Программа факультатива по литературе Живое слово 8 класс

 Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творчески...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа факультатива по литературе

«Живое слово». 8 класс

Составитель: Климченко С.А.





Пояснительная записка.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа факультатива «Живое слово».

Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи курса:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  1. целостный анализ поэтического произведения:

  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

  3. постижение поэтической идеи;

  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;

  2. увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

  5. повышение уровня обученности школьников и качества знаний в

области литературы.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа) Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах

2. «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

3 Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)

Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Конкурс стихотворений о природе.

  1. Системы стихосложения. (2 часа)

Виды систем стихосложения Составление буриме.

5. Размер стиха. (6 часов)

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий.

Анализ поэтических произведений русских классиков.

6. Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифм

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

7. Поэзия и штампы. (2 часа)

Понятие «штамп» в литературе

8. Стили речи. (2 часа)

Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

9. Поэзия и живопись. (2 часа)

Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Переложение репродукций на стихотворный текст.

10. Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Наложение стихов на музыку.


11. Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Обобщение знаний и подведение итогов

Календарное планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

2

2.

«Я знаю силу слова».Назначение поэта и поэзии.

2

3.

Изобразительные средства русского языка.

6

4.

Система стихосложения.

2

5.

Стихотворный размер.

6

6.

Рифма. Виды рифмовки.

6

7.

Поэзия и штампы.

2

8.

Стили речи.

2

9.

Поэзия и живопись.

2

10.

Музыка в поэзии.

2

11.

Итоговое занятие «Ярмарка талантов».

2


Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.: ил. - (Мир знаний);

  3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ ведения и читательское восприятие школьни ков. - Л., 1974.

  4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985г.

  5. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. - 605 с.

  6. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. - Калининград: КИПО, 2002. - 175 с.: ил. - Б. ц.;




© 2010-2022