и

культуроведческой компетентностей. Предлагаемые занятия помогут обогатить речь

учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.

В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как

«живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях

недостаточно, поэтому учащиеся умеют пользоваться языком в ограниченном

числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления,

заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует

этическими, коммуникативными ошибками. это приводит к тому, что учащиеся

приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области

речеведения.

Исходя из этого , был составлен материал занятий и направлен на формирование

коммуникативных, организационных, социальных компетенций. Он решает важную

задачу филологического образования в школе - формирование навыков грамотной

устной и письменной речи, приводятся в систему и дополняются знания учащихся,

полученные при изучении речеведческих тем в 5-9-х классах,

Программа элективного курса составлена в соответствии с--------------------------------------

Актуальность программы заключается в том, что культура речи - это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.

Научность.Культура речи - лингвистическая дисциплина. Культура речи - умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданноесредство.

Доступность.Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.

Системность.Курс строится от частных вопросов к общим (качество идеальной речи).

Практическая направленность.Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.

Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие культуры речи, во-вторых, успешная сдача ЕГЭ.

Инвариативность. Программа применима для учащихся 10 - 11 классов.

Предполагаемые результаты.

Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи и сфере общения, Учащиеся должны усвоить знания норм языка, сформировать умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.

Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся, успешной сдаче ЕГЭ.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с нормами русского литературного языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области культуры речи, знакомит с работой корректора - работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющее

Обоснование создания курса

основное предназначение элективного курса - научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, все­гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, вырази­тельнее.



Цели :

- научить школьников практически владеть государственным языком Российской

Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в

производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения;

- формирование представления о русском языке

как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание

национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому

взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,

осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;

- формирование информационных умений и навыков;· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

Задачи :

- обобщить речеведческие знания учащихся;

- закрепить навыки грамотной ситуативной речи;

- активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;

- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах

общения.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие «речевой этикет».

  2. Нормы русского речевого этикета

  3. Раскрывать особенности русского речевого этикета.

  4. Элементы речевого этикета и способы их реализации на разных языковых уровнях.

  5. Основные понятия, определения, термины, связанные с современным русским речевым этикетом.

Учащиеся должны уметь:

  1. Практически применять нормы речевого этикета.

  2. Отличать и анализировать различные этикетные средства.

  3. .Давать самостоятельную оценку языковому поведению окружающих людей и литературных героев.

  4. Пользоваться словарной и справочной литературой по данной теме.

Принципы, лежащие в основе курса:

1. Научность: практические задания основаны на владении теоретической

базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий

речевой культуры.3

2. Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из

которых является частью общей структуры; последующий блок

дополняет общую картину языкового явления.

3. Природосообразность: сведения по курсу преподносятся с учетом

готовности класса их воспринимать.

4. Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-

языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение

к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.

5. Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие

учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и

совместной работы с деятельностью в составе групп.

6 Творческий характер заданий: например, интерпретировать языковые

явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой

текст в соответствии с речевой установкой .

Ожидаемый результат (ЗУНы).

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный

язык, языковая норма, культура речи;

 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного

русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой

сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и

письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,

точности и уместности их употребления;

 проводить лингвистический анализ текстов различных

функциональных стилей и разновидностей языка.

Учащиеся должны приобрести навыки: находить в письменной речи все виды речевых ошибок и исправлять

их

 выявлять изобразительно-выразительные средства в текстах,

узнавать их

 работать со словарной статьей.

Методические рекомендации к курсу

Данный курс рекомендуется для учащихся 11-х классов, которые интересуются

языком, работают над развитием речевого аппарата, стремятся выразить себя в слове, проявить

свои творческие способности.

Программа данного курса берет за основу развитие связной культурной речи учащихся путем

усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой

речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

Углубляется работа над понятиями «стилистика», «культура речи», «речевые нормы»,

«текст». В ходе работы учащиеся убеждаются в том, что на характер

высказывания всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в

речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных высказываний. Такая работа

позволяет приблизить учебную речевую деятельность школьников к речевой практике, сделать

более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.

Опора на понятие «текст» открывает богатые возможности для формирования у

школьников умения развивать мысль в тексте, оформлять ее в соответствии с замыслом,

демонстрировать свои творческие способности.

Результат работы курса - публичные выступления учащихся, приобретение

информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую

ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка

для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать

свои творческие способности



На занятиях элективного курса «Язык в сферах общения» рекомендованы формы

работы,

расширяющие традиционную классно-урочную систему: лекция, практикум,

семинар,

самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с

использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ.

Используемый учебно -методический комплект

Виды и формы работы:

 практические занятия

 лекции

 сообщения учащихся

 лингвистические игры

 анализ текстов

 анализ языковых единиц

 работа со словарями, словарной статьей

 работа с терминологией

 тестирование

Виды и формы контроля:

 тестирование

 анализ текстов

 редактирование текстов

 контрольные работы

 зачетные работы







Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №4» на 2015/2016 учебный год на изучение

элективного курса по русскому языку отводится 1 час в неделю, на весь курс 11

класса 35 часов в год ,в том числе на практические работы - ч, тесты- ч.. Программа состоит

из двух разделов : 1 раздел: «Культура языка» ( 17 часов) и 2 раздел :

« Сферы общения языка» ( 18часов).

.Содержание программы.

1 раздел. « Сферы общения языка»

Введение

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях

Тема 1. Этикет в сфере общения.

«Вежливые» слова. Русский речевой этикет - приветствия.

Тема 2.

Толерантное общение. Теория и практика спора.

Тема 3. Язык общения с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления.

Тема 4. Эпистолярное общение. Структура письма. Виды писем: деловые, частные,

письма в газету;

по цели высказывания: дружеские, любовные, письма - поздравления, письма -

пожелания,

письма - информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и

вечном».

Тема 5. Язык СМИ.

Язык рекламы.

Тема 6. Сфера молодежного общения.

Жаргонизмы и школьный сленг. Недопустимость использования

жаргонизмов в литературном языке.

Тема 7. Культура общения по телефону.

Мобильный этикет.

Тема 8.

Культура общения по телефону.

Мобильный этикет.

Тема 9. Решение речевых задач.

Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ.

Тема 11. Автобиография, резюме как разновидности делового общения

Тема12. Деловая переписка, заявление, объявление , особенности оформления

Тема 13. Язык профессиональной сферы общения.

Тема 14. Употребление диалектизмов и жаргонизмов. Преодоление диалектных

ошибок в речи.

Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной

среде.

Тема 16 Смешение речевых средств различных сфер

общения как недостаток речи

2 раздел « Речевая культура личности. Речевой этикет.».

Тема 1. Формулы речевого этикета.

Тема2. Речевой этикет современной молодежи.

Тема3. Виды коммуникативных неудач (нарушение речевого этикета).

Тема4. Речевое общение , ситуации речевого общения.

Тема5. Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой

культуры.

Тема6.Речевая агрессия и пути ее преодоления.

Тема7. Экология речи. Чистота языка. Закон о защите русского языка.

Тема8. Основные требования к речи : правильность, точность, ясность,

логичность, чистота, выразительность.

Тема9. Словарный запас человека и источники его пополнения..

Тема 10. Культура диалога. Правила ведения речи.

Тема11. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы,

этикетные выражения.

Тема12.Культура критики в речевом общении.

Тема13. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.

Тема14. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.

Тема 15. Особенности сетевого этикета (нетикет)

Тема16. Эргономика среды как составная часть речевого этикета.

Тема17. Роль невербальных средств в общении, их этикетная функция.

Тема18. Виды норм русского литературного языка











.Учебно- тематическое планирование элективного курса на 2015\2016 г.



п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов( в том числе теоретических и практических работ)

Кол. тестовых работ

Кол. практических работ

Кол. котрольных работ

Учебник

1

Сферы общения языка»

17


2

« Речевая культура личности. Речевой этикет.».

18


3

Итого

35














Календарно-тематическое планирование

« Сферы общения языка»

п\п

Кол. часов

Темы , разделы изучаемого материала

Формы проведения

Дата по плану

Дата фактическая

1

1

Введение

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях

05.09

05.09

2

1

Этикет в сфере общения.

«Вежливые» слова. Русский речевой этикет - приветствия.

10.09.

10.09.

3

1

. Язык общения с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления.

18.09.

18.09.

4

1

Эпистолярное общение. Структура письма. Виды писем: деловые, частные,

письма в газету;

по цели высказывания: дружеские, любовные, письма - поздравления, письма -

пожелания,

письма - информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и

вечном».

25.09.

25.09.

5

1

Язык СМИ.

Язык рекламы.

02.10

6

1

Сфера молодежного общения.

Жаргонизмы и школьный сленг. Недопустимость использования

жаргонизмов в литературном языке.

09.10

7

1

Культура общения по телефону.

16.10

8

1

Мобильный этикет.

23.10.

9

1

Решение речевых задач.

30.10.

10

1

. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ.

13.11.

11

1

Автобиография, резюме как разновидности делового общения

20.11.

12

1

Деловая переписка, заявление, объявление , особенности оформления

27.11.

27.11.

13

1

Язык профессиональной сферы общения

04.12

14

1

Употребление диалектизмов и жаргонизмов. Преодоление диалектных

ошибок в речи.

11.12

15

1

Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной

среде.

18.12

16

1

Смешение речевых средств различных сфер

общения как недостаток речи

25.12

17

1

Заключение Языковая лингвистика

15.01.





« Речевая культура личности. Речевой этикет».

п\п

Кол. часов.

Темы , разделы изучаемого материала

Формы проведения

Дата по плану

Дата фактическая

1

1

Формулы речевого этикета.

22.01

2

1

. Речевой этикет современной молодежи.

29.01.

3

1

. Виды коммуникативных неудач (нарушение речевого этикета).

05.02.

4

1

Речевое общение , ситуации речевого общения.

12.02.

5

1

Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой

культуры.

19.02.

6

1

Речевая агрессия и пути ее преодоления.

26.02

7

1

Экология речи. Чистота языка. Закон о защите русского языка.

04.03

8

1

Основные требования к речи : правильность, точность, ясность,

логичность, чистота, выразительность.

11.03.

9

1

Словарный запас человека и источники его пополнения..

18.03

10

1

Культура диалога. Правила ведения речи.

01.04

11

1

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы,

этикетные выражения.

08.04.

12

1

Культура критики в речевом общении

15.04.

13

1

. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.

22.04.

14

1

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.

29.04.

15

1

Особенности сетевого этикета (нетикет)

06.05

16

1

Эргономика среды как составная часть речевого этикета.

13.05.

17

1

Роль невербальных средств в общении, их этикетная функция.

20.05

18

1

. Виды норм русского литературного языка

27.05.

Используемый учебно-методический комплект.

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для

учителя

2 Зарецкая Е.Н.Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2001телей. - 2-е изд., испр. и д

3. Какорина Е. Язык средств массовой коммуникации. - Газета «Русский язык»№46, 1999оп. - М.: Прос20. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006вещение, 1923

.4 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.,

"Педагогика"

, 5. Петрановская Л. Учимся вести переговоры.- Газета «Русский язык»,№ 30, 200

6. Поварнин С. С. Резниченко О., Суняйкина Т. Речь современной молодежи: этический аспект.- Журнал

«Педагогический вестник Кубани» ,№ 3(41),2007.

7. Редакционная статья. Языковое общение. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.

8. Розанова Н. Язык в общении. - Газета «Русский язык», № 30, 2001.

9. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд.,

10. Саляев В.А. Об основных этапах эволюции арготического слова. - Журнал «Русский язык в

школе», №6, 1985.

11. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб.

заведений. - М.: Дрофа, 1996.

12«Русский язык» Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. - СПб., 2002.Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.

13Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. - М., 1991.

14Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.

15Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. - М

16Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.

17Львова С.И. Речевой этикет. - М., 1

18Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. - Челябинск, 2000 г.

19Скворцов Л.И. Культура языка - достояние социалистической культуры. - М., 19

20Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.

21.Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

22.Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000.

23Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. - М., .

24Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.

25Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

26Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М., 2006.

27Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. - М., 2002.

.



Приложение

А Н К Е Т А

для обучающихся на курсе

1. Почему ты выбрал этот курс?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________

2. Так ли важно соблюдать речевые нормы?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Что, по-твоему, обозначает понятие «культура речи»?

______________________________________________

4. Чему ты хочешь научиться, посещая элективный курс?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А Н К Е Т А

для окончивших курс

1. Полезен ли был для тебя курс?

___________________________________________________________

2. Чему ты научился за это время?

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Оправдались ли твои ожидания?

___________________________________________________________

4. Будешь ли ты следовать правилам и соблюдать речевые нормы?

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Напишите рекомендательное письмо, обратитесь к тем, кто еще не выбрал этот

курс.______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________



© 2010-2022